Есть такой психологический феномен: человек, выбирая источник информации, ищет не столько саму информацию, сколько подтверждения своей собственной картины мира. Поскольку человеческая психика устроена весьма интересным образом. В детстве – это инструмент познания и механизм развития: человек жадно впитывает, буквально без разбора, всё вокруг себя и формирует свою картину окружающей действительности. Как только эта картина становится устойчивой, психика превращается в механизм поддержания этой устойчивости.
Природа экономна: зачем создавать два разных устройства, если можно обойтись одним. Перенастраиваемым. В итоге по выходу из детского возраста молодой человек уже обладает как своей собственной картиной мира, так и механизмом, который отторгает всё, что ей не соответствует.
Дело в том, что подобный механизм обучения был создан во времена, когда человек жил-то всего лет двадцать, а до тридцати доживали единицы. И это не какие-то древние времена неандертальцев с кроманьонцами. Достаточно пройтись по литературе: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года, возраст угасания», матери Джульетты было 28 лет, мудрому кардиналу Ришелье их «Трёх мушкетеров» – 42 года. Поэтому нужен был механизм скоростной, чтобы за каких-то десять-двенадцать лет сформировать устойчивое представление об окружающем пространстве, времени просто не было на большее.
В последние же лет сто жизнь изменилась кардинально, темпы выросли, объемы информации зашкаливают, а механизмы их обработки и формирования устойчивых картин мира остались на уровне пещер. Одним из следствий кстати стал повальный инфантилизм – природа судорожно пытается сманеврировать имеющимся у нее ресурсом, но качественно изменить психику не в состоянии, слишком мало времени для нормальной вдумчивой эволюции. Поэтому она идет по пути экстенсивному – растягивая детский возраст. И чем дальше, тем больше инфантов встречается уже в очень солидном возрасте. Взрослый человек внезапно не становится взрослым. «Мудрость приходит с годами, но иногда возраст приходит один».
Возникает причудливая смесь из детского инфантилизма, то есть неспособности отвечать, принимать решения, склонности колебаться, трусить – и бронебойной психической устойчивости, то есть, неспособности к обучению. Чем ниже интеллект человека, чем он более примитивен по своему психологическому портрету, тем инфантильность проявляется сильнее.
Всё это можно описывать долго, благо тема интересная и находится в малоисследованной зоне, но я сейчас о другом. Для персоналистского режима власти и управления наличие на высших постах таких вот инфантов – бронебойных тупиц, неспособных к обучению и в то же самое время обладающих своей сформированной картиной мира, оторванной от любой реальности – катастрофа.
Когда высший руководитель не может в силу личных внутренних причин пойти на признание своих ошибок и тем более провалов – это в чистом виде детское поведение, а учитывая престарелый возраст, инфантильность. Неспособность смотреть правде в глаза, фиксировать убытки, неумение проигрывать (а как иначе человек приобретет опыт, если не сдерет коленки и не обожжет палец?) для отдельного человека означает его личную проблему. В случае руководства страны это означает проблемы для 140 миллионов.
Комментарии