Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Как мы переживём эпоху нефти по $20

  • Что бы там ни говорила и что бы ни «готовила» ОПЕК в преддверии своего «внепланового» заседания, которое, судя по всему, все-таки состоится уже в марте текущего года, на сегодняшний день впервые с декабря 2003 года стоимость барреля нефти марки WTI опустилась ниже психологической отметки в 30 долларов. И все это происходило на фоне обеспокоенности инвесторов о глобальном перенасыщении рынка сырьем и укреплении американской валюты.

    О чем, собственно говоря, и свидетельствуют данные торгов.

    Ну, а так с начала января нефть марки Brent уже подешевела на 17,5%, марки WTI потеряла 16,6%. И, более того, три крупнейших инвестиционных банка – Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup – так и вообще считают, что нефть может вскоре опуститься ниже 30 долларов за баррель.

    И даже снизиться до 20 долларов за баррель.

    А может и не упасть.

    Может даже, кстати, согласно другим, не менее авторитетным прогнозам, не только стабилизироваться, но и даже довольно резко подскочить. Вплоть до ста долларов за бочку, о чем втайне, безусловно, мечтают все нефтяники не только России, но и всего мира, и даже т.н. «либерально-экономический блок» правительства РФ.

    Ну, и, как вы думаете, сможет ли что сделать с этой вот самой красотой и внезапностью эта «пресловутая ОПЕК»?!

    Безусловно, нет.

    И причин тут как минимум две.

    Точнее, причина одна: ОПЕК, откровенно говоря, судя по всему, вообще утратила контроль над нефтяным рынком. А вот уже, простите за тавтологию, причин этой «утраты» как раз именно две.

    Локальная, в лице «раскола» внутри самой ОПЕК.

    И «глобальная», о которой мы поговорим чуть ниже.

    О локальной: ОПЕК, ранее выступавшая единым регулятором мирового нефтяного рынка, сейчас расколота на минимум три противоборствующих лагеря.

    Первый «лагерь» - это саудиты и другие «страны залива», которые объективно борются за «долю на рынке» как со своими партнерами из ОПЕК, так и с Соединенными Штатами с их «сланцевой революцией». Не забывая, разумеется, и о России. Но с Россией им бороться, мягко говоря, несколько сложнее, потому как российская нефть по себестоимости, безусловно, немного дороже, но, в отличие от «сланцев» - реально немного, если считать в абсолютном денежном эквиваленте.

    Второй «лагерь» - это наиболее страдающие сейчас от обвала нефтяных доходов страны Африки и Латинской Америки.

    Ну, и третий, Иран, которому скоро возвращаться, в связи с отменой санкций, на рынок, и который пока что занимает откровенно выжидательную позицию. Да и вообще, по некоторым «сигналам», больше готов координировать свою нефтянку как раз не с ОПЕК, а с не входящей в эту организацию Российской Федерацией. Ибо на то у Ирана есть не менее важные, чем стоимость барреля, не только экономические, но вполне себе даже и политические причины.

    А есть еще Россия и «сланцевые» США, которые в ОПЕК не входят, и у которых есть свои, никак не связанные с деятельностью данной организации интересы.

    И, как вы думаете: способна ли при подобного рода раскладах ОПЕК не то чтобы «выступать регулятором рынка», но и вообще хотя бы о чем-то более или менее внятном хотя бы попытаться договориться?

    …Но есть и еще один фактор, уже не «локальный», а вполне себе даже и фундаментальный: по сути, эпоха, когда производители полностью определяли цену нефти, закончилась еще в середине 80-х годов прошлого века, с приходом фьючерсов и других «производных цены». Потому как по сути вся нефтяная биржевая торговля сейчас ведется не реальной нефтью, а бумагой, что и способствует разного рода «надуванию и сдуванию» нефтяных «пузырей» куда больше, чем любые решения любого картеля производителей.

    Вот, собственно говоря, и все.

    Осталось только немного поговорить о том, как подобного рода «красота» скажется непосредственно на нашей Российской Федерации. И, вот тут, что самое интересное: если наше правительство не наделает обыкновенных для него глупостей типа «глобальной приватизации», то, скорее всего, - не фатально.

    Просто потому, что период спекулятивно-дешевых цен на нефть вряд ли сможет быть по-настоящему долгим, а нормальный «подкожный жир» мы в период «дорогой нефти» уже более-менее накопили. На года два-три (а больше «дешевой нефти» не дает практически никто, ибо тогда сгорят и «американские сланцы» и грохнется окончательно африкано-латиноамериканская добыча) по крайней мере, совершенно точно хватит.

    Это – если говорить по бюджету.

    А сами отечественные нефтепроизводители спокойно переживут какой-то период и «нефти по двадцать за бочку», ибо себестоимость добычи, как мы уже писали, это вполне позволяет. Да, будет немного поменьше «разведки», но ее и так уже произведено по тем же шельфам вполне достаточно, и есть время спокойно готовиться, заниматься технологическим импортозамещением по оборудованию, продумывать включение на фоне низких цен сопутствующей «нефтехимии», и т.д., простите, и т.п. И не только готовиться, но и участвовать в «большом переделе» глобального нефтяного рынка, который уже идет.

    И тут единственная прослойка населения, которая может вполне себе реально пострадать, так это реально «обслуживающий потребление» «креативный», простите, «класс». Просто на фоне снижения потребления и количество всевозможных «дизайнеров», «модных фотографов», «юристов», финансовых консультантов, представителей портфельных инвесторов и маркетологов, «специалистов по мерчендайзингу» и, прочего «бэк-офиса» тоже, наверняка, сократится. И я вот даже не сильно уверен, что это плохо: может, и наоборот, - хорошо.

    Но это, опять-таки, - только при условии, если мы не будем делать глупостей и поменьше слушать, что нам сейчас будут «дуть в уши» выражающие, по сути, их интересы, разного рода «союзники и учителя» не столько из рядов ОПЕК, сколько из рядов, вы уж меня простите, всяческих ВШЭ и МВФ.

    Дмитрий Лекух

3