Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Анатолий Вассерман. Даже убитый Трамп может принести России пользу

  • Картинки по запросу трамп фото
    Не помню точно, кому из острословов приписывают фразу "Государственный строй Российской империи есть абсолютная монархия, ограниченная цареубийством". Не помню просто потому, что приписывают эту фразу довольно многим.

    Нечто подобное имеет место не только у нас. Полномочия американского президента достаточно близки к монархическим (кстати, Джордж Вашингтон в период, когда его коллеги готовили конституцию, выказывал пожелание, чтобы пост главы новообразования именовался "Его Светлость Президент соединённых государств и главный защитник их прав и свобод". Правда, всё-таки решили, что столь откровенное следование монархическим традициям для людей, только что торжественно отрекшихся от всего монархического, будет неуместно).

    Президент имеет очень широкие полномочия. Достаточно напомнить, что он глава правительства, а не просто человек с большой печатью. То есть он возглавляет всю исполнительную власть страны. Он также полностью отвечает за внешнюю политику.

    И цареубийство в Америке случается, пожалуй, почаще, чем в Российской империи. Некоторые президенты умирают не от пуль, а от болезней - причём даже от таких, от которых в принципе люди обычно не умирают. Так, один ухитрился простудиться, выступая с инаугурационной речью 4 марта. Президент простыл и через пару недель умер. Даже при уровне медицины XIX века это было довольно трудной задачей, однако он справился.

    В любом случае техническая возможность убийства президента сохраняется и по сей день.

    С учётом упомянутого выше ограничения - президенты не так уж свободны ни во внутренней, ни во внешней политике. В последней, кстати, как правило существует довольно высокий уровень консенсуса. То есть разногласий по поводу внешней политики в Америке, как правило, существенно меньше, чем по поводу внутренней. То, что сейчас Путина объявляют чуть ли не главным игроком предвыборной кампании - это уникальный случай, показывающий, что и во внутренней американской политике кризис давно перерос все рамки терпимого. Споры о внутренней политике стали настолько горячими, что политики просто боятся доводить их до логического конца и предпочитают говорить о политике внешней.При всех этих достаточно значимых обстоятельствах, при том, что действительно существует консенсус во внешней политике и личность самого президента ограничена угрозой его скоропостижной кончины, - тем не менее существуют очень серьёзные межпартийные, а не межличностные разногласия. По меньшей мере со времён убийстве Кеннеди, а может быть, и с более ранних, - большинство торговцев в Америке группируются вокруг Демократической партии, а большинство производственников вокруг Республиканской. И большая часть различий интересов этих политических сил - это следствие различий интересов этих двух больших групп господствующего класса. Так вот: в нынешних выборах это разделение сохраняется. Конечно, любой достаточно крупный бизнес предпочитает в какой-то мере финансировать и демократов, и республиканцев, и не класть все яйца в одну ёмкость, но тем не менее различия вполне отчётливы, и различия сумм вкладов тоже достаточно значимы, чтобы можно было уверенно утверждать, кто кого поддерживает.

    И с этой точки зрения победа Трампа - даже в том случае, если он скоропостижно скончается, например, "от того, что не захотел грибы есть", - изменит нынешнюю внешнюю политику достаточно серьёзно. Почему даже убийство не повлияет? Потому что преемником Трампа будет также республиканец, и он будет проводить политику, выгодную для производственников. А для производственников выгодно сейчас прекратить конфронтацию и обратить большую часть средств, идущих сейчас на поддержку военных заказов, в мирную среду, которая пусть и не так прибыльна (там выработка в расчёте на одно рабочее место существенно ниже, гражданские потребители не так склонны к переплатам), но благодаря этому возрастёт число внутренних потребителей, что в свою очередь поднимет спрос на очень разнообразную промышленную продукцию.

    Возвращение рабочих мест из "китайской эмиграции" - в конечном счёте в интересах производственников как класса (замечу, что Маркс и Энгельс, введя методику анализа противоречий между классами, то есть между разными местами в общественном разделении труда, сами успели исследовать только самое и очевидное разделение - между эксплуататорами и эксплуатируемыми, но каждая из этих общественных ролей не однородна, внутри неё есть свои подклассы и противоречия, и в частности, большая часть событий политики последнего, по крайней мере, полувека достаточно понятна исходя из противоречий между производственниками и торговцами внутри одного, казалось бы, класса эксплуататоров).

    Итак, - поскольку республиканцы действуют в основном в интересах производственников, можно ожидать, что в случае победы Трампа внешняя политика страны, и в частности политика по отношению к нам, изменится достаточно существенно.

5