Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Алексей Рощин. Ковидная паника и конец универсального мышления

  • Чудовищная пандемия невероятного ковида постепенно выдыхается, несмотря на судорожные попытки правительств разных стран как-то продлить этот мировой ужастик и ещё немного понаслаждаться режимом всемирного ЧП. Ажиотаж неумолимо спадает, жизнь входит в нормальную колею – и по мере оседания пыли проступают всё новые и новые шокирующие подробности. Человечество как будто постепенно приходит в себя после странного припадка – то ли алкогольного, то ли наркотического, то ли ещё какого безумия.

    Как-то незаметно выясняется, что почти всё, что предпринимали в рамках «борьбы с пандемией» правительства самых разных стран – и автократий, и демократий, и даже монархий – оказалось в итоге или избыточным, или бесполезным, или вовсе вредным. Мир почти два года просидел в масках и карантинах, обкололся – и не по одному разу – наспех сработанными вакцинами, придумал и успел внедрить в жизнь диковинные «ковидные пропуска». И внезапно обнаружил, что у жителей даже самых развитых и цивилизованных стран практически отсутствуют самые элементарные права. И даже право пройтись по улицам или сходить перекусить в кафе необходимо доказывать ежедневно, причём без гарантий, что власти это право за тобой признают.

    Самая большая загадка этой пары пандемийных лет: как такое вообще оказалось возможным? Речь ведь не о том, почему принимаемые меры были по большей части сомнительными или вовсе ошибочными – но почему они практически и не оспаривались? Как так?

    Был некая общая причина, которую я бы обозначил как «всеобщий отказ от универсального мышления». И корни всей этой массовой покорности «науке» – в школе. Школа, сама система образования во всём мире радикально изменились.

    Дело в том, что ещё в конце прошлого, XX века в системе массового, то есть народного образования ещё каким-то чудом сохранялся ренессансный дух Просвещения. Ведь что такое Просвещение на самом деле? Обучение в его системе, как ни странно, сродни, другой прорывной идее Нового Времени – идее суда присяжных. В обоих случаях предполагается некая принципиальная познаваемость мира даже для «неспециалиста», иначе говоря – для любого человека. Если ему готовы предоставлять информацию, он в конечном итоге сумеет разобраться, что к чему – просто потому что имеет некие базовые понятия о том, как устроен мир. Простой человек, став присяжным в суде и не проходя никакого специального обучения, а просто слушая свидетелей, обвиняемых, прокурора и адвоката – сумеет составить свое мнение о том, виновен или нет подсудимый.

     

    И в более общем случае – ренессансное Просвещение предполагает, что обычный «средний человек» просто оттого, что он прослушал школьную программу – по физике, химии, литературе, информатике и географии – окажется способен понимать сам, что происходит в мире. Собственно это ведь и была единственная причина, почему детей в школе пичкали той же химией, с одной стороны, и обществоведением – с другой, – то есть дисциплинами, которые едва ли понадобятся потом кому-то. Ведь цель была – «воспитать гармонично развитого человека».

    И вот эта идея «гармоничного человека», который сможет, если захочет, во всём разобраться сам, постепенно размывалась – и мы сами не заметили, как незаметные количественные изменения вылились в мощнейший сдвиг и слом парадигмы. В XXI веке (а на самом деле ещё раньше) «гармоничного человека» школы в большинстве стран мира просто перестали производить.

    Парадигма сменилась полностью: уже давно наши школы переориентировались на производство «специалистов-профессионалов». Сначала ученики по всему миру, а потом и преподаватели под их влиянием пришли к выводу, что знание стало слишком сложным, слишком специализированным, заточенным на «специально обученных людей». Символ «нового знания» – пресловутые четыре предмета в ЕГЭ, единственные, по которым сегодняшние ученики сдают экзамены. Все прочие предметы для учеников просто не существуют.

    «Человек массы» – не только у нас, но и на Западе (это со всей очевидностью показал ковид) – свято уверен, что по-настоящему знать можно только то, что ты специально и длительное время изучаешь. Во всех прочих сферах (за пределами твоих, условно, «четырёх предметов») – что-либо понимать не просто «тяжело» или «очень затратно» – нет, это даже неприлично. Сама претензия, выраженная в любимой фразе кумира позднесоветских жителей Владимира Высоцкого – «Разберёмся!» – сегодня звучит нелепо и даже комично. «В чем ты можешь разобраться, бахвал?» – вот вопрос новейшего времени. Или, что то же самое, но уже в виде фразеологизма: «А вы разве вирусолог?»

    Новейшее время постулирует: всё понимать невозможно, универсального мышления не существует, да и не надо; ведь есть же профессионалы! По любым вопросам, выходящим за рамки твоей компетенции, обращайся к ним – и «настоящие вирусологи» чётко разъяснят, куда бежать и что делать.

     

    В таком подходе есть масса преимуществ: в нём лучше всего достигается любимая массами «экономия мышления» (ведь мышление – чрезвычайно энергозатратный процесс). Проще найти специалиста, который всё и разъяснит! (Кстати новое поколение новейшего времени и идею суда присяжных часто встречает в штыки, ибо как может «человек с улицы» разбираться в тонкостях доказательств лучше, чем профессионалы-юристы, которые по 5-7 лет в университетах учились?)

    Поэтому оказалось достаточно очень небольшой кучки «профессионалов» (тех, кто назывался «вирусолог» и «эпидемиолог»), заручившихся поддержкой СМИ, – чтобы публика им поверила. Поверила просто потому что даже мысль «разбираться самим» в «чудовищном вирусе» и предлагаемых мерах – встречалась широкими народными массами в штыки. «Как я буду в этом разбираться, если я в этом ничего не понимаю, я не специалист?» – таков был самый распространённый ответ.

    Никто не хотел вникать. И дело было не просто в лени. Куда страшнее, что публику пугают и раздражают – и это тоже идёт со школы – сами по себе попытки мыслить самостоятельно и делать выводы на основе известных фактов «не в своей области». Это воспринимается как шарлатанство и самозванство. И именно поэтому откровенная цензура в пользу «единственно верного учения», вводимая на всех этажах и уровнях СМИ по всему миру (включая глобальных игроков типа Твиттера, Ютуба и Фейсбука) – нигде не встречала и не встречает общественного отпора. Дело в том, что цензура «самозванцев» востребована на уровне самих читательских масс.

    Вплоть до самых последних дней ковидной «страхопаники» люди по всему миру отказывались понимать, что парадигма «Не надо ни в чём разбираться, мы верим Профессионалам» делает всех по сути заложниками тех самых узких профессиональных групп, которым могут быть присущи все проблемы «узких прослоек». Они могут быть куплены, могут добросовестно заблуждаться, могут преследовать какие-то свои цели, далёкие от чисто научных (например единожды ошибившись, могут не желать признавать свои ошибки, чреватые карьерными или денежными потерями).

    Печально, что вернуться к прежнему универсальному мышлению и понятию «гармоничного человека» может быть очень трудно или даже вовсе невозможно. Смена парадигмы обучения целых поколений – процесс инерционный и небыстрый. Однако потеря веры в универсальное мышление – это практически социальный СПИД: если всем правят «специалисты-профессионалы» – в обществе утрачивается иммунитет в том случае, когда «профи» оказываются глупы или недобросовестны.

    Если мы эту болячку не вылечим или хотя бы не начнём осознавать – новые эпидемии «информационного спида» не за горами.

18

Комментарии

17 комментариев
  • Юрий Борисов
    Юрий Борисов18 февраля 2022 г.+6
    Главная задача сегодняшнего образования-подготовить малообразованное стадо баранов-потребителей,в основном за деньги зтих же баранов.Ну а потом "пастухи",поставят во главе стада инициативных "козлов",которые поведут стадо туда,куда нужно пастуху,подгоняемые пастушьими собаками,типа алабая.
  • Игорь Бочковой
    Игорь Бочковой18 февраля 2022 г.+5
    Коронабесие - скорее социальная проблема, чем медицинская. Достаточно было критического взгляда и знания арифметики, чтобы разрушить миф о чрезвычайной заразности и летальности этого вируса. Однако народ, не весь конечно, купился на эту аферу, организованную международной мафией. И дело тут не образовании.
    • гоша максимилианов
      гоша максимилианов19 февраля 2022 г.
      Я не верил в "страшилки" про короно-вирус. Но вот до сегодняшнего дня вокруг столько знакомых тяжелейше перенесли заболевание, а некоторые и того, что засомневался.
  • Клим Чугунов
    Клим Чугунов18 февраля 2022 г.+2
    Это Электоральный баран так устроен. Всё зависит от пастуха. Будет хороший пастух и стадо ЭБ будет процветать, будет дерьмовый, станут фашистами или просто тупыми с верой в собачий сифилис или ещё во что. Переработать ЭБ в человека задача не одного поколения даже при самой правильной идеологии.
    • Игорь Бочковой
      Игорь Бочковой18 февраля 2022 г.-2
      А для этого необходима борьба идей, а не единомыслие.
      • Boris Zotkin
        Boris Zotkin18 февраля 2022 г.+1
        Вы так думаете? В связи с этим вспоминается юмористическая миниатюра о борьбе убеждений в трамвае, между интеллигентом и хулиганом. Интеллигент привык убеждать словами, а хулиган кулаками. Так кто кого быстрей убедить, конечно хулиган. В РФ убеждают "кулаками" и понятно, что интеллигент может только попискивать в ответ.
      • Михаил Русаков
        Михаил Русаков18 февраля 2022 г.
        Горбачёв объявил плюрализм -" мели Емеля, твоя неделя." Чем кончилось? Развалом СССР
        • Игорь Бочковой
          Игорь Бочковой18 февраля 2022 г.-2+1
          Вы ненавидите и обвиняете тех, кто вытащил вас из клетки, а не тех, кто вас туда посадил.
          • гоша максимилианов
            гоша максимилианов19 февраля 2022 г.-1+1
            А ты уверен, что находишься по ту сторону решётки, из за которой вещаешь?
  • Boris Zotkin
    Boris Zotkin18 февраля 2022 г.+2
    Хорошая статья, только опоздавшая на 30 лет. Уже баранов воспитано не одно поколение. Чтобы вырастить действительно таких людей, о ком написано в статье, надо уже 100 лет и то при условии подходящих воспитателей. Ведь развалить всегда легче, чем построить.
    • Юрий Борисов
      Юрий Борисов18 февраля 2022 г.+4
      Для того,чтобы вычислить время для воспитание нормальных людей,нужно просто сделать арифметическое деиствие 1957-1917= 40 лет и умножить на коэфицент развития информационных технологий плюс смена строя в стране.Президент Кеннеди в свое время сказал:"Русские победили нас в космосе за школьной партой!".
  • Олег Дмитриев
    Олег Дмитриев18 февраля 2022 г.+1
    Падение уровня образования является следствием, а не причиной. Еще в 1972 (а может быть в 74) было громогласно заявлени, что "возросший уровень образования населения в мире является главной угрозой демократии". Кстати, в СССР, если верить воспоминаниям людей, вхожих во властные структуры, в то же время прозвучало примерно аналогичное, в результате чего были изменены школьные программы. Для того, чтобы хотя бы в общих чертах понимать суть происходящих в мире процессов, необходимо знать содержание "Программы устойчивого развития человечества в XXI веке" (Agenda XXI) - есть на сайте ООН (была лет 10 назад, сейчас - не уверен). Только читать нужно сам документ, а не красивую презентацию - 100% обеспечение населения планеты питьевой водой, пищей, работой, доступность образования, здравоохранения и т.д., а по факту - лишение прав выбора места жительства, учебы, специальности, работы, пользова
  • Олег Дмитриев
    Олег Дмитриев18 февраля 2022 г.+1
    пользования личным автотранспортом, ликвидация национальных государств, освобождение 95% суши от присутствия человека с запретом пребывания и создание зон расселения населения (отделение Шотландии соответствует планируемому разграничению зон). Можно еще попробовать найти документы, принятые в развитие - Agenda 2030 и другие (не читал).
    • гоша максимилианов
      гоша максимилианов19 февраля 2022 г.
      А за окошком снег идёт. Но почему-то снизу вверх... В общих чертах понимать, что надо знать... Человек образованный не синоним "человек нравственный".
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна19 февраля 2022 г.+3
    В принципе, цифровая эпоха - это и есть конец универсального мышления. Ткнул пальцем в клавишу - должен быть результат. Ткнул 8 раз - ой, а результат-то не тот, какой ожидался.
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов19 февраля 2022 г.+3
    В двух словах: дурак стал массовым явлением. В СССР каждый уважающий себя печатный орган регулярно печатал шахматные задачи.
  • Дмитрий Тим
    Дмитрий Тим20 февраля 2022 г.
    Ну вот лично я достаточно разбираюсь в предмете, чтобы понять, что в начале эпидемии/инфодемии специалисты сами не понимали, что происходит и какими будут последствия. А часть из них (но это стало понятно позже), была куплена или ангажирована. И никакое "среднее универсальное образование" не помогло бы это понять.