Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Альтруизм против эгоизма

  • Альтруизм против эгоизма

    Статья «Первый признак человеческой цивилизации» в Публицисте. Ru начинается словами «Много лет назад антрополог Маргарет Мид спросила студентов: что они считают первым признаком цивилизации», а заканчивается так: «Помощь, оказанная другому человеку в его трудное время – это то, с которого начинается цивилизация, – заключила Маргарет Мид».

    Такое заключение звучит интригующе в том смысле, что хочется понять, чем такое качество человека как альтруизм в противоположность эгоизму был стимулирован у наших предков. Предлагаю обратиться к книге Мейтленда Иди «Недостающее звено» (см. ссылку https://www.litmir.me/br/?b=253492&p=1 ). На странице 26 читаем:

    «Поскольку древние гоминиды находились в тесном родстве с предками шимпанзе и поскольку они делили среду обитания — саванну — с предками павианов, полезно будет в поисках данных об их социальной структуре обратиться к наблюдениям за ныне живущими потомками этих двух обезьян. <…>

    Одна из наиболее характерных особенностей стада павианов — это доминирование самцов. Во многих изученных стадах павианов имеется самец номер один, которому остальные самцы во всем уступают.  <…> Эта авторитарность сообщества павианов всегда производила большое впечатление на наблюдателей».

     

     

    Выделенные фрагменты из книги иллюстрируют мысль ее автора: чем тяжелее условия среды обитания приматов, живущих собирательством, тем круче ее вожак. Это как условие для выживаемости сообщества.  Но платой за это является эгоизм его членов.

    «Всегда тяжело смотреть, как больной или искалеченный павиан старается не отстать от стада. Сородичи не кормят его и никак о нем не заботятся: они питаются главным образом семенами, травой, фруктами, корнями, и почти весь день у них уходит на то, чтобы насытиться самим. Поэтому больной павиан справляется со своей бедой сам, и пусть даже стадо переходит с места на место не торопясь, у него не остается сил на поиски корма, так как вся его энергия расходуется на то, чтобы не отстать. В результате он ослабевает еще больше, поспевает за стадом с еще большим трудом, становится еще слабее…»

     

    Автор книги в популярной и понятной для массового читателя форме излагает результат научных исследований на тему формирования социальной природы человека. Кроме приматов, живущих сообществами и занимающиеся собирательством для добывания пищи, рассматриваются животные, живущие также сообществами (стаями), но добывающих пищу охотой. Проанализировано социальное поведение львов, гиен и гиеновых собак. Оказалось, что вожаков ни у кого нет, но конфликты возникают. Больше всего у львов при дележке пищи. Приличнее ведут себя гиены, а гиеновые собаки есть образец социальной справедливости. «Пока щенки гиеновой собаки еще настолько малы, что не способны следовать за стаей и вынуждены оставаться в логове, они покусывают и тыкают возвратившихся охотников в уголки пасти, и те отрыгивают мясо. Одна охромевшая собака, которая не могла следовать за стаей, прибегла к тому же способу и тоже получала отрыгнутое мясо, то есть осталась в живых благодаря помощи других членов стаи».

    Почему так  - объяснение простое и очевидное: собачкам тяжелее, чем “царям зверей”. Альтруизм для них жизненно необходим. Как павианам важнее эгоизм для выживание вида, чем отдельного индивида. Им тяжелее, чем шимпанзе, которым на деревьях в лесу безопаснее.  А павианы в открытой саванне.

     

    Какой вывод напрашивается из сказанного выше? Чтобы выжить, человечеству понадобились то и другое.  Индивидуальное собирательство (каждый себе, эгоизм) в сообществах (стадах). Но и коллективная охота с дележкой добычи, требующая альтруизма. А поскольку то и другое для человечества находится в неразрывном единстве и противоборстве, то это и есть источник его развития. Как циклический процесс, в котором чередуется  взаимное усиление/ослабление того и другого на всех уровнях. Начиная от семейных до межгосударственных. Так было, есть и будет. Однако разумный эгоизм есть его допустимая мера. Для человечества сегодня очень востребован.

     

-1

Комментарии

7 комментариев
  • Strannic St
    Strannic St9 апреля 2021 г.
    Слишком все схематично и примитивно. Вопросы поставлены и давно множеством философов, ну а автор так и не попытался на них дать СВОЙ ответ, разве что в конце статьи, "Однако РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ есть его допустимая мера. Для человечества сегодня очень востребован.", а вот где его мера разумная и что значит разумный эгоизм, его критерии Без четкого определения эхтого критерия невозможно установить его предел. И вообще, если рассматривать в срезе человек Общество, то ЭГО, это по сути Я, как таковой, Ну эгоизм, если по простому. Это неотъемлемо от человека и так или иначе проявляется в социальной среде - МЫ. Ну так вот, какова среда, таковы и проявления этого самого Я. В обществе, где мерилом является успех и только он никакого иного ЭГО, как шагать по головам быть не может, иначе неуспех. И никакие ограничения здесь не помогут. Ну это если в крайне примитивном изложении. Только социальная орга
    • Алекс Джонс
      Алекс Джонс10 апреля 2021 г.
      Чем дальше на север, тем больше социализма, никто этого не заметил? Швеция, Финляндия как пример. Это и есть условие выживания в тяжелом климате. Эгоизм США им никак не подходит. Это там можно выкинуть человека на улицу с детьми и шмотками, потому что он не замерзнет как на севере за несколько часов. Сядет на свой трейлер и свалит жить в палатке где-нибудь в Сан-Франциско.
  • Strannic St
    Strannic St9 апреля 2021 г.
    (продолжение) Только социальная организация общества, где ЦЕННА И УВАЖАЕМА КАЖДАЯ ЛИЧНОСТЬ, способна поставить это ЭГО на служение всем и опять же, здесь нет его предела. Так что разговор о пределе Эго это желание увести обсуждение темы от коренной проблемы - о сочетании Я и МЫ и влиянии социального общества на это сочетание, а все остальное о всяких пределах - пустое. Любое ограничение всегда можно отменить или скорректировать. Тому пример - теперешний разгудл трансгендерной идеологии.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов9 апреля 2021 г.+1
    Человечеству чтоб выжить надо край как избавиться от засилья хазарского каганата. Рецепт прост и поэтому действенен. Всё по рецепту Козьмы Пруткова-Зри в корень.
    • Алекс Джонс
      Алекс Джонс10 апреля 2021 г.+1
      Все придумано до нас, у дедушки Адольфа было то же самое. Зачистил страну от ломехуз, и рождаемость откуда-то появилась и автобаны по всей стране, которые за 100 лет после юдейского переворота в РФ так и не построили. 2000 км. против 100 000 км в США, 35 000 км в Канаде. На 100м месте в мире по этому показателю. Шабатаж, панимаишь. https://fishki.net/1232655-lomehuza-ili-model-umirajuwego-obwestva.html
      • Андрей Широнов
        Андрей Широнов10 апреля 2021 г.+1
        Не подойдёт. Гитлер гнобил евреев. А я пишу про семитов. Это суть не одно и тоже.
        • Алекс Джонс
          Алекс Джонс10 апреля 2021 г.+1
          Гитлер - фашист, нашел общий язык с евреями-фашистами, которые тоже хотели государство для своего народа. Именно поэтому корпус Роммеля отправили в Сев. Африку, освобождать Палестину от англичан. А кого уничтожали? - Неполноценных. Отцы сионисты сказали, что в израиле должны жить лучшие из лучших, остальные мусор, который можно сжечь. Вот и чистили евро-народ от неполноценных иудеев, которые совсем не иудеи, а принявшие иудаизм 800 лет назад татаро-монголы.