Мне часто говорят, что я обязан ходить на выборы. Дескать если не пойду, то и не буду иметь права жаловаться на все происходящее в стране.
Давайте разберемся.
Начну издалека. Очень давно, в пятом веке до нашей эры жил философ по имени Сократ. Он не любил выборы, объясняя это так: процесс очень серьёзный, а умение выбирать не даётся каждому с рождения. Ему надо учиться; надо, чтобы выборщики были людьми знающими и разумными. "Кому ты доверишь управлять кораблём, – вопрошал он, – случайным людям или матросам, которые умеют обращаться со снастями, знают морское искусство?"
Впоследствии Гегель и Фейербах развили сократовскую мысль, сказав, что выбор можно назвать выбором только тогда, когда он квалифицированный. То есть если вы в магазине покупаете телевизор, то по-настоящему выбираете из десять похожих, лишь если сами разбираетесь в электронике. Иначе выбор за вас делают маркетологи, менеджеры, желающие сбыть залежалый товар…
Какие выводы можно сделать отсюда применительно к нашим выборам – в том числе и президента России? Проверьте себя. Чтобы понять, достаточно ли вы квалифицированы, чтобы выбирать, задумайтесь: знаете ли вы, например, чем именно занимается самый главный человек в стране? Каковы его ежедневные обязанности, границы полномочий? Какими качествами он обязан обладать? Уверен, что вы на этих вопросах запнетесь, равно как и я. Отсюда следует печальный факт: мы с вами вряд ли обладаем достаточными знаниями, чтобы выбирать руководителя государства.
А мотивы, которые побуждают ставить галочку за того или иного кандидата, как правило эмоциональны: вот Путин знатно пошутил, вот Жириновский срезал кого-то, или Грудинин пообещал то-то. Перенеся это на выбор телевизора, можно сказать, что мы пользуемся не техническими или экономическими категориями, а разными лозунгами и кричалками, предложенные маркетологами. Разве так можно?
Ещё вот о чём задумайтесь: на выборах президента мы выбираем специалиста очень высокого уровня. Но вряд ли вы когда-нибудь решились бы выбрать врача или даже сантехника на основании лишь того, как он умело рассказывает анекдоты или насколько ловок в споре.
Таким образом на выборах нами манипулируют. Зная, что мы не способны реально оценивать кандидатов, нас попросту заваливают маркетологической шелухой – компроматом, похвальбами, пустыми клятвами повысить уровень жизни или защитить от внешнего врага.
И получается, что реальные победы или поражения политиков, их способность к управлению – ничего не значат для избирателей, в массе своей не имеющих специальных знаний, чтобы оценить все это. Важно другое: количество эфирного времени, мастерство имиджмейкеров, плакаты, бодрые речи и лозунги.
Поэтому лично мне не очень интересно принимать участие в этом шоу с темными лошадками.
Другое дело, когда депутаты какого-нибудь заксобрания выбирают председателя; или главы регионов, партий и ведомств – президента. Они тогда своих кандидатов знают как облупленных. Там тоже будет масса конфликтов интересов, тайных сговоров и интриг – но это хотя бы не выборы полностью вслепую.
По материалам Михаил Поляков
Комментарии