Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Небольшая история о российской школе. Часть 1

  • Эту статью я написал в своем ЖЖ 6 декабря 2019 года.

    https://padomju-valery.livejournal.com/1429.html

    До пандемии. Тогда мне казалось, что падение российского образования достигло своего дна. Однако снизу постучали. Сейчас пишу продолжение. 

    Ниже привожу текст первой части.

     

    Из всех популярных в СМИ тем, ближе всего мне тема образования. Просто потому, что у меня младшая дочь – школьница, седьмой класс. Вообще я в школу пошел в третий раз. Первый раз сам – примерно 45 лет назад, мне посчастливилось получить советское среднее образование. Второй раз со старшими детьми – в кошмарные 90-е. Ну а в третий раз сейчас. Свою школу я вспоминаю самыми добрыми словами. Школа 90-х просвистела мимо. Работа на выживание. Было не до сантиментов. Поэтому текущую ситуацию сравниваю с тем, как было в СССР. Небольшой очерк, посвящен школе, где учится … . Ну неважно, кто учится. В нем не будет ни точного адреса ни фамилий, но каждый причастный поймет, о чем идет речь. Я ненавижу ныне употребляемое словосочетание «Образовательное учреждение». Слово «Гимназия» для меня ассоциируется с царской Россией. Я привык к слову «Школа», которое и буду в дальнейшем употреблять.

     

    Эта школа была построена при Советской власти на окраине города.

    До начала строительства здесь были две деревни, жители которых, занимались огородничеством и трудились в области животноводства. Располагались деревни между дорогой, ведущей в город-спутник, и соседней речкой рекой. В 1980 году было принято решение  включить  их в черту города и считать городским микрорайоном - местом будущей застройки жилыми домами. Одновременно с жилыми домами, которые росли, как грибы, было предусмотрено строительство сопутствующей инфраструктуры. В том числе трех детских комбинатов полного цикла (от яслей до предшкольных групп), публичной библиотеки, занимающей два этажа одного из крыльев 9-ти этажного жилого дома, и трехэтажного здания школы на 40 классов со стадионом и  бассейном. Если брать современный норматив класса в 25 учеников, то расчетная численность школы получалась 1200 человек. И вот, в начале 1987 года, гостеприимно открыла свои двери новая городская средняя школа, ставшая с момента открытия общественно- культурным центром микрорайона. Кстати, ее директор бессменно трудится на своем месте до сих пор. Заслуженный учитель, Отличник просвещения. Назначен он был еще в 1986 году, в буквальном смысле слова создавая новую школу от строительства до современного её состояния. Здания детсадов, школы, библиотеки возводилось в короткие сроки, потому что в дома въезжали новоселы, а их детям нужны были и детсады, и школа, и библиотека.

     

    В момент открытия школы было всего 12 классов, в которых обучалось 193 ученика. Первый выпуск 1987 года был тоже немногочисленным – всего 8 человек. Молодой энергичный директор большое внимание уделял разным новациям, в том числе, в  общественной жизни. Помимо существовавших октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, работавших в рамках парадигмы того времени (не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай), им было предложено создать «Школьную республику». Вместе с органами школьного самоуправления, девизом и гербом. Кстати, в видоизмененном виде (с элементами имперской России - школьный собор, школьная дума) она существует и сегодня. Район быстро заселялся, превратившись из «микро» в полноценный спальный. В течение последующих лет численность учащихся увеличилась. В сложных условиях безвременья с большими усилиями были построены дополнительные корпуса. Первый – блок для внеклассной работы - был введен в строй в 1993 году, второй – в 1996 году.

     

    90-ые годы были очень трудными для людей не только в материальном плане. Напомню. После расчленения Советского Союза, из-за предательства партийных и государственных лидеров,  были утрачены многочисленные горизонтальные производственные связи. Флагманы советского производства с многотысячными коллективами, одномоментно лишившись цепочек кооперации, прекратили свое существование. Безработица, многомесячные невыплаты зарплаты, мгновенно и многократно выросшие цены, голод при наличии продуктов на витринах частных магазинов. И все это за очень короткий временной период. Психика людей пошла вразнос. Депрессия и безысходность, алкоголизм и наркомания,  открытый бандитизм и проституция, безвластие и хаос.  Хаос на улицах и в головах. Вот характеристика тех темных и страшных лет.

    Многие партийные и государственные чиновники мгновенно перестроились. Появились губернаторы и мэры. Комсомольские вожаки стали «бинесМЭнами», а комсомолки «бинесВумэнами». Идеологию отменили. На законодательном уровне. Приехавшие из стран «победившего капитализма» советники.

    А что же в школе? КПСС, комсомол, пионерию и октябрят упразднили. Просто в один прекрасный момент об этих организациях приказали забыть. Встал вопрос, а что же делать с молодыми мозгами. Представьте себе 1200-1300 детей и подростков, собранных в одном здании. Со всех сторон на них сыпется информационное дерьмо. Депрессия родителей, алкоголизм и наркотики, самые популярные профессии бандит и проститутка. Грязные СМИ. Появилась доступная информационная помойка – интернет. И все усиленно внедряется в пустые молодые головы. Что делать? И директор попытался найти выход. Для него он оказался в православии. Православная традиция в российской социуме была с момента его появления. Собственно, само возникновение нынешнего социума обусловлено появлением православной традиции на просторах России. Притушенная в годы советской власти, православная традиция получила новый импульс развития после ее отмены. На фоне общего дикого морального упадка начала 90-х, православие показалась «светом в окошке». И директор принял решение. Во-первых, он предложил и организовал освящение школы. Во-вторых, в 1993 году без официального объявления был открыт первый культурологический класс  с изучением основ православной духовной культуры по запросу родителей. Тогда же на близлежащей территории начали закладывать храм, официальным застройщиком которого была школа. Это храм святого Иоанна, чей настоятель стал проводить занятия по основам духовной православной культуры в культурологических классах.

    Школа стала приобретать отчетливую гуманитарную направленность. В 1994 году на базе пятых классов были открыты социально-гуманитарный и гуманитарно-филологический классы, в 1995 году, гуманитарный класс с целью углубленного изучения предметов гуманитарного цикла: иностранного языка, обществознания и литературы.

     

    А в стране тем временем усиленно шло избавление от «ужасов советского прошлого». В образовании взамен советской стала внедряться так называемая «Болонская система». Господствующим стал девиз, озвученный тогдашним министром образования Фурсенко: «Нам не нужны творческие личности, нам нужны грамотные потребители». И в июле 1997 года школа, в связи с новыми веяниями в образовании, превратилась в учреждение и стала называться «муниципальное учреждение средняя общеобразовательная школа – комплекс». Образование постепенно начало становиться услугой. Но тогда еще никто не знал, во что это выльется. В этом же 1997 году на базе блока для внеклассной работы было создано структурное подразделение – «Школа искусств», для дополнительного образования художественно – эстетической направленности. В «Школе искусств» были открыты 4 основных отделения: музыкальное, хореографическое, театральное, художественное. Наиболее крупные и оснащенные школы в то время стали  именоваться на манер имперской России «Гимназиями» и «Лицеями». Советское прошлое изживалось неотвратимо. И в 2001 году наше переименованное учреждение получила имя собственное «Гимназия». 

     

    В 2002 году совместно с местным Мединститутом, который теперь гордо назвали Академией создали нечто, которое обозвали «Региональная экспериментальная площадка  - повышение потенциала здоровья молодого поколения граждан. Синтез новых технологий, ориентированных на психофизическое совершенство детей и подростков». Много красивых научных слов, под которыми полностью отсутствует смысл. Видимо, кто-то готовил диссертацию или просто осваивали бюджет. Но, под это дело даже приказ  управления местного образования выпустили. Дальше пошли конкурсы между учреждениями, какое учреждение самое лучшее. Победы в 2006, 2007, 2008 годах по внедрению новых программ образования. Да-да. Тех самых, от которых сейчас воет вся страна. Дети дебилами становятся. Учителя всех возрастов, даже «жертвы ЕГ» плюются, а в интернете огромной популярностью пользуются учебники и задачники советского периода. В основном, конечно, по точным и естественным наукам. Так как гуманитарные науки приказали долго жить. То есть названия, конечно, остались. Но в рамках свободы мнений, когда каждый гуманитарий мнит себя «просто гением». Правда, ровно до той поры, пока заказчик не озвучит задачу. Тогда гуманитарий одевает на себя соответствующие задаче принципы и ваяет необходимый контекст. Нужен либерализм – пожалуйста, патриотизм – извольте. За ваши деньги – любой каприз.

    Но что-то я отвлекся.

     

    Перестройка продолжалась. Школа становилась бюрократическим «образовательным учреждением» с коммерческим уклоном, оказывающим «Услуги» населению по образованчеству его детей. Примерно как оказывают услуги общественная баня, парикмахерская, сапожная мастерская, ну и, если хотите, как казино или бордель. У школы появился финансовый план и отчет. Количество отчетных документов увеличилось не в разы, а кратно. Ну, а дальше пошло обычное российско-совковое словоблудие, когда «много шума из ничего», а на деле стагнация и упадок. Достижения учреждения плавно переходят в обычную отчетно-бюрократическую деятельность. Планы-отчеты, проверки. То есть обычная работа конторы, по оказанию услуг, предусмотренных местным бюджетом. А если сверх того – пожалуйста, но за свои деньги. Ищите спонсоров или с родителей собирайте. Стали внедряться «коммерческие услуги». Дополнительные знания – на платных организованных занятиях. Где платишь на счет школы, а учитель получает малую толику. Естественно, интереса нет ни у кого. Популярность коммерция в школе не приобрела. Зато пышным цветом расцвело репетиторство. Ведь ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял. Активно внедряется лекционно-зачетная система. В течение нескольких уроков учитель набрасывает информацию, потом дает контрольную. Получившим двойки – пересдача. Правда, пока за это деньги не берут. В голове, при такой системе обучения, не остается практически ничего.

     

    Прошли годы. Старые учителя, советской закалки, уже не могли, а иногда просто не хотели работать по новой системе. А молодых не стало. Они, конечно, есть. ПедВУЗы и университет работают. Но в школу работать не идут. Распределения нет – это «пережиток тоталитарного прошлого». Добровольцы тоже отсутствуют. Куда-то испарились продвинутые гуманитарные классы, изучение иностранных языков свелось к обычному «русиш-пиджин-инглиш». Да и для него учителей нет. Про второй язык (гимназия все-таки) никто даже не заикается. Уровень точных наук – вообще на уровне плинтуса. Иногда целую четверть не бывает физики. Некому учить. Биологию и географию совмещает один учитель. Не хватает учителей математики.  Настоятель пришкольного храма еще захаживает по старой памяти, но редко. Церковь окрепла, положение ее упрочилось. Вокруг выросли новые микрорайоны, соответственно большая паства, неплохой доход. Не до того.

     

    Вот мы и пришли в «прекрасное настоящее».

    Забыт советский закон «Об обязательном среднем образовании». Обязательным является только «общее». То есть аналог советского восьмилетнего. А дальше ОГЭ – и из четырех 9-х делают два 10-11х класса (аналог советского среднего) - часть учеников принимают по успеваемости, часть по «блату». Форма «блата», правда, поменялась. Обыденностью стали написанные на бумажке цифры с разным количеством нулей. Дальше ЕГЭ и зачисление в возможный по набранным баллам ВУЗ. Правда число бесплатных (бюджетных) мест мизерное и с каждым годом сокращается. Видимо, скоро их не будет вовсе. Не нужны стали специалисты с высшим образованием.

    А если успеваемость подкачала – то для получения среднего образования есть многочисленные платные образовательные конторки. Колледжи – бывшие ПТУ и техникумы. Там за мзду малую (или большую) чему хочешь научат. Но работу после – не обещают. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

    Наша школа, простите учреждение, обрело новое название. Теперь оно называется МБОУ «Гимназия» - муниципальное  бюджетное образовательное учреждение. Не смотря на большое жилое строительство вокруг (возникли несколько жилых микрорайонов) новых школ не построили. Так что все в одну. И в 2019 году там учится уже 54 класса (напомню, расчетное число классов – 40). Потребовалась вторая смена. Название «Гимназия» окончательно стало чисто формальным. Нынешнему МБОУ по уровню знаний учеников до простой советской школы – как до Луны пешком. Основная задача теперь – «Как бы чего не случилось, «Сор из избы не выносить», «Прокуратура – наше все». На входе охрана и рамка с металлодетектором. Ведь теперь ученики могут огнестрел с собой в школу принести. Ну и пострелять немножко. По одноклассникам и учителям. Или террорист с бомбой. Вот, чтобы не случилось ничего подобного, и готовятся. Родители за металлическим ограждением. Внутрь – только по паспортам.  Так, что у нынешнего МБОУ заботы другие. Не до знаний.

     

    Кстати о спорте. Изначально в школе планировался бассейн. Но что-то пошло не так. Что сейчас в этом помещении – неизвестно. Но большой и малый спортивные залы в наличии. Есть и зеркальный зал для занятий балетом, танцами или художественной гимнастикой. Есть стадион, куда входят футбольное поле, беговые дорожки и спортивный городок. Помню, в начале 2000-х годов на поле зимой заливали каток и все желающие могли кататься на коньках. А что сейчас. Вот история, которая лучше всего описывает сегодняшнюю ситуацию. В 2017 году один из учителей физкультуры привел в школу своего друга – тренера по баскетболу городской спортшколы.  Этот тренер предложил родителям организовать БЕСПЛАТНУЮ секцию по баскетболу по выходным для учеников школы. Свой профит он видел в отборе перспективных детей. Родители, конечно, радостно согласились. Однако радость была преждевременной. Узнавший об инициативе, директор запретил занятия и объявил выговор учителю физкультуры. Чтобы не высовывался. Самое интересное в этой истории была мотивация директора. Родители написали официальное обращение с просьбой о разрешении занятий. Казалось ничего не мешает. Тренироваться будут ученики школы, зал в это время пустует. Дисциплину и порядок родители гарантируют. Директор принял делегацию родителей. Причина оказалась в уборщице. После занятий положено делать влажную уборку. Это дополнительная нагрузка на уборщицу. Возможны жалобы, вмешательство прокуратуры. Предложения родителей о компенсации уборщице, либо о самостоятельной уборке были отклонены, как незаконные. На том и разошлись. Интересы учеников в данном контексте даже не рассматривались.

     

    На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация. Для создания и функционирования первоклассной школы  (именно школы, а не учреждения) в материальном и инфраструктурном плане есть все – большая территория, с подведенными коммуникациями, крепкое здание позднесоветской постройки, стадион, дополнительный корпус. Через забор два детских комбината. Неподалеку еще один. Тут же недалеко большое помещение публичной библиотеки. Район с большим количеством семей с детьми. Неподалеку лесной массив. Зимой энтузиастами там прокладывается отличная лыжня. Сама школа материально обеспечена очень прилично. Залы и классы, мебель и оборудование. Все есть и достаточно современное. Есть недостатки, но в целом лучше, чем 50 лет назад. Но нет главного – нет УЧИТЕЛЕЙ. Ведь УЧИТЕЛЬ есть только в ШКОЛЕ. А в учреждении есть работник учреждения, работающий по спущенным сверху программам и планам и пишущий отчеты в соответствии с руководящим идиотизмом. А также нет ни желания у образованческого начальства, ни толковых руководителей, ни организационных возможностей.

     

    В связи с активно внедряющейся на государственном уровне цифровизацией всех сфер бытия, развитием интернета и поголовное (начиная с 3-х лет) обеспечение китайскими  смартфонами, стал заметно падать интеллектуальный уровень населения в целом и особенно детей. Причина проста. Мозг ребенка не изменился. Каким он был 50 лет назад, таким и остался. Следовательно, таким же и остался его трафик и объем информации, который в мозг можно загрузить.  И если половину этого трафика будет занимать информационный мусор, то полезная информация просто в нем просто растворится. И неокрепший разум ребенка не сможет отделить зерна от плевел. Не сформируется система мышления, возможность выделить главное, отсеять мусор. Ведь дерьмо всегда заворачивают в красивую упаковку. Аналогичная ситуация со школьными программами. Содранные с западных калек, написанные на гранты Сороса, они совершенно непригодны к нашей ментальности. Но так как они спускаются сверху, то обязательны к исполнению. Учебники написаны настолько тяжелым языком, так перенасыщены лишней информацией, с таким заумными формулировками, что автору, имеющему два высших образования порой приходится изрядно напрячься, чтобы вытащить главное из той или иной темы. Причем они тяжелы не только по содержанию. Плотная бумага, обилие цветных полноформатных иллюстраций, большой формат делают их весьма увесистыми. И набитый школьный ранец на 6-7 уроков по тяжести кажется неподъемным. Благо китайские производители делают ранцы с анатомической спинкой.

     

    Недавно по каналу «Культура» показывали передачу «Агора» со Швыдким. Полная студия суперпедагогов, директоров и кандидатов с докторами. Автор с удивлением для себя узнал, что ученики ходят в школу, чтобы социализироваться, интересно проводить время и учить то, что кому интересно и у того, у кого интересно. В общем, не школа, а детский сад для подростков! Ни слова, о том, что настоящая учеба – это тяжелый труд. Когда ученик должен преодолеть лень, слабость и нежелание. Хорошо, когда предмет нравится. А если не очень. А если учитель несимпатичен. А если неважно себя чувствуешь. Но надо! Это и сила воли, и преодоление трудностей. Тогда и только тогда заслуженную пятерку несешь домой, как главную свою победу. Ни слова об этом! И вот когда такие горе-педагоги спускают вниз в обычную школу свои измышления, оформленные в виде указаний, то поневоле думаешь о них, как о врагах народа, желающих видеть народ в виде стада бабуинов, соревнующихся, у кого зад больше и красней! Ох, простите! У кого «джип» больше или «феррари» красней.

5

Комментарии

3 комментария
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов11 августа 2020 г.
    Автор молодец! Плюс!
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков11 августа 2020 г.+1
    Идёт целенаправленный процесс уничтожения отечественной системы образования в целом и в вузах и в школах