Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

В ожидании бояр

  • Участившиеся в последнее время публичные выступления М.Б. Ходорковского о том, как он обустроит Россию после того, как нынешнее руководство канет в небытие, начинает напоминать нетерпеливые требования Наполеона на Поклонной горе — «Где же бояре с ключами? Приведите бояр!».

    Измена элит, то есть дворцовый переворот, на который делает ставку не только М.Б. Ходорковский, но, похоже, и некоторые из державцев Запада, предполагает, что главными исполнителями, которые вынесут основную нагрузку (и основной риск), станут именно бояре. После чего они принесут ключи тому, кому надо, и исполнятся тысячелетние чаяния русского народа. «В аплодисментном плеске // Премьер проплывает над Невским. // И дамы, и дети-пузанчики // Кидают цветы и розанчики». Всё будет прекрасно, но сейчас остановка за боярами.

    Бояре действительно всякие бывают, в том числе бывают и бояре-изменники. Правда, из того, что при определенных обстоятельствах определенные боярские группировки склонны считать, что присяга — дело условное, еще никак не следует, что все бояре всегда изменяют. Полагать так — значит явно быть не в ладах с логикой.

    Иногда бояре действительно изменяют (Смутное время, февраль 17-го), иногда изменяют, но совершенно не так, как желали бы иностранные партнеры (свержение Хрущева в 1964 г.), иногда вовсе не изменяют (1812 г., 1941 г.). Хотя в последнем случае при явно безнадежном положении дел всё, казалось бы, говорило за то, чтобы спешно учинить дворцовый переворот и вручить ключи вождю объединенной Европы.

    Причина банальна: бояре разные бывают, тогда рассуждения о заговоре элит, а равно и мечтания наших друзей-партнеров неявно базируются на предположении о чрезвычайном морально-политическом единстве высшего сословия. Члены сословия, по предположению, дружно соглашаются с тем, «что значат немцы, ляхи и татары, когда сам царь не что, как лютый зверь» — и действуют соответственно, то есть ради устранения правителя готовы на всё. На союз с немцами, ляхами и пр. — да хоть с самим чертом, лишь бы избавиться от царя и зажить широко и раздольно.

    Реальность, однако, сложнее этой схематической картины. Прошедший недавно Гайдаровский форум, на котором было представлено немало бояр, показал, что одни бояре совершенно тверды в либеральном талмудизме: их не собьешь никакими проявлениями объективной реальности. Другие бояре более склонны прислушиваться к голосу реальности, даже в ущерб талмудической премудрости, но вот готовых изменников-переворотчиков среди них как-то не наблюдалось. Даже и в потенции.

    Это уже не говоря о человеке, именем которого названо мероприятие. Е.Т. Гайдара уже 5 лет нет среди нас, гадать о том, какую бы он позицию занял, тем более клясться именем того, кто не может возразить, было бы не очень правильно. Но всё же его внешнеполитические взгляды последних лет жизни (отношение к европейской ПРО, например), общее скептическое отношение к тезису о всеблагости светлого Запада, равно как и его воззрения на свободолюбивых героев-олигархов, — всё это скорее склоняет к мысли, что среди деятелей дворцового переворота он вряд ли нашел бы себе место.

    Отчасти тому претил бы разум, отчасти — долг перед родиной. Поскольку «с чертом, с дьяволом лишь бы не с (нужное вписать)» — всё это самообман, ничем добрым не кончающийся, и человек с чувством долга прекрасно это понимает.

    Но кроме идеальных чувств и героев есть, конечно, и люди, которые при принятии решений более склонны руководствоваться нижней сферой бытия. То есть инстинктом власти и инстинктом голода (наживы). Среди бояр, конечно, таких полным-полно. Более того, среди них довольно и героев bon mot, посвященного олигарху N, о котором говаривали, что конечно, многие капиталисты готовы продать отца родного по сходной цене, но N даже и среди них выдающийся, поскольку он каждое утро внимательно изучает свежие котировки отца родного. Пожалуй что не только N, но также и Z, и D, и еще многие. Всё так.

    Но жизнь акулы среди акул порождает не только вышеописанный навык насчет отца родного, а и общее охлажденное знание реалий — в том числе и международных. Без такого знания нажить и удержать большое богатство редко кому удается. Но при таком знании вряд ли многие из бояр способны принять за чистую монету речи распространителей демократии по всему миру. Тем более — таскать каштаны из огня единственно в расчете на то, что какая-нибудь г-жа Нуланд не забудет его заслуги перед российской свободой и щедро отблагодарит впоследствии. Таких глупцов если и много, то никак не среди обитателей списка «Форбса».

    Что же до честолюбивых замыслов в духе Б.А. Березовского или М.Б. Ходорковского, когда даже никакой г-жи Нуланд не надо, а я сам себе госпожа, а равно и господин, то опыты этих малоудачливых богачей говорят сами за себя. Глупцов, готовых их повторять, тоже не находится.

    В реальности бояре, никак не лишенные способности калькулировать, приходят к выводу, что риски, связанные с конспиративными предприятиями, довольно велики — «Он и ахнуть не успел, как на него медведь насел», — тогда как выгоды весьма неопределенные. Тем более что пример украинской «революции достоинства» также не слишком воодушевляет. Холопы там проиграли всё, что только можно, но много ли выиграли паны?

    Если бы боярам предложили бизнес-план апоплексического удара, который сулит его организаторам великие и богатые милости, — это было бы одно. Но такого бизнес-плана нет — и о чем тогда говорить. Наши партнеры намерены прижать к ногтю как холопов, так и бояр, — и где здесь ловить выгоду?

    Рвутся в бой (да и то больше в фейсбуке или же в Париже) совсем не бояре, а пролетарии умственного труда, «дети боярские» в рамках избранной терминологии. Так на то они и дети, что сами по себе угрозы не предоставляют. Уже хотя бы потому, что во дворец они не вхожи, а устроить чаемый дворцовый переворот, находясь в кабаке «Бобры и утки», несколько затруднительно. Там можно устроить только бобровый переворот, а он не очень страшен.



     

0

Комментарии

1 комментарий
  • Александр Росляков
    Александр Росляков30 января 2015 г.
    Придворный журналист хочет сказать, что дескать мухи отдельно, котлеты отдельно. Бояре отдельно, Путин отдельно. Но это же все путинские бояре, лично Путиным в бояре возведенные или им в боярах сохраненные. Можно так понять, что раньше отделять их от котлеты было слишком рано, теперь – слишком поздно. Но, мне кажется, справедливей в этом случае была бы крылатая мольеровская фраза: «Ты сам этого хотел, Жорж Данден!»