Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Гипнотическая улыбка капитализма – или «экономика внимания»

  • Есть две очень важные вещи, которые нужно знать о капитализме. О них не принято писать в учебниках по экономике, их не найдёшь в Википедии – но и никакими особыми секретами они не являются.

    Первое. Капитализм – феноменально живучая штука, гибко меняющая форму и приспосабливающаяся к самым неблагоприятным условиям. Капитализм – как тварь из фильма «Чужой». Каждая система, объявлявшая капитализму войну и уничтожавшая его, рано или поздно оказывалась сожранной им изнутри. Самая большая ошибка, какую только можно сделать – это недооценивать капитализм.

    Оглянитесь вокруг себя. Почти все вещи, что вы увидите, были созданы благодаря капитализму и в рамках капиталистических отношений. Домашние компьютеры, безрамочные смартфоны, быстрые автомобили, высотки из стекла и бетона – эти дары капитализма всегда предельно осязаемы.

    У этих даров есть цена, и она устраивает далеко не всех. Но стыдить капитализм его грехами бесполезно: крепко вцепившись когтистой лапой в нашу шкирку, он упрямо тащит нас вверх по лестнице прогресса...

    Второе. Капитализм – не враг и не друг. Это мощная сила, с которой тяжело (и часто бесполезно) бороться напрямую. На каждой новой ступеньке, куда эта сила заталкивает нас, ждут новые дары – и новые вызовы.

    Вы можете проклинать сколько угодно капитализм за его звериную жестокость, но вы живете при капитализме – таком, какой и заслужили. И от ваших самых яростных проклятий ему ни горячо ни холодно.

    И сейчас речь пойдёт об очередной ступеньке капитализма, на которой мы начинаем осваиваться.

     

    Чем вы сейчас заняты? Сидите за компьютером. Читаете этот текст, сосредоточенно вглядываясь в экран своего устройства. Поглощаете информацию. Это комфортное времяпрепровождение, ныне привычные и необременительные – и есть новая ступень капитализма. Её название – «экономика внимания». Но за её внешней непринужденностью и комфортом прячутся фундаментальные сдвиги в обществе.

    Термин «экономика внимания» возник еще в 1997 году, когда только народившаяся Сеть стала самой горячей темой как для исследователей, так и для бизнесменов. Некоторое время он обозначал одну из составных частей интернет-экономики. Но Сеть быстро росла и развивалась – и в последние годы мы слышим всё чаще о том, что она вмешивается в политику, вторгается в рабочие пространства и личную жизнь. Экономика внимания из академического концепта превращается в нашу новую реальность.

    Но что это такое, в чем особенности этой экономики внимания? Начнем с того, что эта ступень полностью соответствует установкам капитализма и является эволюцией его предшествующих форм. Как и для любой экономики, ключевой темой экономики внимания являются ресурсы. В традиционной «большой экономике» одним из главных ресурсов был массовый труд. Однако новая ступень расстаётся с пережитками прошлого – и на первый план выходит другой ресурс, отражающий превосходство новой модели по сравнению с предыдущими.

    Нетрудно догадаться, что главным ресурсом экономики внимания является собственно внимание. Твоё и моё, каждого из миллиардов людей, населяющих нашу планету.

    Внимание – весьма расплывчатое понятие, в силу чего долгое время оно не представляло большого интереса для экономики. Но аппетит капитализма к освоению новых ресурсов ненасытен. Чтобы он смог добраться до внимания, потребовалось много нетривиальных технологий – и они, одна за другой, пришли в наш мир. Эти технологии казались дарами капитализма – но нам пора понять, что капитализм ничего не дает даром...

    Ютуб», Фэйсбук, скоростной мобильный Интернет и селфи-фотокамеры – все это с легкостью примеряет на себя экономика внимания. Экономика внимания – это развитие принципов общества потребления. Однако, несмотря на преемственность, новая ступень подразумевает серьезные перемены.

    Потребление по-прежнему остаётся центральной идеей в обществе. Это альфа и омега, цель и средство. В старой экономике потребление благ было со всех сторон ограничено – материальными ресурсами, затратами труда, доходами потребителя. Новая ступень отбрасывает эти ограничения, беря на вооружение преимущества информационных продуктов. Достаточно один раз создать информационный контент – и потребить его смогут миллионы и миллионы человек.

     

    Изобилие – вот необходимая черта общества потребления. Насколько труднодостижимо оно было в старой экономике – настолько же естественно следует из нового этапа. И в этих условиях на первый план неожиданно выходит ресурс внимания.

    В сутках всего 24 часа, из которых 8 тратятся на сон. Оставшиеся 16 часов – это максимум, который мы способны потратить на открывшееся перед нами потребительское изобилие. И никакие ресурсо- и трудосберегающие технологии не способны увеличить время, доступное для экономики внимания.

    Итогом всего этого становится предельно жёсткая конкурентная борьба за ресурс внимания. Борьба капиталов. Цукерберг может говорить, что цель Фэйсбука – связывать людей. Основатели Гугла могут уверять, что их компания стремится упорядочить информацию и сделать ее доступной каждому. Однако не стоит принимать то, что говорят капиталисты, за чистую монету. Их цель в новой экономике – потреблять внимание пользователей. Остальное – лишь средства.

    Интернет-технологии позволяют устранить многие барьеры в конкурентной борьбе. Это еще больше повышает накал конкуренции. Как и положено в капиталистическом мире, здесь выживают только сильнейшие и крупнейшие. В битве за главный ресурс небольшие медиа-производители могут рассчитывать только на вторые роли и подчиненное положение. Определяющим фактором является тут технологическая вооруженность интернет-гигантов, которая поддерживается накоплением информации о пользователях (принцип положительной обратной связи).

    Ведь пользователи – это и есть объекты битвы за внимание. Чтобы претендовать на свою победу, знать их просто необходимо. Технологические наработки корпораций новой экономики касаются прежде всего нас лично – в отличие от ключевых технологий прошлого, работавших с «неодушевленными» ресурсами.

    Нынешние технологии призваны завладеть нашим вниманием – ибо человек так уж устроен, что ему нравится, когда его вниманием что-то завладевает. Однако каждой корпорации нужно, чтобы этим «что-то» оказалась именно ее платформа. С учетом информационного изобилия и предельно жёсткой конкуренции от технологий требуются всё более изощренные решения. И когда речь идет о ресурсной базе, становится не до сантиментов.

    В ход идёт всё, что может дать эффект – вплоть до нейробиологии. И игроков в этом поле не интересует никакая этика: ведь когда мы тянемся проверить свой смартфон, то кликаем по броскому заголовку или свежему видео. Почему этика должна интересовать капиталистов?

    «Цель оправдывает средства» – со смущенной улыбкой ответит капитал. Цель капитала понятна – но мы и сами всё охотнее отдаем свое внимание в его распоряжение. Мы ослеплены блеском потребительского изобилия; изощренность информационных технологий лишь стремится подстроиться под изощренность наших желаний. Именно мы – главные выгодоприобретатели новой экономики.

     

    Достаточно посмотреть на то, с какой лёгкостью мы поддаемся возрастающим соблазнам цифрового мира. Средний американец тратит в сутки уже более 11 часов на потребление различных медиа. В это число включены и «традиционные» ТВ с радио. Но есть и альтернативные данные по новым форматам: в день на них уходит почти 8 часов.

    Да, кто-то проводит рабочее время за монитором. Однако рост настолько стремительный, что только рабочим временем его не объяснить. И в свете таких данных «теоретический максимум» в 16 часов в день не выглядит таким уж невероятным...

    То есть экономика внимания выводит общество капиталистического потребления на совершенно новый уровень.

    Была ли вообще альтернатива этому, могло ли что-то иное предложить человечеству дары, которые понравились бы ему больше даров капитализма? История экономики отвечает на этот вопрос «нет». Так что триумф общества потребления закономерен.

    А что до экономики внимания – если мы обратимся к истории медиа, то увидим постоянный рост агрессивности медиасредств в захвате внимания людей. Как и сейчас, этот рост достигался за счет появления новых технологий.

    Всё начиналось просто: печатный станок Гуттенберга – деревянная рама да набор отлитых из свинца литер – вот чем обходились первые медиа. Ранние печатные листки были посвящены какому-то одному событию. Но завлечь внимание публики одной единственной темой было весьма трудно. И появившиеся вскоре «настоящие» газеты со множеством новостей оказались гораздо более успешными.

    А капитал, в свою очередь, следовал за довольно простыми запросами потребителей: больше контента и впечатлений! И за меньшие деньги, конечно. Совершенствование технологий позволяло удовлетворять эти запросы – в том числе за счет всяких побочных схем: медиа обнаружили, что внимание можно перепродавать, снижая тем цену продукта для потребителя. Так реклама стала неотъемлемой частью медиасферы.

    Изобретение радио позволило предложить пользователю еще более интересные впечатления. Телевидение дополнило звук картинкой, и требования к концентрации внимания для него возросли многократно. А уж как возросла увлекательность контента! Прошли считанные годы с момента массового распространения ТВ-сигнала – и просмотр ТВ стал отнимать у среднего американца несколько часов в сутки.

     

    Но и телевизоры, и первые персональные компьютеры обладали существенным недостатком с точки зрения потенциала захвата внимания. Они были громоздкими, немобильными устройствами – а человек постоянно перемещается в пространстве. Достаточно нескольких метров – и источник драгоценного ресурса потерян.

    Значит, надо было искать более эффективные средства потребления внимания. Как вы уже могли догадаться, им стали смартфоны. В любом месте и в любую свободную минутку они теперь могут предложить нам самый замечательный контент, который только можно найти в Сети. Эта повсеместная доступность также является частью рецепта потребительского изобилия.

    И еще одна важная часть, третье слагаемое «триумфа потребителя» – это персонализированный подбор контента. Вообще внимание – вещь субъективная. Свойства внимания у каждого из нас определяются уникальными личными знаниями, особенностями и опытом. Чтобы эффективно овладевать вниманием, нужно максимально глубоко изучить эти вводные – и полагаться на них, выбирая самое подходящее из океана информационного изобилия.

    «Красота заключена в глазах смотрящего», – сказал когда-то Оскар Уайльд. Точно так же богатство и ценность впечатлений от того или иного контента для каждого различны. Стремительный прогресс в информационных технологиях, в обработке «больших данных» открыл для медиа мощнейший источник роста удовлетворенности потребителя. Главное тут – сыграет ли тот или иной контента в такт с прихотливыми «струнками души» конкретного пользователя. Это и есть новейший ключ к победе в жестокой борьбе капиталов за внимание.

    Не успели вы с приятелем обмолвиться по телефону парой слов о вчерашней рыбалке или о завтрашнем походе в кино, как все страницы ваших соцсетей будут заполнены рекламой удочек и кинофильмов…

     

    Следующая важная технологическая веха – массовое распространение так называемых «носимых» устройств, «wearables». И главным из таких устройств должны стать очки дополненной реальности. Первые их образцы появились уже несколько лет назад. Но как и в случае со смартфонами, тут нужна «критическая масса» – совокупность новаторских технических решений и широкого спроса со стороны покупателей. Пока этого нет – но всё может измениться уже в ближайшем будущем.

    ДР-очки убирают очень важный барьер между медиа-контентом и его потребителем: теперь экран постоянно находится перед глазами. Больше не нужно тянуться за смартфоном с его небольшим экранчиком – можно моментально переключить свое внимание с обыденной реальности на информационный продукт, заботливо подготовленный хайтек-корпорацией.

    Это уже – принципиально новый мир, в котором не живут, а пребывают. Правда, какие-то элементарные продукты жизнеобеспечения кто-то все равно должен будет создавать – но для этого сегодня есть армия отключенных от всякого медиа-пространства гастарбайтеров.  

    Такова сегодня капиталистическая экономическая революция в электронной сфере, за которую, естественно, кто-то обязан будет заплатить. Кто именно? Наверное, самые отсталые в этой умственной игре и в этом поединке меж реальным и виртуальным.

    Те, кто как и 100, и 500 лет назад будут растить картоху и доить коров – но уже загнанные нынешним «цифровым капитализмом» в самый экономический зад. Никакого другого капитализма, извините, у нас для вас нет.

     

    По мотивам giovanni

7

Комментарии

12 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов9 декабря 2018 г.-2+8
    Не соглашусь ни с одним тезисом автора. Во-первых, о живучести капитализма. Буржуазные преобразования в сословном обществе проходили болезненно в течение нескольких веков и заканчивались всегда поражением. У элиты были такие же аргументы: от каменного века через бронзовый и железный, общество вступило в век экономический, где человечество открыло и изобрело колоссальное количество полезных вещей, что позволило производить добавочный продукт. Что касается капитализма, то он вступает в свою разрушительную стадию (несмотря на все свои достижения), которая означает расчеловечивание человека. Обезьяна с гранатой - вот закономерный итог общества потребления и информационных технологий, эксплуатирующих всё низменное в человеке. Для этого достаточно посмотреть, что в YouTube вызывает миллиарды просмотров, не говоря уже о надвигающейся экологической и ресурсной катастрофе.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский10 декабря 2018 г.-1+1
    Начнём с того, что т.н. технический прогресс не есть дело человеческих мыслей и идей. Все идеи - это дар тех, Кто ведёт эволюцию это планеты. Всё даётся во благо, но используется человечеством себе во вред. Таково свойство психики тех, кто передвигается на двух ногах по коре этой планеты. Пример: Высшие дали людям Идею расщепление атома для того, чтобы человечество перешло на более чистый вид энергии и не сжигало углеводороды, т.е. экскременты планеты. Двуногие, тут же сварганили атомные бомбы для уничтожения себе подобных. Высшие разрешили двуногим подопечным орбитальные "космические" полёты в консервных банках для того, чтобы отвлечь их от творения мерзких дел, чтобы они обратили свои лица к звёздам. Вместо этого двуногие запели хором: "...и на Марсе будут яблони цвести...", т.е. у идиотов возникли захватнические мысли о колонизации соседних планет?! Дали телевидение, а потом и интерн
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский10 декабря 2018 г.-1+1
    и интернет, чтобы двуногие расширили своё сознание. Вместо расширения сознания двуногие превратили примитивные средства коммуникации в своего ярого врага по дебилизации и так уже донельзя обезумевшего человечества. Уже скоро все электронные игрушки, после того, как интернет сделает одно судьбоносное для землян благое дело, которое не смогут скрыть режимы государств, будут отняты у человечества в мгновение ока. И больше на этой планете никогда не будет никакой электроники, как и электричества. Ибо есть множество иных видов энергий, кои вырабатывает сама планета. К слову, есть и естественное информационное поле Земли, с кладезем истинных Знаний обо всём на свете и всей настоящей истории чел-ва, и супротив коего интернет - ничто, детская забава. Но вход в информационное поле закрыт для идиотов, дебилов, аморальных типов...
  • влад влад
    влад влад10 декабря 2018 г.-1+2
    Такого панегирика капитализму и собственно интеллигенции -базовому наёмнику капитала не видел давно .Прям герберт уэлс .Квинтэссенция интеллигентской идеологии , которая безусловно существует и властвует над нами .К сожалению -нормальных людей вряд ли радуют уэлсовские перспективы общего будущего .И наверное потому человеческому племени с этими перспективами не выжить и другую идеологию антинаёмническую придётся создавать и принимать .Маркс , создавая свою схему развития от низших форм развития общества к более высоким капиталистическим ошибался в корне , что понятно при общепринятой в то время точке зрения на историю вообще и на роль белого человека в частности .Попробуйте ,автор , додумать за Маркса ,почему египтянам удавались системы мелиорации и ирригации огромных территорий и пирамиды , а никакому капитализму при аналогичных людских ресурсах подобное недоступно .
    • Андрей Громадский
      Андрей Громадский10 декабря 2018 г.-1+1
      Так, для справки, нынешнее население Египта не имеет никакого отношения к древнему народу, который создал знаменитые пирамиды, понятно, что он их создавал не для складирования в них трупов фараонов, т.е. правителей полудиких народов, поселившихся на пустующих землях ушедшей древней цивилизации.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский10 декабря 2018 г.-1
    Вот именно, цифру в рот не положишь. Прежние цивилизации были на порядки круче нынешней - протезной, в смысле т.н. технического прогресса, который на самом деле есть регресс, т.е. деградация. И где они теперь, эти цивилизации и народы? Осталось кое что материальное, которое "учёные" олухи тщательно скрывают от людей. Да выродившиеся потомки тех цивилизаций, живущих в каменном веке на берегах Амазонки, в пустынях Африки и Австралии, вечно озабоченные поисками съестного.
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков10 декабря 2018 г.-1
    Да капитализм -это сила... вопрос в том как эту силу использовать , эта задача до сих пор не решена, большевики попытались ее решить , но попытка была только частично успешной..., либеральный мир тоже не преуспел, хотя в технологической сфере есть весьма серьезные успехи , которые компенсируются потенциальными провалами в социальной области..., искусство вспашки земли и сажания картошки не менее важно чем цифровые технологии, проклятую диалектику никто не отменял..., точка равновесия неизбежна...., после подъема всегда следует спад.
  • владимир кот
    владимир кот10 декабря 2018 г.-2+2
    Никакого другого капитализма, извините, у нас для вас нет.,, то есть,автор признает,что обслуживает этот самый звериный капитализм.спасибо за откровенность.
  • влад влад
    влад влад10 декабря 2018 г.-1+1
    Ну что ж,друзья ,попробуем всё-таки без мистицизма и поверхностных интеллигентских наносов выделить главные изначальные основы развития человечества .С нуля- любое племя выживает и размножается на понятной всем взаимной солидарности каждого перед всеми и всех перед каждым .Нации и народы выживают и развиваются на религии взаимной солидарности и ответственности .на мой взгляд -творения Древних цивилизаций однозначно созданы не наёмничеством и не господством какого либо сословия , а именно религиозной всеобъемлющей солидарностью надкастовой .База для думания - чем большее количество людей включено в систему солидарной взаимоответственности , тем поразительней успехи .Собственно капитал -ракушки и прочие символы ценности возникали как механизмы ,облегчающие взаимность -товарообмен внутри общего труда , и как инструмент позволяли привлечь всё больше ресурсов и упростить распределение ресурс
  • влад влад
    влад влад10 декабря 2018 г.-1+1
    .Собственно капитал -ракушки и прочие символы ценности возникали как механизмы ,облегчающие взаимность -товарообмен внутри общего труда , и как инструмент позволяли привлечь всё больше ресурсов и упростить распределение ресурсов-продукта внутри общего смысла и общего дела .Конечно кулачество и ростовщичество возникает сразу и именно религия становится карателем подобных поползновений вырожденцев .Библия вам в помощь .ростовщичество и безответственность капиталораспорядителей уже в ветхом завете поставлены в один ряд враждебных племенному богу деяний наряду с содомией и распутством .Содомия сокращает прирост племени и кулачество аналогично по этой же причине преступно .
  • влад влад
    влад влад10 декабря 2018 г.-1+1
    Если с этим пониманием смотреть на историю человечества мы с вами обязательно увидим развитие там , где ракушки и царский авторитет на монетах используются ,как инструмент вовлечения и коллективизации максимального труда в общем ,теперь уже в имперском или национальном деле и деградацию там , где религия взаимной ответственности и солидарности уступает кулачеству , которое присваивает власть символов товаро и трудообмена на отдельное от общего труда единоличное пиршество. в каждой отдельной бригаде , в каждом коллективе ,связанном общими задачами естественно возникает независимая от вознаграждения денежного солидарность и взаимовыручка - и это и есть создатель всего того ,чем мы пользуемся .А не капитал и конкурирующая за вознаграждение от кулака-ростовщика- владельца и распорядителя прижатых к себе символов товарообмена масса интеллигентов и маргиналов.Собстно ,автор , очень точно о
  • влад влад
    влад влад10 декабря 2018 г.-1+1
    Собстно ,автор очень точно назвал причину , по которой каждый офис и каждая контора ,учреждение ,бюджетная отрасль услуг при наполнении интеллигентами с идеологией наёмничества-потребительства становится уродливым и губящим наростом на коллективной ,многомиллиардноколлективной( с помощью денег-символов товаро-ресурсо и продуктообмена) экономике человечества .Не тот бог .