Новости партнеров

Самое свежее

Про «цап-царап» при Сталине и при Путине Эль Мюрид. Первый из чиновной братии против Путина пошел Александр Росляков. Российский мираж: о Путине как о покойнике – хорошо или ничего Два главных счастья нынешней России – президент и дороги! Александр Маленков. Здравствуйте, я – ваша Родина! Стучите – да отверзнется!
Загрузка...

Почему узбеки и таджики сегодня дружно учат русский и смотрят русское кино?


  • Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Татьяна Емельяненко рассказывает об особенностях менталитета современных таджиков и узбеков. Из ее интервью можно понять, что советская национальная политика работала в Средней Азии в целом успешно. Не хватило каких-то лет 15-20, чтобы сделать республики Средней Азии регионами России с местной спецификой – вроде  Татарской и Башкирской АССР.

    – Татьяна Григорьевна, что вы вообще можете сказать о ментальности жителей Центральной Азии?

    – Все среднеазиатские народы, кроме таджиков, в том виде, в котором мы их видим сегодня, сформировались в советское время. Киргизов до революции в литературе называли кара-киргизами и путали с казахами, с которыми они были схожи по образу жизни, а казахов именовали киргиз-кайсаками. И нынешние нации образовались уже в советское время и в пределах тех государственных границ, которые сложились после территориально-государственного размежевания Средней Азии в 1924 году.

    – Как сегодня в странах Центральной Азии относятся к такому явлению как трудовая миграция? Не возникает ли опасений, что Россия может оказать на мигрантов негативное влияние?

    – Все понимают, что из России люди приезжают уже несколько иными, с другими принципами, другими моделями поведения, и это осуждается – но не это главное. Главное, чтобы они не подцепили каких-то неправильных, экстремистских например религиозных взглядов. Сейчас большое влияние по всему Узбекистану и Таджикистану приобретают махаллинские (квартальные) комитеты. Суть их – люди организованы в квартальные общины, и руководство этими общинами обладает серьезной властью. Это было там всегда – принадлежность к своей махалле, не как у нас, когда можно не знать соседей по дому. Но сейчас вес этих комитетов, выбираемых из наиболее уважаемых жителей махалли, сильно возрос. Теперь они – официальные общественные организации. Следят, чтобы у них все было правильно, могут даже вмешаться в семейную, личную жизнь человека.

    И одной из функций этих комитетов стала проверка возвращающихся из трудовой миграции. Мне рассказывали в Сурхандарьинской области: их проверяют на ВИЧ, венерические болезни, а также устраивают фактический допрос, на котором  человек должен рассказать, где он был, чем занимался, с кем общался. Соврать невозможно – мигрант же не один был в России, общался там с земляками, родственниками. Их тоже допросят. И если что не так – позор не только самому человеку, но и его семье.

    Это все обусловлено, в том числе опасениями на счёт религиозного экстремизма.  Эта проблема резко обострилась в первые годы независимости. Время с 91-го года ознаменовалось колоссальным подъемом религиозного самосознания. И на государственном, и на бытовом уровне. А в советское время оно было довольно размыто. Среднеазиатский ислам отличается известной лояльностью к обычаям народной жизни. Все, конечно, делали обрезание, соблюдался свадебный обряд, читалась заупокойная молитва, когда кто-то умирает – ну, вот и все. При этом не обязательно было совершать пятикратный намаз – это был в основном удел стариков, когда они приближались к возрасту Пророка – 63 года. А после распада СССР произошел взрыв религиозного энтузиазма. Но при этом в новых государствах не было такого институционально крепкого ислама, который мог бы принять этот порыв под свое крыло. Поэтому ситуация была достаточно опасная в плане распространения экстремистских учений. Были серьезные конфликты, массовые волнения, о которых у нас не очень писали. Власти всерьез боялись религиозного экстремизма.

    – Скажите, а русский язык какое место сейчас занимает в тех краях?

    – В последние годы приобретает какую-то необыкновенную популярность и в Узбекистане, и в Таджикистане – потому что становится языком трудовой миграции. Ехать в Россию без языка – это не только неудобно, но и накладно.  Потому что ты вынужден платить тому, кто за тебя говорит по-русски. И были и узбеки, и таджики, которые делали бизнес на сопровождении не владеющих русским. За незнание надо платить.

    – Легко ли сегодня в этих республиках объясниться по-русски?

    – Без проблем. Когда мы в прошлом году отправились в экспедицию по горным кишлакам,  думали, что столкнемся с языковыми трудностями и придется брать проводника, платить ему. Оказалось, что практически везде и со всеми можно было говорить по-русски. Кишлак Гилан высоко в горах в Кашкадарьинской области  – он вообще очень долго был закрыт для посещения, там граница рядом. Его открыли только года за полтора до нашего приезда. Ну, думаем, вот где глушь! Но практически все, даже женщины, знают там русский язык. Во-первых, у них в школе сохраняются часы русского. А во-вторых, как мне призналась молодая женщину, хорошо говорившая по-русски, все смотрит российское телевидение. Представляете, в этом горном кишлаке на каждом доме тарелки, они очень любят смотреть всякие мелодраматические сериалы – и вот по ним выучивают русский язык.

    В сознании народа есть установка: русский надо знать. И помимо трудовой миграции наблюдается подъем интереса к России. Россию считают другом, источником благ. Если в начале 90-х даже представители интеллигенции говорили, что нам Россия не нужна, мы будем ориентироваться на Турцию – то сейчас риторика совершенно противоположная.

    – С чем это связано?

    – Думаю, с осознанием реальности. Заметьте: я говорю не о государственной политике – тут много всяких движений в разные стороны – а о настроениях людей. Да, большую роль сыграла трудовая миграция. Можно по-разному ее оценивать – люди покидают свои семьи, терпят лишения, порой унижения, но кто-то приспосабливается, учится, меняется сам и меняет других.  В целом, отношение к русскому языку, к России связано с тем, что не меньше половины жителей Узбекистана и Таджикистана пожило, поработало в России. И дальше уже идет изменение политики.

    Сейчас там в некоторых вузах ввели обучение на русском – студенты по желанию могут записаться в такие группы. Причем преподавателей разных специальностей, хорошо владеющих русским, не хватает. Моего коллегу из Бухары, который уже вышел на пенсию, востоковеда еще советской школы, прекрасно владеющего русским, Бухарский университет буквально уговорил преподавать сразу несколько дисциплин. Как он рассказывает, некоторые студенты, особенно из кишлаков, первоначально совсем плохо говорили и понимали по-русски, но все-таки предпочли пойти именно в его группу. В общем, спрос огромный, преподаватели загружены предельно.  За знание русского преподавателям доплачивают.

    – А в Таджикистане?

    – То же самое. Там еще есть Славянский университет, где преподавание ведется российскими преподавателями. А, скажем, Таджикский Национальный университет в Душанбе издает Вестник, в котором можно публиковаться на русском языке.  В Худжанде в университете тоже есть издание, в котором можно публиковаться на русском. В Таджикистане выходят научные сборники статей, в которых подавляющее большинство материалов – на русском.

    – А для контраста – влияние Китая там ощущается?

    – В товарах, которые продаются – очень.

    – Ну, это и в Америке есть.

    – В плане быта, влияния на менталитет – я не заметила.

    – Китайским там кто-нибудь владеет?

    – Только специалисты. Да, есть предприятия, принадлежащие китайскому бизнесу, но на бытовом уровне влияние Китая я не почувствовала совсем. У китайцев, видимо, другая политика внедрения – исключительно через экономику.

     

    Беседовал Лев Усыскин

8

Комментарии

8 комментариев
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев25 мая-4+3
    А нахрен они нам-то нужны? Мы ж оккупанты типа? Или все уже забыли как 30 лет назад русских из Азии гнали? А кое-где так и резали? А теперь они снова белые и пушистые, дескать - давайте всё забудем, не то шибко кушать хочется? Хренушки. Вы при разделе Союза свой кусок честно получили - вот на нём и сидите. На Руси - вам делать нечего.
    • Михаил Свобода
      Михаил Свобода25 мая-3+1
      Прав был Ленин, кухарка не может управлять государством. У тебя бабская психология.
      • Павел  Семёнов
        Павел Семёнов25 мая+1
        Вот тут я со Свободой соглашусь, этим бабьим обидкам в политике не место. Продвижение интересов, усиление влияния - а не «ты не писай в мой горшок».
        • Сергей  Бубнов
          Сергей Бубнов26 мая+1
          В чём ты увидел "продвижение интересов" и, главное, - чьих интересов ? Про усиление российского влияния на средне-азиатский регион даже говорить смешно, это Восток, знаете ли, кто предложит больше - тот и влиятельнее . Смею уверить вас в том, что Китай ещё не проявил должного внимания к этим бантустанам, но вот когда это произойдёт, можете позабыть о каком-то там "влиянии" .
  • владимир Колесниченко
    владимир Колесниченко26 мая+1
    Мне довелось наблюдать все эти события развала СССР в начале 90-х в Ташкенте так как я как раз уволился и приехал к матери... В Прибалтике кстати тоже все видел... как раз до увольнения.Неприязнь нагнеталась и не носила кровавых последствий. Я конечно видел порой очень неприятные бытовые сцены доходящие до рукоприкладства ,но не более.Резни не было и это главное.Поэтому и не боятся ехать узбеки в Россию. Память у них о совместной жизни с русскими и др. осталась хорошая , это были "золотые годы" Старые люди помнят об этом и передают эту память всем. А там принято слушать старших. Но главное не в этом . Главное в устройстве власти , вернее в промежуточном звене истинно народной власти , в махалля.Сколько в той махалля жителей? Ну допустим 1000 чел.И вот они общаются ,обсуждают ,решают свои проблемы ,помогают, а то и наказывают.. Вот у нас в России такой власти нет.Вот у меня
  • владимир Колесниченко
    владимир Колесниченко26 мая+1
    Жаль ,такой формат что не поместилось. Я о махалля хотел сказать. Это же промежуточная власть исходящая от самого народа. Вот ее как раз и нет в России,в городах.Вот у нас в микрорайоне где много 5-10 этажных домов чел. 5000 живет минимум,это без кошек и собак. Власть только городская до которой не достучатся простому чел. На все обращения ответ один -вас много ,а мы одни и с утра до вечера заняты важными гос. делами.Упускаю множество аспектов , ВОЗРОЖДЕНИЕ России надо бы начинать с установления власти напрямую , наподобие МАХАЛЛЯ. Название какое угодно народу., главное суть.
    • Иннокентий Аврохин
      Иннокентий Аврохин26 мая+2
      В российских "МАХАЛЛЯ" почему то во власть попадают только уголовные "авторитеты". Может быть дело в российском менталитете? Как мой отец (а он был мудрым человеком) говорил, "русский человек без дубинки жить не может." Вековые традиции русского народа были убиты в ВОВ. А это был лучший генофонд страны СССР. Сейчас на верх вылезло то, что всегда плавает на поверхности воды в канализации. Оно у власти и диктует условия жизни всем остальным. Оно не потерпит никакого МАХАЛЛЯ = Советской власти.
    • Варвара Токарева
      Варвара Токарева27 мая
      Каждое раннее утро вижу, как у метро собираются таксисты-азиаты и не просто кучкуются, а проводят что-то типа собрания, инструктажа - обязательно в присутствии кого-то старшего по возрасту.