Альтруизм против эгоизма
Статья «Первый признак человеческой цивилизации» в Публицисте. Ru начинается словами «Много лет назад антрополог Маргарет Мид спросила студентов: что они считают первым признаком цивилизации», а заканчивается так: «Помощь, оказанная другому человеку в его трудное время – это то, с которого начинается цивилизация, – заключила Маргарет Мид».
Такое заключение звучит интригующе в том смысле, что хочется понять, чем такое качество человека как альтруизм в противоположность эгоизму был стимулирован у наших предков. Предлагаю обратиться к книге Мейтленда Иди «Недостающее звено» (см. ссылку https://www.litmir.me/br/?b=253492&p=1 ). На странице 26 читаем:
«Поскольку древние гоминиды находились в тесном родстве с предками шимпанзе и поскольку они делили среду обитания — саванну — с предками павианов, полезно будет в поисках данных об их социальной структуре обратиться к наблюдениям за ныне живущими потомками этих двух обезьян. <…>
Одна из наиболее характерных особенностей стада павианов — это доминирование самцов. Во многих изученных стадах павианов имеется самец номер один, которому остальные самцы во всем уступают. <…> Эта авторитарность сообщества павианов всегда производила большое впечатление на наблюдателей».
Выделенные фрагменты из книги иллюстрируют мысль ее автора: чем тяжелее условия среды обитания приматов, живущих собирательством, тем круче ее вожак. Это как условие для выживаемости сообщества. Но платой за это является эгоизм его членов.
«Всегда тяжело смотреть, как больной или искалеченный павиан старается не отстать от стада. Сородичи не кормят его и никак о нем не заботятся: они питаются главным образом семенами, травой, фруктами, корнями, и почти весь день у них уходит на то, чтобы насытиться самим. Поэтому больной павиан справляется со своей бедой сам, и пусть даже стадо переходит с места на место не торопясь, у него не остается сил на поиски корма, так как вся его энергия расходуется на то, чтобы не отстать. В результате он ослабевает еще больше, поспевает за стадом с еще большим трудом, становится еще слабее…»
Автор книги в популярной и понятной для массового читателя форме излагает результат научных исследований на тему формирования социальной природы человека. Кроме приматов, живущих сообществами и занимающиеся собирательством для добывания пищи, рассматриваются животные, живущие также сообществами (стаями), но добывающих пищу охотой. Проанализировано социальное поведение львов, гиен и гиеновых собак. Оказалось, что вожаков ни у кого нет, но конфликты возникают. Больше всего у львов при дележке пищи. Приличнее ведут себя гиены, а гиеновые собаки есть образец социальной справедливости. «Пока щенки гиеновой собаки еще настолько малы, что не способны следовать за стаей и вынуждены оставаться в логове, они покусывают и тыкают возвратившихся охотников в уголки пасти, и те отрыгивают мясо. Одна охромевшая собака, которая не могла следовать за стаей, прибегла к тому же способу и тоже получала отрыгнутое мясо, то есть осталась в живых благодаря помощи других членов стаи».
Почему так - объяснение простое и очевидное: собачкам тяжелее, чем “царям зверей”. Альтруизм для них жизненно необходим. Как павианам важнее эгоизм для выживание вида, чем отдельного индивида. Им тяжелее, чем шимпанзе, которым на деревьях в лесу безопаснее. А павианы в открытой саванне.
Какой вывод напрашивается из сказанного выше? Чтобы выжить, человечеству понадобились то и другое. Индивидуальное собирательство (каждый себе, эгоизм) в сообществах (стадах). Но и коллективная охота с дележкой добычи, требующая альтруизма. А поскольку то и другое для человечества находится в неразрывном единстве и противоборстве, то это и есть источник его развития. Как циклический процесс, в котором чередуется взаимное усиление/ослабление того и другого на всех уровнях. Начиная от семейных до межгосударственных. Так было, есть и будет. Однако разумный эгоизм есть его допустимая мера. Для человечества сегодня очень востребован.
Комментарии