В правящих кругах государства под названием РФ русская культура рассматривалась как некий пропуск в самые высшие слои мирового сообщества. Что-то вроде украденного фрака; надел – и смело иди куда хочешь, хоть на прием к королеве: везде примут как своего. Или за своего. Даже если фрак не по размеру – там топорщится, здесь провисает – не беда. «Для дела» можно и потерпеть. Хотя потом, конечно, при первом же удобном случае все равно переодеваемся в любимый потертый ватник – он как-то роднее и сердцу ближе.
Но по сути – какая, к черту, русская культура? Одно самодовольство: «Вон мы какие культурные! Какие ученые-верченые!» Причем выделывались как раз больше всего почему-то перед Украиной: мол у нас есть вон какая цацка – тройной, как одеколон, писатель Толстой, и такая цацка – физиолог Павлов! А у вас – ничего такого! Гы-гы-гы! Мы великие, а вы – нет!
И чем дальше, тем больше во всей этой спеси слышалась фальшь. Которая после развязанной бойни стала уже вовсе нестерпимой.
На самом же деле местному народонаселению, не говоря уж о его предводителях, никакая «русская культура» не нужна. Она их тяготит, кажется им смешной, нелепой, чересчур заумной и по-девчачьи сентиментальной. Народу в этом фраке неудобно – прежде всего перед ему подолбными. Пора уже, пора переодеваться.
Беда в том, что русская культура давно мертва – как и те, кто ее породил – сами русские. Нынешнее же племя, «младое, незнакомое» – ни к русским, ни к русской культуре никакого отношения не имеет.
Это в общем-то бросается в глаза. Русская культура была, при всей своей монументальности и величии, необычайно, может быть, даже чрезмерно сострадательна. Это ведь именно она породила тот самый миф о «маленьком человеке», которого всегда безмерно жалела, да и вообще только и делала, что «милость к падшим» призывала. Все эти Сонечки Мармеладовы, сам пьяница Мармеладов, чеховский Ванька, пишущий свое безнадежное письмо «на деревню дедушке»… Сотни их...
За эту сострадательность русскую культуру потом часто ругали и даже смеялись над ней; мол мы-то, наученные горьким опытом, прекрасно знаем, что «маленький человек» – это известная сволочь, если дать ему волю – такого наворотит, мало не покажется никому… Михаил Булгаков, последний реликт русской культуры, успел заметить и описать этот типаж воспрявшего Маленького Человека в виде Шарикова. Заметить и содрогнуться; но даже Булгаков нес на себе родовую печать русской культуры – он был невероятно добрым человеком и не убил Шарикова…
И вторая отличительная черта русской культуры – полное отсутствие милитаризма, неприятие войны. Лев Толстой настолько ненавидел войну и всех, кто ей занимается «профессионально», что дошел до отрицания даже собственно полководческого искусства как такового. Никакого восхищения битвами, полное отсутствие ярких описаний «ратных подвигов», никакой «поэзии покорения» или «бремени русского человека». Лермонтов сам служил на Кавказе в пору постоянных стычек с горцами, его герои – офицеры «кавказских войск», но во всем «Герое нашего времени» – ни одной стычки или битвы. Русской литературе это всё претило.
И всё это абсолютно чуждо тому племени, которое населяет территории бывшей России сейчас. Их лозунг – «за каждого убитого ребенка Донбасса мы убьем 10 украинских детей» – для любого «старого русского» был бы немыслим. Он бы просто не пришел никому из них в голову. Жестокость, прагматизм, полное равнодушие к чужим смертям, страсть к захватам и изводящее чувство собственной ущербности – все это качества другой культуры. Более простой, более слабой, более плоской. Возможно – более азиатской в своей основе.
Поэтому, мне кажется, было бы лучше для всех, если бы то, что называется РФ, прямо и открыто отреклось от русской культуры. РФ было бы легче – ну, во-первых, хотя бы потому что русская культура ей просто «не по мерке». Другой размер, другая лига. Зачем нам эти чужие и непонятные старики: Чехов, Толстой, какой-то Мусоргский, совершенно неведомый Петипа? Что такое «петипа» – спроси на улице, 9 из 10 не ответят.
А еще – им никого не жалко: ни Каштанку, ни Мармеладова, ни Ваньку. Они всепоглощающе жалеют только себя – и поэтому готовы мстить всему свету. За свою поруганную жисть.
Но самое главное: им надо отречься от ненужной им культуры – чтобы вывести ее из-под удара. Почему в конце концов Петр Ильич Чайковский должен страдать из-за того, что размножившиеся на территории бывшего бывшей Российской Империи парнокопытные бросили на него свои рогатые тени? Великий композитор не заслужил такого.
Мы все такие. И поэтому – надо отказаться. Поехавшие танки все расставили по своим местам: это мы, мы все – другие русские, а точнее – никто, голые люди на голой земле, «без имени и в общем без судьбы». А настоящие русские, когда-то создавшие слишком добрую и сентиментальную (качества сильных людей) русскую культуру – увы, давно умерли. Были убиты или просто рассеялись – как рассеивается прах сгоревшего человека.
Комментарии