Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Эль Мюрид. Чем тяжел переход Европы на «зеленую» энергетику

  • Еще раз об энергетическом кризисе Европы. Основной проблемой оценки этого кризиса является то, что в 2020 году экономика была парализована локдаунами, которые продолжались, хотя и менее масштабно, в 21-м. Поэтому количественно оценивать показатели достаточно сложно.

    Тем не менее, есть вполне сложившиеся тенденции, которые мало зависят от колебаний «в моменте».

    Последовательный отказ от «грязной энергетики» в Европе привел к тому, что угольная генерация с 2015 года сократилась вдвое. Падение ускорилось как раз в период локдауна: угольные ТЭС в 2020 году снизили производство по сравнению с 2019-м сразу на 20%. Падение генерации на атомных станций стало рекордом для этой отрасли – 10%. Газовая генерация в 2020 году по сравнению с 2019-м снизилась на 4% – это как раз можно считать влиянием локдаунов.

    Взамен «грязной» энергетики ускоренными темпами вводятся «зеленые» мощности, в 2021 году был зафиксирован рекорд – порядка 30 ГВт. Проблема в том, что ввод «зеленых» мощностей идет медленнее вывода «грязных», а значит, общая устойчивость системы падает – нет резерва по мощности.

    Здесь и кроется ответ, касающийся причин кризиса. Первый же серьезный толчок – сокращение поставок российского газа – привел к тому, что резерв был вычерпан, наступил период дефицита энергии. Что сразу же запустило положительную обратную связь, ускоряющую разрыв между спросом и генерацией. Евросоюз начал создавать сверхнормативные запасы газа, изымая его из текущего потребления, чем дополнительно увеличил размер дефицита.

    Иначе говоря: политические причины кризиса обострили его, однако базовые предпосылки были заложены достаточно давно и системно. Это не говорит об ошибке стратегического решения о переходе на «зеленую энергию». Это говорит об ошибках управления проектом перехода. Рассинхронизация – следствие именно управленческих провалов, но, откровенно говоря, избежать их для столь большой и сложной системы практически невозможно.

    Думаю, что пик кризиса еще не пройден, скорее всего он будет перенесен на следующий год, однако общий подход к решению известен. Его уже продемонстрировал Китай, перезапустивший часть угольных мощностей. Вероятно, европейцам тоже придется сделать шаг назад, снова открыть часть «грязной» генерации и держать ее, пока не будет создан достаточный запас устойчивости всей системы. Уже есть оценки, что переходный период продлится примерно до 2030 года, после чего можно будет начинать снова сокращать «грязную» энергетику.

    Переходы с гужевой тяги на автомобильную и с паровозов на электровозы тоже происходили не просто и не вдруг.

8

Комментарии

1 комментарий
  • Игорь Бочковой
    Игорь Бочковой11 июля 2022 г.-3+2
    "Зеленая энергетика" интересна только с точки зрения технологического развития. Никакими сколь-нибудь серьезными причинами или угрозами переход на нее не обусловлен. Запасов угля и углеводородов, как выясняется, хватит еще не на одно столетие, и никакого серьезного влияния на климат или еще на что-то они не оказывают. Атомные технологии сегодня вполне безопасны и отказ от них - полная глупость. А уж если оседлают наконец-то термоядерную энергию, то это вообще перевернет всю мировую энергетику. К чему я это говорю: "зеленая энергетика" неизбежно окажется на задворках, и останется только лишь для очень ограниченного применения там, где ничто другое не доступно.