Давно слышал про фильм "Географ, который пропил глобус", но первый раз посмотрел только вчера и то случайно.
В названии, собственно, и весь сюжет фильма.
Но главное – это похоже на кино или почти кино, что последние 20 лет случается не часто, за исключением, может, “Простых вещей” режиссера Попогребского с бесподобным Пускепалисом.
Здесь тоже во многом все держится на одном актере – Хабенском, безусловно способном, даже талантливом, но без искры гениальности, которая была присуща многим его предшественникам от Олега Даля до Олега Янковского, блистательно сыгравших в свое время “лишних людей”.
Первая ассоциация, конечно – очень похоже на “Полеты во сне и наяву”, вот уж где Янковский себя проявил! А если вспомнить Даля, то отчасти и на “Утиную охоту”.
Но прошло тридцать лет, и что, ничего не изменилось? Герой так же мечется без стержня, руля и ветрил, бухает (не пьет, а именно бухает), неприкаян, формально живет с семьей, а на деле без семьи.
Хотя нет, кое что изменилось. Если в “Полетах” герой Янковского обременен лишь душевными страданиями, то наш герой еще и материальными – завод закрыли, работы нет, он учитель в школе: с университетским образованием биофака преподает географию за семь тысяч рублей.
С учениками дерется, пьет, матерится, курит, играет в карты. И в это веришь, как в свое время абсолютно верилось в сюжет и перипетии фильма “Ключ без права передачи”, где ученики с учителем читали стихи, обсуждали книги, фильмы, жизнь.
Роман Алексея Иванова не читал, но говорят, что все очень близко к книге.
Пугает то, что в фильме нет ни одного положительного героя, ну, может, пятилетняя дочка героя и то, наверное, пока еще не выросла.
Правда, конец почти оптимистический – никто не погиб, все живы и здоровы, что отчасти примирило со всем увиденным.
Человек слаб, его надо поддерживать. И кино для этого не самый дорогой способ.
На мой взгляд, если фильм заканчивается не хэппи эндом, то его либо не стоит снимать, либо не стоит смотреть. Для этого существует жизнь.
Теперь вопрос – стоит ли смотреть этот фильм?
Мне кажется, стоит. По крайней мере я не пожалел о потраченном времени. Мы так устали от чернухи, бандитов, проституток-депутатов, прочей грязи и мрази на экране или другой крайности – “ужасов” жизни в СССР, что если появляется что-то вне "тренда" и сделанное не "на коленке" – уже радость.
Сергей Сергиенко
Комментарии