Самое свежее

Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый? Ева Меркачева. На адвокатов террористов из Крокус Сити посыпались угрозы

Павел Пряников. Цензура в России

  • Пика маразма в области цензуры царская власть достигла во время Первой Мировой. Цензурировали СМИ все воюющие стороны, но в России цензура спохватывалась уже при поступлении газет в типографию (вместо более раннего надзора). И именно на этом этапе вырывались тексты целиком или кусками. В итоге иногда газеты выходили так, что половина её площади состояла из белых пятен, причём и внутри заметок. Понятно, как к этому относилась читающая публика – с презрительным смехом, считая, что госаппарат стал совсем не пригоден ни к чему.

    В 1915 году «белые пятна» в газетах стали предметом беспокойства высших правительственных лиц. В письме от 3 марта 1915 года председатель Совета министров Горемыкин обратил внимание министра внутренних дел на недопустимость появления в газетах пробелов. На это гофмейстер Маклаков письмом от 10 апреля 1915 года отвечал, что «по техническим условиям, приводящим к необходимости вырубания из вылитых стереотипов исключённых цензурой мест, приходится мириться с появлением пробелов на страницах газет». Т.е. цензоры и охранка просто послали куда подальше самого премьер-министра и продолжали выпускать газеты с белыми пятнами.

    Вычёркивались даже самые безобидные строки военкоров того времени, причём военкоров заранее проверенных, допущенных на фронт охранкой.

    Вот пример, что охранка вычеркнула из заметки военкора В.Муйжеле в газете «Биржевые ведомости» от 15 декабря 1914 г. под названием «Памяти павших. (от нашего спец. военного корреспондента с фронта)». Вот строки, вместо которых в газете появились белые пятна:

    «- Если на войне каждая пядь пройденной земли полита кровью, то в Восточной Пруссии эта кровь лилась широкой и страшной рекой.

    - И что сегодня, быть может, он умрёт или будет искалечен.

    - Не сплю по три ночи, умираю в окопе от шрапнели, лежу до ночи, истекая кровью, раненым, пока вместе с темнотой явится возможность санитарам подобрать меня.

    - Умирать – тоже мой долг, и когда я шел из своей деревни на призывной пункт, поглядывал на родные полоски с чувством человека, который никогда их больше не увидит.

    - Никто не знает, как нашёл свой приют за полотном железной дороги у берёзовой рощи на границе немецкой земли этот русский герой. И никто никогда не узнает, а наскоро связанные кресты покосятся, потом качнутся, потом наклонятся задумчиво – и упадут, и долго будут лежать, чёрные и забытые, пока не исчезнут, как всё исчезает.

    - Но только побывавшему в них – не в старых, брошенных, пустынных окопах прежних боёв, а наполненных скорчившимися людьми, живущими здесь, в этих звериных норах, неделями, переменяющими здесь бельё, раздевающимися для того, чтобы хоть чуть-чуть освободиться от паразитов, и (прошу помнить!) постоянно стреляющими, получающими раны и умирающими – только видевшему всё это воочию станет понятным это короткое странное и страшное слово – окопы».

    В общем опять видим, что за сто лет в России ничего не меняется. Война, цензура, гибнущий невесть за что народ...

4

Комментарии

4 комментария
  • yuri 54
    yuri 5425 апреля 2023 г.-1+7
    Ну почему не меняется? Ныне цензура работает куда лучше, не допускает белых пробелов на страницах газет. Там всё патриотично, чинно-благородно : рос.армия самая сильная ,все её воины — герои, бомбёжки украинских жилых домов — ликвидация военных объектов, а украинские солдаты— нацистские боевики. Да, и потерь ,конечно, нет! А уж в телевизоре, так вообще РФия всех победила, и санкции ваши ей до жопы! Но главное, если раньше, во время ПМВ, читатели отзывались на цензуру презрительным смехом, то ныне верят всему, чем марают страницы газет и всей блевотине, что изрыгает телевизор. Отупел народишко российский за последние лет 15, отупел, зато доносы строчить — любимое дело!
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна25 апреля 2023 г.-1
    "Пика маразма в области цензуры царская власть достигла во время Первой Мировой." - нет, во время правления Николая 1. - Тот так ссал, что на всю империю было издано около 40 000 книг
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров25 апреля 2023 г.-2
    Все левые после прихода к власти начинали с введения жёсткой цензуры. Когда левак недоволен цензурой, это напоминает волка, недовольного пастухами. "Ну конечно, вы тут овечек контролируете, а мне не позволяете. А ведь я лучше вас понимаю (Маркса читал таки), что овечкам дозволено, а что нет, а главное - как с них шкуры сдирать и как кушать".
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов25 апреля 2023 г.
    А у нас есть газеты?!