Советское патриотическое кино позднего СССР было приторным. Но в принципе советские «фильмы о войне», как и любые исторические фильмы,давали общую информацию, и посмотрев пару-тройку советских кинокартин, можно было уже не открывать учебник истории. Особенно, если вести речь о таких полотнах, как «Война и мир» Бондарчука-старшего, или киноэпопеи «Освобождение». Конечно, в СССР была и своя киноклюква на около-историческую и возле-патриотическую тематику, вроде «Дачных каникул сержанта Цыбули» или «Табачного капитана». Но общей картины восприятия она не портила. Скорее даже органично дополняла серьезные киношедевры. В конце-концов улыбаться полезно, а все глупости, по меткому высказыванию одного киногероя, делаются с серьезным лицом.
Конечно, советское кино можно было ругать за характерные идеологические штампы в виде туповатых и недалеких немцев в фильмах про Великую Отечественную или за «ура-патриотизм» почти в каждом втором кадре. Но все это становится мелочами, если сравнивать с шедеврами современных режиссеров на историко-патриотическую тематику.
Современное российское патриотическое кино по сути таковым уже и не является. Работникам киноконвейера невдомек, что для достоверного фильма с воспитательным и познавательным эффектом, недостаточно нарядить актеров в форму русской/советской/российской армии и, раздав им относительно аутентичное времени оружие, заставить стрелять друг в друга холостыми патронами, обеспечивая необходимый пиротехнический и визуальный эффект. Для боевика, без особой смысловой нагрузки, такое допустимо, но для «серьезного» кино со смыслом, тем более историческим – ни в коем случае.
Кроме того нынешнее «патриотическое» кино перегружено идеологическими штампами настолько, что советское в этом плане – и рядом не стояло. Только эти штампы совсем иной направленности. Что вынесет после просмотра российских «исторических фильмов», снятых в последние 10-15 лет, среднестатистический зритель?
А вот что. Великую Отечественную выиграли зеки, либо приблатненные личности, которых под страхом смерти/тюрьмы гнали в бой особисты. Сами особисты присутствуют почти в каждом фильме, и на фронте только и занимаются тем, что пытаются главных и положительных героев отправить в ГУЛАГ по надуманным обвинениям. Фактически, вся война во многих произведениях нашего кино, сводится к этакой разновидности «офисной жизни» обывателя — скандальчики, интрижки, подставы, разборки и служебные романы.
Конечно, никто не отрицает, что это все тоже было, в том числе и в годы войны. Но при этом, из такого «исторического» и «патриотического» фильма сложно понять, что вообще происходило в то время, кто на кого и когда напал, зачем СССР воевал с фашистской Германией, какой ценой далась нам эта победа и, в конце концов, зачем нужен парад на Красной площади 9 мая. И после этого, мы удивляемся, почему некоторые подрастающие граждане России отзываются нелестно и о Дне Победы и о Великой Отечественной.
Надо сказать, что некоторые режиссеры все же перед тем, как приступить к созданию шедевра о войне, все-таки открывают учебник истории и архивные документы. Сняли же замечательную российско-белорусскую «Брестскую крепость». И хотя штампы были и там, куда же без них, фильм резко выделился в хорошую сторону. По крайней мере посмотрев его, школьник может нужный абзац в параграфе учебника по истории и не читать. Но это практически единственный фильм, который можно рассматривать в качестве патриотического кино, без кавычек.
Не меньшую негативную нагрузку несут сериальные «менты», «ментовские войны» и «глухари». Скажите мне, вот вы, будучи подростком, посмотрев все наши сериалы про работу правоохранительных органов, пошли бы поступать в полицейское учебное заведение? Что-то сильно сомневаюсь. Как сомневаюсь и в том, что образ сотрудника полиции для вас станет положительным. А ведь после советских «Следствие ведут знатоки», конкурс на поступление на службу в органы внутренних дел резко вырос. Даже если не брать в расчет то, что сами советские фильмы о милиции были интересные, со смыслом и не перегружены погонями со стрельбой.
Не будем забывать, что огромную популярность Воздушно-десантные войска приобрели именно после «В зоне особого внимания», пусть и «лубочно-гламурного» фильма о службе в армии, но все таки гораздо более содержательного, чем всякие «Диверсанты» и «Спецназы» из наших 2000-х годов. Что уж говорить об откровенной киногрязи вроде «Сволочей». Там вообще умудрились перевернуть историю с ног на голову: ведь диверсионные школы для детей создавали именно немцы! Воистину, услужливый идиот-режиссер, хуже идеологического врага.
Отечественных режиссеров в последнее время не интересует ничего, кроме стрельбы и пиротехнических эффектов, дополняемых компьютерной графикой. Такое впечатление, что кроме постоянной войны и криминала у нас ничего не было ни в нашем прошлом, ни в настоящем. Где работы о мирной жизни с историческим оттенком? У нас такое впечатление, что не было ни поэтов, ни культуры, ни науки и техники, ни литературы – львиную долю нашей истории заняли ГУЛАГ, Сталин, война, чекисты, Чечня и спецназы. Кого мы воспитаем такими фильмами, сказать сложно. Почитайте комментарии подросшего на этих киношедеврах поколения про то, как якобы умышленно морили голодом Ленинград в блокаду и про «ромовые бабы» в Смольном. Сразу станет ясно, что потребителей продукции нашего кинематографа мы воспитали. А граждан, увы, нет.
Конечно, цензура – это плохо, и самоцензура не всегда эффективна. Конечно, наш российский кинематограф в 90-е скатился в упадок, под девизом «прибыль, прибыль и еще раз кассовый сбор». Но все-таки, может, пора уже начать снимать настоящее патриотическое кино, или хотя бы не тратить бюджетные деньги «на патриотическое воспитание», в итоге которого вырастает поколение, мечтающее об одном: как кончить вуз и смыться за рубеж?
…Кстати в США идейно правильное кино снимается на регулярной основе. А патриотический пафос, столь нелюбимый нашими режиссерами и либералами, никак не мешает кассовым сборам.
Vova borodach
Комментарии