Самое свежее

Алексей Рощин. Тяжелый приступ военной эйфории Александр Росляков. Режим крокодила – чему обязана народная любовь к нему? Харьков, Лиман, мотивация и пропащая спецоперация Аббас Галлямов. Хорошо хоть, успели взятие отпраздновать перед сдачей Лимана! Ева Меркачева. Невероятная жестокость: мать пятерых детей заковали в кандалы Вы готовы умереть за Путина? Политические анекдоты

Юрий Гейко. ЦИВИЛИЗОВАННО ЕЗДИТЬ

  • Это не только экономить на штрафах. Это еще и выстраивать свой характер

     

    Никогда я в полном объеме не задумался бы над этой темой, если б не письмо Анатолия Смирнова из Москвы. Кусочками, частичками я на эти мысли выходил в течение своего сорокалетнего автомобильно-журналистского творчества. И вдруг получаю практически готовый, как сегодня сказали бы, «бизнес-план» состоявшейся человеческой жизни. Послушайте:

    «Лет двадцать назад я прочитал Вашу статью в «Комсомолке» о том, как мы ездим. И в конце её были слова, которые запали мне в душу: мол будьте великодушны на дороге; пропускает и уступает сильный – и, делая так, вы в первую очередь делаете сильным СЕБЯ. И еще там было о том, что взрослая собака никогда не куснет щенка.

    Я был молод тогда, летал на своем «жигуле» не задумываясь об окружающих, о себе, сигналил пешеходам на «зебре», влезал в любую щель между машинами и чувствовал себя героем. А прочитав Вас, попробовал уважать других, а на наглость не отвечать.

    И я действительно стал получать от своего великодушия удовольствие, несмотря на возмущенные сигналы сзади. Пару раз мой «жигуль» даже прикладывали в багажник.

    А вот второе, с наглецами, долго не получалось. Иной подрежет так опасно или влезет так нагло, что кровь вскипала и, забыв о принципах, я давал газ, чтобы наказать гада. Наказывал, дрался, даже один раз в милицию попал.

    А однажды догнал такого, наглого и тонированного, прижал к тротуару, выскочил, распахнул его дверцу, а там… бабулька вся в слезах сидит. Дочка у нее рожает, да что-то пошло не так, надо срочно к врачам…

    И как отрезало у меня с того случая наглецов учить. Сижу спокойный, как крокодил, смотрю на потуги аса, и Вы знаете – пошло-поехало! Я перестал нарушать еще задолго до этих штрафов, лет десять назад, хотя и слышал со всех сторон, что у нас не нарушать невозможно. Я стал получать удовольствие не от лихости своей и визжащих тормозов, а от осознания себя сильным и великодушным, и приезжал из поездок не взмыленным, как раньше, с дрожащими руками, а совсем другим человеком.

    И спасибо Вам за те слова двадцать лет назад. Не они, конечно, сделали мою жизнь – я сам. Но они помогли, ведь сказал кто-то умный: «Длину человеческой дороги определяет Господь. А сам человек – ее ширину». Вот и получилась она у меня вполне широкой. Еще раз спасибо…»

    Такие письма получать – счастье, несравнимое ни с чем.

    Месяца два я размышлял над этим письмом, в результате чего и родилась следующая идея.

    Начнем с главной данности: ни царь-батюшка, ни юрист-президент не помогут нам выжить на дороге и цивилизованно ездить по ней – только мы сами. Только!

    Итак для того, чтобы чувствовать себя на дороге великодушным, терпимым, сильным, желательно никуда не опаздывать – не спешить, то есть. А для того, чтобы не спешить, надо всегда, в любую поездку выезжать с запасом времени. И здесь – проблемы.

    Есть люди, патологически опаздывающие. Как моя жена, например. Нет, она опаздывает-то редко, потому что, как правило, выезжает почти в намеченное время. Но Боже, как она психует и мечется по квартире, чтобы к этому времени успеть! Она ищет то поясок к платью, то заколку, то ключи от машины, от квартиры. И это при том, что полдня до выезда она читала газеты и пила кофе.

    Я наоборот – с вечера собираю ключи, документы, сигареты, часы, деньги, во что оденусь завтра и даже частенько пишу планчик, как с утра действовать: тому-то позвонить, туда-то подъехать. Поэтому почти никогда не спешу и не опаздываю. И поэтому мне быть великодушным, терпимым и сильным на дороге – легко.

    Пример: движение сплошное и медленное, почти пробка, еду в среднем ряду. То слева, то справа машины убыстряются, мой ряд, вроде бы, медленнее всех. Раньше я бы не стерпел – вывернул бы туда, где быстрее, влез бы перед чьим-то капотом и плевал бы на возмущения. Сейчас еду спокойно. И вижу, как спереди и сзади водители делают то, что я уже давным-давно не делаю. Почему не делаю?

    А вы проведите эксперимент: отметьте для себя ту машину, которая это сделала, и следите за ней. Вот она еще раз нырнула в другой ряд, заставив кого-то взвизгнуть тормозами, вот она выиграла метров двести и исчезла из вашего поля зрения.

    А другой, идущий за вами, тоже нырнул в тот ряд, который свободнее. А ряд через десять секунд стал. И через пятнадцать секунд вы в своем ряду его опережаете и в душе хохочете.

    А тот, который ушел вперед, пусть вас не волнует – поток идет. Вы едете по-прежнему в своем ряду, спокойно, комфортно, держа интервал до переднего, а не уткнувшись ему в зад, чтобы никто не влез. И метров через пятьсот вы увидите ту самую машину опять рядом с собой, а то и позади. Ну, если и впереди, то на пару-тройку корпусов. И стоило из-за этого мизерного результата так напрягаться, столько потратить своих и чужих нервных клеток? Фолить на грани ДТП?

     

    Чем отличается цивилизованное автомобильное движение от нашего?

    Многим. Но в первую очередь – прогнозируемостью действий каждого водителя. А прогнозируемость это – безопасность.

    Чем достигается прогнозируемость? В первую очередь автоматизмом пользования рычажком «поворотника» – за несколько секунд до поворота руля. Это должно быть настолько в крови водителя, насколько в крови у летчиков, как говорил мой отец-летчик, правило: «Когда идешь на посадку, невозможно забыть выпустить шасси».

    Патриарх заводских испытателей, многократный чемпион Союза Анатолий Федорович Протасов выразился еще проще о включении перед маневром «поворотника»: «Ср..ть идешь – штаны снимать не забываешь?» И зацепилась эта образность в моих водительских мозгах навсегда.

    А что у нас творится на дорогах и улицах!? Лезет упрямо один, второй в соседний ряд – тупо лезет, крылом в крыло целится: мол у кого нервы крепче. Ну включи ты поворотник, спрашивая этим самым разрешение, и тебя пустят, а ты благодарно помигаешь в ответ аварийкой!

    Неужели ты не понимаешь, что вот так нагло и «молча» впихиваться автомобилем в очередь других это все равно, что в поликлинике или в магазине обойти всех и тоже молча встать у самой «раздачи»?

    Особенно наглы и нетерпимы владельцы дорогих машин по отношению, как вы понимаете, к дешевым. В Москве так вообще – владельцев «Приор» и «Калин» уже почти за людей не считают.

    Особая статья – женщины за рулем. Не все, конечно, но бросается в глаза: они не мигают массово, они редко уступят, редко пропустят – они спешат!

    Любимые! Ну, посмотрите на себя со стороны!

    Как вы не понимаете, что этим только демонстрируете свои ущербность, ограниченность, глупость, упрямство, жадность – все то, что так тщательно скрываете в «конфетно-букетных» периодах общения с противоположным полом для его соблазнения и «окольцевания».

    Но руль срывает маски, о них забываешь, когда столько внимания уходит на дорогу. И я бы советовал женихам присматриваться к манерам езды невест – многое можно понять и от главной ошибки уберечься.

    Приближается светофор: зеленый – и вдруг включается желтый. Пара машин тормозит, но большинство прибавляет газ. Зачем?! Чтобы разлететься в клочья с таким же, уставшим стоять на красный и рванувшим за пару секунд до зеленого? Или для того, чтобы сбить, убить глупого мальчишку, решившего, что успеет перебежать? Выиграть пару минут, рискуя потерять несколько лет в колонии? А стоит ли? Сопоставим ли риск с выигрышем?..

    Ладно, остановились на светофоре. Но как?! Хоть один стал перед стоп-линией, четко в своем ряду? Да никто. Я один так стою.

    Кто-то проехал стоп-линию и уперся бампером в «зебру»; другой, подгазовывая, катится к переходу, заставляя людей, по нему идущих, коситься и нервничать: а не псих ли там за рулем? А не спутает ли он тормоз с газом?

    Пешеходы прошли. Красный все еще нам горит. И вот уже машины справа и слева въехали на «зебру», дергаются, газуют, нервируя друг друга: кто первый стартанет? Кто быстрее выскочит на простор?

    Я уже позади всех. А тот, кто сзади меня, мне сигналит! Что, мол, стоишь? Хотя по-прежнему горит красный.

    Ну, ребята, нервы у вас ни к черту. Зато у меня – в порядке. Мне так комфортно чувствовать себя выше всех этих неврастеников!

    Едем. Но как едем?!

    В шахматном порядке перекрывая все полосы, с почти одинаковой скоростью. Между нами лихачат, снуют асы. Или очень-очень спешащие.

    А весь цивилизованный мир уходит вправо, если там свободно. То есть, как в Правилах: запрещено движение в левом ряду при свободном правом – знаете, как удобно? Знаете, как повышаются средние скорости и пропускная способность магистрали?

    А у нас все пилят, пилят в самом левом ряду до посинения.

    А если Барков на «Мерседесе» в лоб выскочит? Успеете увернуться? А будет – куда?

    Вот потому я и не люблю левые ряды, что слишком много видел в них безвыходных аварий и смертей.

    Самое трудное – не вспылить, не ответить на явное хамство и наглость. Особенно когда лошадиные силы позволяют. Да и не обязательно они – мастерство тоже. Терпимость в этих случаях я в себе воспитывал дольше всего.

    Довоспитался до того, что жена начинает: «Ну что ты этого нахала пропускаешь? Он же нарушает!!»

    Отвечаю: «Не я – жизнь его научит. Это неизбежно».

    «Ничего подобного! – психует она: – Ты пропустил, другой пропустил – ничему он так не научится, а наоборот, героем себя считать будет, крутым!»

    Нет, я все равно – СЕЙЧАС – поступаю по-своему. Так, как мне комфортно. Каюсь, пару раз за последние семь лет – с тех пор, как не нарушаю правила – в принципе! – всего пару раз я срывался: слегка концентрировался, вспоминая свое спортивное прошлое, догонял негодяев и показывал им… сами понимаете что.

    Один водила смирно воспринял урок, а другой, с друзьями в салоне, оскорбился и пошел то ли на таран, то ли на задержание моей машины. Но талант не пропьешь – я опять сконцентрировался, потоптал газ и через секунды уже не видел его в зеркалах.

    Я очень ясно понял, что мой гнев на отморозков и стремление им отомстить МЕНЯ К НИМ ПРИРАВНИВАЕТ.

    Привыкнув к спокойствию, комфорту и к чувству собственного достоинства, к ощущению силы и проявлению благородства, – вы обязательно продолжите этот процесс и в другой своей жизни: дома, на работе, пешеходом на улице, в очереди в магазине.

    Вы сами с удивлением начнете замечать, что меньше суетитесь и нервничаете из-за ерунды, меньше ругаетесь по мелочам и обижаете других.

    Возвращаясь после езды по городу, вы уже не будете таким вымотанным, нервным. Расставаясь со своим автомобилем до утра, вы пойдете домой в предвкушении радости от встречи со своими, а, может быть, и сделаете звонок с мобильника:

    «Любимая, иду мимо магазина – что купить? Дома все есть?»

    И это будет ваше счастье. И та широкая дорога, которую вы сами себе построили.

0