Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Россия глазами «украинца»

  •  Картинки по запросу невский проспект днем

    В сознании «пэрэсичных украйинцив» Россия — это некий сюрреалистический фантом, слепленный из древних стереотипов, невротических фантазий и откровенной лжи. Для большинства моих украинских сограждан современная Россия это нечто среднее между «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына и неким фантасмагорическим, постмодернистским Лукоморьем, оккупированным злобными орками, гоблинами и троллями времён мифической битвы за Средиземье.

    Абсурдность данной ситуации заключается в том, что одна часть населения Украины (жившая в СССР) выстраивает свои представления о России на основе личных воспоминаний о советских временах, а другая (родившаяся и сформировавшаяся во времена «нэзалэжности»), своё представление о России формирует на фундаменте оголтелой, антироссийской, русофобской пропаганды, непрерывно источаемой всеми средствами массовой информации Украины.

    Однако дело в том, что той, советской России (которую, в том числе помню и я) уже давно не существует, а России, которую с паранойяльным задором воспели в своих политических мифах украинский национализм и государственная пропаганда Украины, никогда не было. Поэтому Россия по-украински — это скорее некий продукт массового психического недомогания, чем нечто реальное.

    Прожив на Украине все годы её «нэзалэжности» и не имея никакого личного представления о постсоветской России, я подозревал, что многое, рассказанное о ней «украинцам» — это чушь и ложь. Но даже я не ожидал, что украинская «брэхня» заходит так далеко. Буду откровенен. Как оказалось, даже у меня были шаблоны, которые после нескольких месяцев жизни в России с треском лопнули в моём сознании. Дабы защитить себя от разочарования, покидая Украину, я настраивал себя на худшее. Однако, увидев реальную Россию, понял, что моя осторожность была напрасной.

    Безусловно, говорить обо всей Российской Федерации я не могу. Для этого надо исколесить страну. Зато могу рассказать, каким я увидел Санкт-Петербург и «Питерщину» — северо-западную часть современной России, откуда много столетий назад в Киев вместе с русскими князьями пришла Русь.

    По сути, перед вами заметки «украинца», который впервые увидел постсоветскую Россию.

    Помните известную сентенцию о том, что у России две беды — дураки и дороги? Так вот, насчёт дураков пока ничего сказать не могу, а вот бед, связанных с российскими дорогами я не увидел. Вместо них мне довелось обнаружить автомобильные трассы, ничем не уступающие европейским.

    Тем из моих соотечественников, которые хотят получить представление о том, что собой представляют все дороги «Питерщины» и «Московщины», советую прокатиться по трассе Киев-Чоп (М 06), которую Украине построили европейцы руками турков накануне Евро-2012. В России, покамест, дорог иного качества, чем эта, я не видел.

     Причём речь идёт не только о федеральных трассах, но и дорогах местного значения. В Питере, Москве и их областях «дорог» украинского типа (это когда вместо ровного, как стекло, дорожного покрытия присутствует совокупность ям, колдобин и выбоин) я не обнаружил.

     Возможно, где-то в России «дороги» украинского типа и существуют (вероятнее всего), но в такую глушь я пока не заезжал.

    Аналогичная в Питере ситуация и с тротуарами. Если, к примеру, по дворам киевского Сырца из-за ям ехать крайне сложно даже на джипе (такое ощущение, что данный район подвергся массированной бомбардировке), то на «Питерщине» идеальные тротуары даже на улицах прилегающих к северной столице посёлков. Для человека, прожившего всю свою жизнь в «нэзалэжний» — это очень непривычно.

    Забавно то, что россияне своего дорожного счастья (и не только) не осознают. Они его воспринимают как должное. В этом смысле им не понять украинских граждан, которые даже в своей столице могут лишь мечтать о хороших дорогах. Но особенно меня забавляют неистовые путиноборцы, которые где-то выискивают фотографии с разбитым дорожным покрытием и старательно их постят в сети как доказательство российского бездорожья. Так выглядит информационная война против России.

    Теперь что касается работы коммунальных служб. Весь Питер буквально вылизан. На улицах практически идеальная чистота. Причём как в центре, так и в спальных районах. Дворники с каким-то удивительным остервенением метут и скребут вверенные им территории не только утром, но и весь день. Наблюдать это после тотально загаженного Киева очень непривычно.

    Должен признаться, что после Украины меня поражает чёткая организация работы питерских госструктур, обслуживающих население. Здесь я не увидел привычных на Украине очередей, а также порождаемой ими суеты и ругани (единственная очередь, в которой мне довелось стоять, это очередь в Казанском соборе к Чудотворной Казанской иконе Божьей Матери). Везде установлены электронные системы, с помощью которых посетитель (в зависимости от своей проблемы) самостоятельно получает нумерованный талон, а затем электронное табло направляет его по номеру талона в тот или иной кабинет (я такое в Киеве видел лишь в центральном офисе МТС на Крещатике).

    Удивил российский «Сбербанк». Ведь когда-то он, как и нынешний украинский «Ощадбанк», входил в единую систему «Сбербанка» СССР. Но теперь это два разных мира, две ничем не схожие реальности.

    Последний раз, когда я заходил в одно из киевских районных отделений «Ощадбанка», меня там встретил полудикий, обшарпанный, душный «совок», выкрашенный масляной краской, с очередью утомлённых пенсионерок возле зарешоченных кассовых окон. Перед моим взором предстал этакий чудом уцелевший оазис далёкого советского прошлого.

    Российский же «Сбербанк» — это абсолютно современное банковское учреждение с приятным дизайном, без какого либо намёка на «совок», с чёткой, продуманной организацией процесса обслуживания клиентов.

    Удивил в Питере городской транспорт — новые, чистые автобусы и троллейбусы. Везде, даже в маршрутных «бусиках», на поручнях установлены устройства электронной оплаты проезда с помощью универсальной карточки — т.н. «подорожника». Это очень удобно и выгодно. На «подорожник» в кассе метро кладётся необходимая пассажиру сумма, а потом с его помощью он может оплачивать проезд во всех видах городского транспорта. Причём через определённое количество поездок цена проезда снижается.

    Приятно удивили российские поликлиники. Везде свежий ремонт. Хорошая мебель и оборудование. Компьютерные базы данных. Со своими лекарствами, шприцами, бинтами и пр. к врачу идти не надо. По сравнению с поликлиниками в том же Киеве, это просто вершина развития медицинского обслуживания. Про областные, и уж тем более, районные украинские поликлиники я вообще молчу. Их сравнивать с российскими всё равно, что сопоставлять подлежащие сносу руины с современной новостройкой.

    Ещё пару слов в развитие медицинской тематики. В прошлом году довелось мне проведать своего родственника, который лежал в киевской элитной «Феофании». Зашёл в отделение, и моему взору предстали остатки былой советской роскоши тридцатилетней давности. Когда там делался последний раз ремонт, даже трудно представить. На полу вздувшийся линолеум либо рассохшийся паркет. На стенах старые деревянные панели. В коридоре — продавленные тысячами задов, древние засаленные кресла. В туалете на стене — электросушилка для рук «Донбасс», возраст которой сопоставим с моим. Особо умилила «палата», представляющая собой отгороженный шторой тупик больничного коридора. К этому могу добавить, что необходимые для лечения лекарства родственники пациента покупали самостоятельно. А ведь, повторю ещё раз, «Феофания» — элитное медицинское учреждение. Возможно, в этом заведении есть и ультрасовременные отделения. Но их мне увидеть не довелось.

    С любопытством и удовольствием наблюдаю за питерцами.

    Прежде всего, каждый раз вызывает улыбку воспоминание о старой «свидомитской» сказке про населяющих Россию то ли угро-финнах, то ли татарах, то ли монголах. Дело в том, что в Питере среди местного населения антропологически доминируют светлоглазые блондины с правильными, европеоидными чертами лица. Иначе говоря — классический тип светловолосого, голубоглазого русского, который полностью соответствует т.н. «арийскому» эталону, когда-то так воспетому в Третьем рейхе. Очень много рыжих. Иногда возникает ощущение, что ты не в России, а в Швеции.

    На антропологическом фоне Питера, Киев контрастирует своей чернявостью. Особенно после того, как его оккупировали галичане. Смешно созерцать вождей украинских «арийцев», уверенно рассуждающих о т.н. русской угро-финности, но при этом иллюстрирующих своими «расово правильными» «пыками» то ли татар, то ли хазар, то ли печенегов с половцами. Я уже молчу про все эти их майданы в виде орды.

    Хочется сказать пару слов об эстетике. В Киеве всегда было принято рассуждать о том, что украинки самые красивые чуть ли не на всём белом свете. Спорить с данным утверждением не буду. Как говорится, на вкус и цвет, да ещё в патриотическом угаре, товарищей нет. Однако недавно поймал себя на том, что, гуляя по Питеру, как-то уж совсем по юношески засматриваюсь на здешних девушек и женщин. У них иной тип женской красоты. Не такой, как на Украине. Честно признаюсь, что нередко приходится с трудом отводить взгляд от особо гармоничных представительниц местного слабого пола, чтобы их не смущать. Воистину красота страшно притягательная сила.

    Что касается т.н. «чуждости» великороссов и малороссов, о которой неутомимо рассказывают украинские вожди и их СМИ. Если взять какого-нибудь киевлянина, усыпить его, вывезти в Питер или Москву, усадить в вагон метро советского производства, а потом разбудить, то он никогда не поймёт, что находится «за границей». Это я о людях. По своей сути люди по обе стороны российско-украинской границы ничем не отличаются. Они — единое целое. Один народ. Уловить разницу между ними можно лишь по говору, по трудно уловимым ментальным и поведенческим особенностям. Но подобные различия присущи любому большому народу. Будь то китайцы, индийцы, японцы, испанцы, немцы, французы и пр.

    В Питере очень много узбеков и таджиков. Они здесь — некий аналог сельских гастарбайтеров, приехавших в Киев с Западной Украины. Уровень культурного и интеллектуального развития, ценности, образ жизни, профессиональные навыки, а главное — чуждость городу как таковому у прибывших в Питер на заработки выходцев из Центральной Азии практически идентичны тем, которые присущи западно-украинским селянам, обосновавшимся в Киеве. Тем не менее, узбеки и таджики для России это — дешёвая рабочая сила, а галичане для Украины не просто дешёвая рабочая сила, но и наиболее деструктивный этно-социальный элемент, руками которого практически полностью разрушена украинская государственность. Кстати говоря, в Питере «украинцы» — непосредственные конкуренты узбеков и таджиков. Работу, которую не хотят делать россияне, делают эти основные категории гастарбайтеров.

    Приятно удивил культурный уровень питерцев. На Невском по выходным возле книжного магазина «Буквоед» собираются прохожие, чтобы послушать зачитываемые там в слух фрагменты книг. В частности недавно наблюдал, как толпа зевак слушала «Преступление и наказание» (!), сопровождающееся легким театральным перфомансом общающегося со слушателями «Раскольникова».

    Ранее с удовольствием слушал в том же «Буквоеде» на Невском Михаила Веллера. Старик весьма живо и остроумно общался с поклонниками своего таланта. Как я понял, подобные мероприятия не редкость для Питера. Музеи, театры, выставки, парады, концерты и пр. это тема отдельного разговора. Город живёт весьма активной культурной жизнью.

    А ещё я люблю подглядывать за тем, что питерцы читают в метро. Как правило, это молодёжь (видел даже читающих десятилетних пацанов). А знаете, что читают молодые жители Питера? Достоевского, Пикуля, Ремарка, Маркеса, Борхеса, Толстого, Шолохова, Дюма, Юнга. Признаюсь честно, меня это поразило. В киевском метро, к сожалению, я такого никогда не видел. В лучшем случае — детектив или женский роман в карманном формате.

    Кстати говоря, в питерском метро ещё принято уступать места не только старикам, но и женщинам. После Киева (где сие тоже присутствует, но в локальном масштабе) данная культурная традиция очень сильно бросается в глаза. Мне не раз приходилось ехать в вагоне, где стояли только мужчины.

    Во дворе дома, где я живу — новая школа с двумя бассейнами и великолепным школьным стадионом. Рядом два новых детсада.

    Отличительной чертой Питера является массовое использование горожанами роликов, самокатов и велосипедов. Причём как детьми, так и взрослыми. Не раз видел мужчин лет 30-40 на самокатах и складывающихся велосипедах. Уж очень это как-то по-европейски.

     Продукты питания в Питере дороже киевских примерно на четверть или треть. Если честно, то, на мой взгляд, они по качеству хуже украинских. Хотя, возможно, я просто к ним не привык. Выбор одежды большой. Присутствуют европейские бренды, которых нет в Киеве. Цена на одежду примерно такая же, как в украинской столице. Промышленных товаров гораздо больше. В том числе и европейских. Причём цены на них ниже украинских. Самое удивительное, что гаджеты, продаются в Питере иногда чуть ли не в два раза дешевле их аналогов в Киеве. Ситуация странная и для меня необъяснимая.

    Городской транспорт достаточно дорогой. Проезд стоит от 28 до 35 рублей. Не дешёвая по украинским меркам и мобильная связь. За коммунальные услуги летом питерцы платят около 2 тысяч рублей, а зимой — около 3 тыс.

     Однако при всём этом необходимо учитывать, что средняя, «дохленькая» зарплата в Питере составляет 35-40 тыс. рублей. Это (при колеблющемся курсе) примерно 600-700 дол. США. На данный момент для Украины подобная «зарплатня» — невероятно большие деньги. Ведь сейчас средняя украинская зарплата — от трёх до четырёх тысяч гривен (136-180 долл. США). В областях она вообще дотягивает лишь до двух тысяч. При этом надо учитывать нынешнюю стоимость украинских коммунальных услуг — от 1 до 3 тыс. грн. в зависимости от площади квартиры. Что называется, ощутите разницу.

    Не зря сейчас граждане Украины массово бегут в Россию (т.е. на территорию «врага» и «агрессора»). Одни спасаются от украинской «армии-освободительницы», а другие на заработки и просто подальше от постмайданного «счастья» новой украинской Руины. На данный момент российская Федеральная миграционная служба фактически работает только на «украинцев», решивших по той или иной причине покинуть свою родину.

    В Питере украинских мигрантов очень много. Нередко слышишь на улице знакомый суржик.

    Отношение простых питерцев к беглым «украинцам» очень хорошее. В основном они проявляют к нам жалость, сострадание, сочувствие и желание помочь. Здесь «украинцев» воспринимают как своих. Даже к «свидомым» относятся как к глупым, обманутым и чуть сумасшедшим родственникам, которые рано или поздно разберутся в том, кто им друг, а кто враг. На фоне массового, русофобского психоза, из которого я уехал несколько месяцев назад, покинув Киев, спокойное, сострадательное и доброжелательное отношение великорусов к малороссам просто поражает. Всё-таки насколько удивительное по своей глубине и силе русское великодушие!

    Какое в целом моё впечатление от Питера и его окрестностей?

     Это динамично обновляющийся, строящийся и развивающийся регион. Причём уровень его развития далеко обогнал тот же Киев, выйдя на уровень столиц Восточной Европы. Санкт-Петербург в гораздо большей степени европейский город по своему духу и урбанистической организации, чем украинская столица. Похоже, что пока Украина безуспешно ломилась в Европу и изводила себя дикими майданами, Европа без лишнего шума сама пришла в Россию.

    В общем-то, если бы граждане Украины знали, как сейчас живет народ России, если бы они видели нынешний уровень российского цивилизационного развития, у многих из них произошёл бы серьёзный нервный срыв. Ведь подняться на уровень развития России у Украины уже нет никаких шансов. Упущено время. Растрачены ресурсы. Если бы все эти украинские патриоты и активисты увидели бы воочию современную Россию, многие бы из них поняли, какой бессмысленной ерундой они занимались все эти годы, а самые сообразительные из них задали бы себе простой, но очень важный вопрос: а зачем нам эта «нэзалэжность»? Какой в ней смысл, если из-за неё лишь руина, вырождение, нищета, а теперь ещё — кровь и смерть?

    Андрей Ваджра, автор «Украина.Ру»
4