В МГУ произошел мелкий конфликт, вызвавший однако бурю в интеренет-сообществе: профессор не стал принимать экзамен у студента в кипе – национальном еврейском головном уборе. Профессора можно понять: сегодня разреши студенту «из религиозных соображений» кипу – завтра придется принимать экзамен у девушки в парандже. А послезавтра – у кавказца с кинжалом, входящим в национальное одеяние. Если в России образование секулярное, то бишь свободное от всяких культов – оно должно быть таким для всех.
Сам по себе этот конфликт исчерпался быстро – тот студент сдал экзамен другому преподавателю.
Но Интернет-дискуссия запылала от этой малой искры неспроста. Ситуация, когда сатанеющие на глазах религиозные фанатики всех мастей теснят светское образование со всех сторон – налицо. И споры с кипоносцами, что все же безопасней более воинственных мусульман, позволяют отточить светскую, секулярную аргументацию для куда более серьезных столкновений. Уж чего-чего, а спорить евреи умеют!
Однако в их позиции есть одно противоречие, которое можно назвать «ловушка рациональности». Защитники студента в кипе требуют от оппонентов рациональных обоснований, «почему в кипе нельзя» – упирая на то, что «кипа никому не мешает», «она маленькая» и т.п. И эти «адвокаты кипы» торжествуют, когда их противники не могут предъявить в ответ никаких рациональных аргументов.
Но если развернуть вопрос в обратную сторону – а почему религиозному студенту необходимо быть в кипе? – с поборниками указанного рационализма происходит удивительная перемена. Они тотчас превращаются в не менее яростных адептов полной иррациональности. И сам этот вопрос встречается ими в штыки: «Как это – почему?! Нипочему! Это же религия! Религиозному еврею нельзя без кипы!» Это прямая цитата из ветвей дискуссии.
То есть Университету надо всесторонне обосновывать свои ограничения для студентов – а «религиозникам» утруждаться обоснованием их доводов не надо. Им достаточно сказать, что «религия требует» – и дело в шляпе. Поскольку их не дадут в обиду наши странные законы, вроде отделившие религию от государства, но на деле карающие только за выходки неверующих против верующих – и никогда наоборот.
При такой государственной политике волей-неволей захочешь стать верующим и ходить с хоругвями и пеньем кондаков на зачет по сопромату или телемеханике. И пусть только попробует профессор-безбожник не поставить! Живо заменим на того, кто будет покорно талдычить, что земля плоская и стоит на трех китах – и объяснять промыслом божьим все учащающиеся катастрофы наших космических ракет.
По мотивам Алексей Рощин
Комментарии