Последние шесть с половиной лет, возглавляя пресс-службу Роскомнадзора – медийного госрегулятора – я по долгу государевой службы изо дня в день прогонял через свой мозг мегатонны пропаганды.
Всех мастей. Пропутинской и продядясэмовской. Правой и левой. Черной и белой. Сектантской агрессивно-тотально-либеральной и маниакальной духовно-соборно-мессианской. Англосаксонской и панславянской. Константинопольской и римской. Уральско-сибирской. Укро-колорадской. Жидо-мусульманской. Марксистко-ленинской и чучхейной. Прости Господи, либертарианской. ФСБшной и ГРУшной. Воинственной и пацифистской. Суицидально депрессивной и идиотски жизнерадостной. Алкогольно-разудалой, нервно кокаиновой, галлюциногенно-кислотной. Экологической и индустриальной. Цифровой и аналоговой. Панковской и хипстерской. Феминистической и мужеложеской. Педофильской и некрофильской. Вегетарианской и хищнической. Квасной и кефирной. «Мясной» и «конской».
Познеровской и Малаховской. Малышевской и Курпатовской. Петросяновской и бульдожьей Харламовской. Венедиктовской и Лесинской. Басаевской и Кадыровской. Сурковско-Володинско-Кириенковской.
Дорогой и дешевой. Талантливой и бездарной.
Профессиональное образование журналиста, понимание законов медиа и объем переваренной моим мозгом пропаганды позволяют мне считать себя специалистом в этой области. И как специалист я утверждаю: технологическая революция в медиа не принесла нам никакой свободы информации, но породила бесконечное разнообразие пропаганды. Прямо сейчас мы проживаем длительный переходный период, когда старая царица медиа – массово-гипнотическое ТВ – сдает державу и скипетр более молодой и дерзкой онлайн-преемнице – гаджет-персонифицированной пропаганде.
Задача любой пропаганды – обмануть сознание человека таким образом, чтобы оно принимало пропагандистские суждения за свои собственные, подчиняя поведение растворенного в массе индивида своим целям. Бесспорно, современные медиа-коммуникационные инструменты позволяют это делать много быстрее, тоньше, эффективнее. И если они находятся в руках мастера, то эффект подчинения воли индивидов целям массовой манипуляции гораздо более всеобъемлющ.
Нас непрерывно облучают из бесконечного множества излучателей, совокупную мощность которых невозможно измерить. В информационном поле не бывает пустот. Будьте уверены: если Путин не облучит вас Роскомнадзором, то Билл Гейтс обязательно облучит вас радугой.
Но, попадая в интеллектуальный «котелок» обывателя, все гениальные идеи пропагандистов (по большей части щедро оплаченные за счёт натурального котелка обывателя – того самого, из которого он ест), все стройные концепции и глубокомудрые многоходовочки перестают существовать. В этом котелке неизбывно булькает примитивная, жидкая по консистенции и довольно пахучая кашка. В которой иногда, как рыбьи хвосты, всплывают на поверхность банальные истины, приписываемые Конфуцию; политические лозунги, слипшиеся в «слава Богу и КПСС, люди стали более лучше одеваться»; и арбузыбузовой.
Но именно это слабое побулькивание гонит его, обывателя, в ашаны и икеи за очередным, в общем-то ненужным и у-всех-одинаковым (как югославские гарнитуры или ашхабадские ковры из нашего социалистического прошлого) барахлом. Именно оно в одночасье запирает многомиллионные мегаполисы под «добровольным» домашним арестом. Именно оно заставляет согласных маршировать в одну сторону, а несогласных – в другую.
В головах профессионалов индустрии массовой пропаганды (где журналисты неотделимы от пиарщиков и ньюсмейкеров) навалены такие могучие кордильеры инфодерьма, что эти буйные головушки можно вылечить только отрубанием.
Вот к этим-то профессионалам мне хочется сегодня обратиться фирменной фразой одного известного спортивного телекомментатора (не того, который асексуал): дорогие, берегите себя! Хотя бы по праздникам.
С праздником. С Днём пропагандиста!
Комментарии