Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Эль Мюрид. Две модели управления: прямая восточная и двухконтурная западная

  • События в Белоруссии снова и снова ставят вопрос: почему режимы на постсоветском пространстве не могут создать устойчивый социальный каркас, все время сваливаясь в одну из двух крайностей – деспотическую диктатуру или хаотическую полуанархическую охлократию? Ответ, по-видимому, есть, но он крайне неоднозначен и точно нелинейный.

    У восточных цивилизаций время циклично и замкнуто в круг. Они бесконечно повторяют один и тот же сюжет, проходя через одни и те же этапы своего развития. Европейцы создали представление о линейном времени, то есть о последовательности вытекающих друг от друга событий, развивающихся по спирали (которая может быть как восходящей, так и нисходящей. Поэтому повторяемость сюжетов развития европейцев всегда происходит на ином, чем это было ранее, уровне.

    Две принципиально различные цивилизационные структуры были обязаны создать и два типа управления, кардинально отличающиеся друг от друга.

    Восточные цивилизации тяготеют к классической модели деспотии, что и обуславливает конечность любой социальной системы и возвращение ее после своего краха на исходную нулевую позицию нового круга. Старого деспота меняет новый – и все начинается заново. Вокруг нового мудрого правителя садятся на все ресурсно значимые места новые прихлебатели и друзья, немедленно закупоривается социальная мобильность, система замыкается. И в ней тут же начинают идти энтропийные процессы, ибо в закрытой системе энтропия не может убывать, она лишь прирастает. Смена одного деспота на другого – всегда катастрофический процесс, ломающий структуру управления, но оставляющий неизменной саму систему.

    Однако и в западной цивилизации не все так хорошо. Создав демократию как инструмент «размыкания» системы, она быстро подошла к проблеме охлократического управления, когда управляемая толпа начинает управлять своим управляющим контуром, разрывая социальную систему на клочки. Сама по себе демократия теоретически может работать хорошо, но предъявляет чрезвычайно высокие требования к управляемому ею социуму. Требует от него сочетания текущего мышления на уровне сегодняшних потребностей и стратегических решений, которые практически всегда создают существенные сложности для сегодняшних нужд.

    Поэтому античные демократии рано или поздно заканчивались все той же старой доброй деспотией восточного типа. И самый показательный тут пример – Византия, которая на пике своего могущества вообще мало что оставила от своего прародителя Рима. Однако возвращение к истокам приводило и ко всем «родовым травмам» восточных цивилизаций – спираль замыкалась, развитие останавливалось, цивилизация «замирала».

     

    Второй шанс Запад получил в эпоху Возрождения, найдя ответ, как использовать демократию, не подвергая опасности стратегию развития.

    Западная цивилизация создала действующую модель демократии, которая выглядит как двухконтурная система управления. Без сомнения, она тоже несет в себе зародыш будущих проблем и, возможно, даже гибели, но пока эта система работает, и работает вполне успешно.

    Два контура западного управления включают в себе внешний – та самая выборная демократия, политическая борьба, власть-оппозиция, которые меняются местами. Внешний контур обеспечивает сброс социальной энтропии и обеспечивает устойчивость и непрерывность механизма управления.

    Второй контур – внутренний. Отвечая за стратегию развития, он всегда «за кадром», но именно здесь возникают и отрабатываются ключевые направления развития. Политики из внешнего контура – обслуживающий персонал. Важный, но не входящий в элиту. Они – исполнители, хотя, конечно, качество исполнителей имеет весьма важное значение, а иногда – и определяющее. В критические моменты возможен переход из внутреннего контура во внешний (скажем, Черчилль, будучи представителем именно аристократического истэблишмента, взял на себя текущее управление в критический для страны момент). Но обратное движение из внешнего контура во внутренний все равно остается невозможной.

    Интуитивно мы понимаем наличие и существование «закадровой» элиты, хотя это понимание во многом для нас мифологично. Отсюда и представления о неком «мировом правительстве», о творящем мировую политику Римском или Бильдердергском клубах. В реальности всё, конечно, не так. Европейская элита неоднородна, а значит – внутри нее всегда идет ожесточенная борьба за продвигаемые разными группами стратегии и проекты. Что кстати обеспечивает качество выдвигаемых проектов, так как конкуренция – это один из базовых источников развития.

     

    Качество элиты – тут параметр исключительно важный. И на сей счет решение в ходе эволюции евро-атлантической цивилизации тоже нашлось. В Европе ключевым фильтром для элиты является традиция, выработанная за тысячу лет Средних веков и пятьсот лет с момента Возрождения. В Америке традиции возникнуть не успели, а потому их пришлось заменить структурой ФБР, в принудительном порядке обеспечивающей качество американской элиты, зачищая еще на походах нежелательный элемент, пытающийся пробиться во внутренний контур управления.

    Строго ситуативно ФБР было создано для возведения барьера между политическим классом и мафией. Но затем структура, показавшая свою эффективность, перешла и на более тонкие методы контроля за чистотой правящего слоя. Не без сбоев и проблем – но у американцев просто не было иной возможности для поддержания элитного уровня, слишком это молодая, по всем меркам, нация. Главное здесь то, что Штаты вполне прагматично оценили перспективы именно современной демократии в плане стратегии – и решили возникшую проблему качества политического класса нетривиально и крайне эффективно.

    Да, прямо сейчас западная модель управления выглядит, мягко говоря, не блестяще. Убогие серые бюрократы и стремительно падающий уровень исполнительских компетенций не замечать уже нельзя. Но объяснение этому очевидно: внутри элитного контура управления идет ожесточенная схватка за выбор стратегического проекта развития – изоляционистского и глобального. И пока эта схватка не закончится победой одного из проектов, исполнительский контур просто обязан деградировать – для него нет работы, а поступающие из внутреннего контура управления разнородные и противоречивые команды неизбежно создают хаос на исполнительском уровне.

    Но сама эта двухконтурная система показывает живучесть, явно превосходящую сегодня тот же параметр восточно-деспотической модели.

4

Комментарии

6 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов14 августа 2020 г.-1+4
    Цитата: "Да, прямо сейчас западная модель управления выглядит, мягко говоря, не блестяще. Убогие серые бюрократы и стремительно падающий уровень исполнительских компетенций не замечать уже нельзя. Но объяснение этому очевидно: внутри элитного контура управления идет ожесточенная схватка за выбор стратегического проекта развития – изоляционистского и глобального". Буржуазная демократия осуществляет отрицательный отбор во власть. Именно этим объясняется деградация властных элит по всему миру. Изоляционистское направление для капитализма невозможно. Кто не знает этого, не знает экономической сути капитализма. Глобальное направление полностью себя исчерпало. Поэтому нет в мире альтернативы социалистическому направлению.
  • Виктор Шадрин
    Виктор Шадрин14 августа 2020 г.+1
    Сама по себе демократия теоретически может работать хорошо, но предъявляет чрезвычайно высокие требования к управляемому ею социуму. ➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/113683/36560/- Если бы Вы остановились на этой мысли и развивали бы ее , то была бы несомненная польза, но вы утопили ГЛАВНОЕ во второстепенном, потому и выставляете панацеей выборность, а не ПРОСВЕЩЕНИЕ, т.е источник проблем решается не выборностью, не перебором , а ЗНАНИЕМ
  • Виктор Шадрин
    Виктор Шадрин14 августа 2020 г.+1
    Любая система , во всех смыслах тоталитарна, философски это о многом говорит и сбалансированность системы, т.н. Гармония имеет однозначные объективные и форму и содержание, другой вопрос , что ПУть к этому сегодня не сознателен, наилучшая форма -консилиумная, предполагающая базовый уровень знаний
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов14 августа 2020 г.
      Базовый уровень знаний необходим для демократии, но не является достаточным. Качество и уровень знаний зависит от общественной системы, в которой они получены. В буржуазном обществе никогда не будет адекватного качества и уровня знаний для большинства людей, поэтому демократия в таком обществе невозможна.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов14 августа 2020 г.-1
    Каментить не охота, может оттого что автор семит?