Новости партнеров

Самое свежее

Ольга Туханина. Госдуму РФ сегодня можно назвать «Госпожой Нет» Александр Росляков. Почему патриот России Соловьев собирает свои сокровища в Италии? Герман Садулаев. Победа в Питере губернатора «от Кремля» станет нашим гражданским поражением Михаил Поляков. Пенсионная реформа поломала старые скрепы, а новых у Кремля нет Леонид Радзиховский. Зачем оппозиции Мосгордума – и почему власть не хочет ее туда пускать Нынешняя власть РФ и «белое движение»: повтор ошибок налицо
Загрузка...

Дмитрий Милин. Возможно ли в нынешней России экономическое чудо?

  • "Экономические чудеса" второй половины 20-го века были обязаны упорному труду народа в течение нескольких десятилетий, доступу на американский рынок и к американским промышленным технологиям.

    Этим путем прошли после Второй мировой войны Япония и Германия, потом прошел Тайвань, потом Южная Корея и наконец Китай. Других экономических чудес в прошлом веке не случилось.

    Экономическое чудо начинается с попытки скопировать американские изделия, сделав их дешевле. Сперва копии получаются низкокачественные, потом посредственные, потом на американском уровне, потом выше американского уровня. Но на этот путь уходят десятилетия упорного, целенаправленного и квалифицированного труда.

    В первой половине 20-го века похожим путем пошел СССР. Воспользовавшись проблемами, возникшими у американского промышленного капитала, он купил за золото американские промышленные технологии. ГАЗ, АЗЛК, Магнитка – это все копии американских заводов, спроектированных американцами.

    Все советские автомобили это – американских (ГАЗ, АЗЛК), немецких (трофейных) и итальянских (ВАЗ) образцов. Аналогично с советскими послевоенными самолетами-бомбардировщиками, начавшимися с полной копии американского Б-29, который у нас вышел под маркой Ту-4.

    Советская ракетная программа началась с копирования ФАУ-2 (баллистические и космические ракеты) и ФАУ-1 (крылатые ракеты). Советский атомный проект тоже в значительной степени базировался на утечках из американского атомного проекта.

    Но копирование это вовсе не зазорно. Это нормальный путь развития. Этим занимаются все страны и практически все фирмы. Никто не может сделать с нуля технических сложное изделие. Пытаясь скопировать что-то, ты получаешь массу ноу-хау, на изобретение и тестирование которых ушли бы годы, если не десятилетия.

    Освоив копию, которая всегда хуже оригинала, можно переходить к улучшению своего изделия, базируясь опять-таки на чужих достижениях и лучших современных материалах, компонентах и технических решениях.

    Самому построить автомобиль с нуля невозможно. На это нужны миллионы человеко-лет проб и ошибок, а также миллионы человеко-лет испытаний.

     

    Илон Маск не придумал его автомобиль "Тесла" заново. Он взял лучшее из достижений автомобильной промышленности всего мира и добавил электрический мотор с аккумулятором. Большинство узлов "Теслы" были спроектированы и протестированы опытом многих лет эксплуатации в реальный условиях безвестными и известными автомобильными инженерами.

    Аналогично с "российским" процессором "Байкал": были взяты разработанные другими компаниями (американская MIPS) компоненты и размещены на кристалле, произведенном на тайваньской TSMC. И это нормально. Это мировой путь развития.

    Рассчитывать, что вот сейчас мы изобретем что-то свое и оно "завоюет мир" – утопия. Ни у кого нет столько времени на изобретение и тестирование. Основной путь развития – скопировать у других, сделав дешевле и чуть-чуть потом улучшив.

    Но и для копирования нужно много труда и квалифицированных людей. Сделать удачную копию намного сложнее, чем кажется дилетантам. Для улучшения копии нужны гениальные инженеры уровня Королева, Глушко или Туполева, способные понять как работает оригинал и придумать, что в нем можно улучшить, не испортив имеющиеся.

    Идея скопировать американский Б-29 принадлежала Сталину, Туполев был сперва против. И лишь потом до него дошло, что без такой практики невозможен был бы его же оригинальный бомбовоз Ту-95, который до сих пор служит в ВВС России – и другие чудо-машины.

    Беда, что у нынешней России нет ни одной составляющей "экономического чуда": ни значительного количества желающих упорно поработать, учась на копировании чужих образов, ни доступа к западным технологиям.

    Единственные конкурентоспособные товары России сегодня – это разнообразное сырье.

    Если Россия хочет стать технологически развитой страной, ей надо не увлекаться инновациями и не гнаться с безумием за мировым лидерством, а начинать копировать лучшие мировые образцы для внутреннего рынка (с нарушениями иностранных патентов). Это и будет база для тех компаний, которые смогут спустя годы и десятилетия улучшить копии и начать продавать их на экспорт.

    В авиастроении начать можно даже с "копирования" своих же советских образцов: скажем, гражданский лайнер Ил-86 был чрезвычайно удачным образцом, но "в силу причин" его перестали выпускать в 1997 году. А Суперджет – это не копирование, а закупка чужих узлов, из которых он состоит на 70 процентов. Тупиковый путь.

    И последнее. Все же главное препятствие сегодня для запуска российского экономического чуда – это наше не мотивированное на него правительство. Все остальное можно наверстать. Немецкий экономист и госдеятель середины 20 века Людвиг Эрхард сказал когда-то замечательные слова: "Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней".

8

Комментарии

46 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов11 июля+6
    Япония, Германия, Тайвань и южная Корея все взошли на противопоставлении лагерю социализма при помощи американского капитала. Китай поднялся благодаря мудрому руководству КПК. Те же процессы сейчас идут и во Вьетнаме. В РФ-капитализм периферии, когда ее капиталы и ресурсы служат развитию экономик запада. Наше недалекое будущее-Африка.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов11 июля-1+8
    Если Россия желает стать вновь великим государством, ей надо избавиться от капитализма в ней. В рамках капитализма у неё нет возможности хоть как-то развиваться, так как ей выделена роль поставщика ресурсов. При этом нет ни только возможности делать что-то новое, но нет и возможности простого копирования чьего-то другого.
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев11 июля-1+5
    Да. Если вернуть Советскую власть. Иначе - будет только всё хуже.
    • Дмитрий Милин
      Дмитрий Милин12 июля-1
      Вернуть Советскую власть? В ГУЛАГ захотел или надеешься, что за тея в ГУЛАГе и "шарашках" другие будут работать?
      • Павел  Семёнов
        Павел Семёнов12 июля+1
        Ну не святые же 90-е на дворе, хватит уж потчевать этим "полстраны сидело, полстраны охраняло". Это давно уже не носят, опомнитесь. Кстати, Манхэттенский проект это шарашка или нет?
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов13 июля
        Дмитрий, на этот раз не будет никаких ГУЛАГов и философских кораблей. Всех особо отличившихся буржуазных либералов просто лишат гражданства, посадят на танкеры, сейнеры и вывезут на какой-нибудь необитаемый остров. Выдадут пропитание сухим пайком и палатки, ну а дальше будут добираться сами. У них же везде есть недвижимость за границей и банковские счета.
        • Дмитрий Милин
          Дмитрий Милин17 июля
          А потом у оставшихся балбесов выключится связь, интернет электричество и они наконец смогут вернуться в свое средневековье.
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов17 июля
            Без таких либералов, как вы, г-н Милин, прогресс только и возможен. Это вы тянете Россию в сословное общество и далее - в средневековье.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов11 июля-2+2
    По смыслу вроде верно по содержанию убого. Минус.
    • дмитрий жуков
      дмитрий жуков11 июля
      масло масляное...
    • Дмитрий Милин
      Дмитрий Милин14 июля
      А потом у оставшихся балбесов выключится связь, интернет электричество и они наконец смогут вернуться в свое средневековье.
  • Василий Усов
    Василий Усов11 июля-2
    Оно уже было в настоящей России. В СССР.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников11 июля+4
    В мире есть Советское Экономическое Чудо, когда страна за полтора десятка лет из России сохи и лаптей превратилась в передовую, промышленно развитую державу со второй экономикой мира, с мошной наукой, лучшим в мире образованием и первой в мире социалкой. Других подобных примеров НЕТ!
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков11 июля-1+1
    в политкорректной форме обрисована суть проблем России..., автор прав, патриоты могут покурить в сторонке....
    • Дмитрий Милин
      Дмитрий Милин12 июля-1
      Россия "сохи и лаптей" строила линкоры и построили Трассиб. СССР не построил не одного линкора (хотя и закладывал их) и так и не достроил БАМ.
      • Василий Усов
        Василий Усов12 июля
        Россия сохи и лаптей строила броненосцы, которые японцы потопили или захватили практически без потерь. Позднейшие дредноуты также ничем не прославились. СССР не построил линкоры (и правильно сделал), но покрыл всю страну сетью железных дорог, заводов, институтов, перестроил Транссиб и разгромил немцев и японцев.
        • Дмитрий Милин
          Дмитрий Милин12 июля
          К 1913 году общая протяженность ЖД в РИ составляла 68370 верст (примерно 72 936 км) в СССР к 1960-му году протяженность железных дорог общего пользования, по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», составила 125 тыс. км. Т.е. было построено меньше, чем было построено при царях.
          • Василий Усов
            Василий Усов12 июля+1
            Врёте. За время существования СССР сеть магистральных железных дорог возросла в 2 раза с 72 до 147 тысяч километров,увеличиваясь со средним приростом около 1000 километров в год. Помимо магистральных дорог, значительную протяженность составляли подъездные железнодорожные пути общей длиной 151 тыс. км.,которые обслуживали 45 тысяч промышленных предприятий и объединений и более 57 тысяч колхозов. Все дореволюционные дороги были переделаны, все значимые магистрали сделаны двухпутными, пути усилены с переходом на тяжелые рельсы и бетонные шпалы, все напряженные по перевозкам магистрали электрифицированы, ликвидированы 2-х осные вагоны.
            • Дмитрий Милин
              Дмитрий Милин14 июля
              Чего-то не сильно много СССР построил дорог в сравнении с РИ.
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов12 июля
            Общая протяжённость ЖД в СССР составляла 227,8 тыс. км. Разница с 1913 годом - 155 тыс. км. Поделим 155 на 40 (грубо с 1920 по 1960 гг.) и получим в среднем 3,8 тыс. км. в год. (в царской России было примерно 2 тыс. км. в год) Даже такие грубые и примитивные подсчеты дают представление о темпах и масштабах строительства железных дорог в советское время. Это притом, что страна перенесла такие страшные катастрофы как гражданская война с первой мировой и вторая мировая война.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников12 июля
    Патриотов пора бы и на "пароход" посадить для отправки в обожаемую ими Европу.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников12 июля
    Д.М.! "Россия "сохи и лаптей" строила линкоры и построили Трассиб. СССР не построил не одного линкора (хотя и закладывал их) и так и не достроил БАМ." Россия никогда не строила линкоры и броненосцы. Ей строили их в Англии. А Трансиб прогнать по равнинам Сибири до Байкала никакого труда не стоило, благо, что брат "святого царя Николая" для этой цели нагнал туда чуть ли не сто тысяч каторжан.
    • Дмитрий Милин
      Дмитрий Милин12 июля
      "Россия никогда не строила линкоры и броненосцы. Ей строили их в Англии." - нагло лжете! Линкоры типа «Севастополь» (4 шт) и типа «Императрица Мария» 3 шт построено + 1 не закончен, строились в России. А вот линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») были заложены, но СССР их построить так и не смог!
      • Василий Усов
        Василий Усов12 июля
        Ну ещё раз: от их строительства отказались, и правильно сделали. Нужны были танки/самолеты, а не линкоры. А в ходе войны выяснилось, что они вообще на хрен не нужны. Смешные вы, булкохрусты!
        • Виктор Старков
          Виктор Старков12 июля
          Браво Василий! Вот тут я вам поаплодирую!
        • Дмитрий Милин
          Дмитрий Милин14 июля
          Их не смогли построить из-за деградации и утери технологий. И авианосцы так и не научились в СССР делать.
      • Виктор Старков
        Виктор Старков12 июля
        Зато первыми в мире построили атомный ледокол!
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников12 июля
    Д.М.! У меня таких данных нет. После русско-японской войны была принята программа возрождения русского флота, но она шла за счет Англии.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников12 июля
    С.Б.! В СССР железные дороги строились массово. Отрицать этот факт можно, но зачем?!
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников12 июля+1
    В.С.! Я тоже к вам присоединяюсь - браво!
  • александр ставрогин
    александр ставрогин13 июля+1
    Технологические успехи СССР покоились не на копировании, а на советской власти и социалистическом строе. Американцы были привлечены только для ускорения индустриализации, предоставленные ими технологии улучшались с листа нашими же инженерами, потому что ни одна страна не продает перспективные разработки. В заимствовании технологий СССР ни в чем не отличался от западных стран, процесс был взаимным - вообще, если у тебя нет собственных оригинальных и давно существующих идей никакое копирование не поможет. Все технологии существовали уже и в царской России и при большевиках только получили мощнейший толчок для развития благодаря созданию суперблагодатной атмосферы для творчества.
    • Дмитрий Милин
      Дмитрий Милин14 июля+1
      "В истории сталинской индустриализации больше всего потрясает то, что практически все ключевые фигуры этого проекта оказались врагами народа. Были расстреляны первый строитель и директор «Уралмаша» Банников, первый главный инженер Фидлер, его преемник Музафаров, строитель электростанции Попов и многие другие строители завода. Легендарный металлург Авраамий Павлович Завенягин говорил: «Магнитку воздвигли, в сущности, три богатыря: Гугель (Я. С. Гугель — управляющий Магнитостроем в 1931–1932 гг. — “Эксперт”), Марьясин (Л. М. Марьясин — строитель и начальник коксохимстроя Магнитостроя. — “Эксперт”) и Валериус (К. Д. Валериус — начальник треста Магнитостроя в 1936 году. — “Эксперт”)». Все трое были расстреляны в конце тридцатых. Сам Завенягин спасся лишь благодаря личной дружбе с Молотовым (они подружились в 1921 году, когда, участвуя в партконференции в Харькове, жили в одном номере гости
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов14 июля
        Историк Ю. Н. Жуков говорил о связи Большого террора с принятием Конституции СССР 1936 года и выборами в Верховный Совет СССР в декабре 1937 года. По его утверждениям, Сталин намеревался провести первые выборы в Верховный Совет СССР как альтернативные, состязательные, хотел «вообще отстранить партию от власти», но ему в этом помешали руководители региональных партийных органов, которые якобы боялись лишиться своих постов в ходе этих выборов и потому выступили инициаторами Большого террора. Так что Большой террор был организован мелкобуржуазной стихией в лице многочисленного контингента партийных деятелей средней руки, которые грозили отлучением от власти политбюро во главе со Сталиным. Позже Сталин репрессировал всех этих карьеристов и душегубов, во главе с Ежевым. И поделом им.
      • александр ставрогин
        александр ставрогин14 июля
        Каша, которая тогда творилась на самом деле мало напоминает общепринятое мнение про даже муху, которая не могла пролететь без сталинского разрешения. Были ли приведенные вами лица виноваты на самом деле или нет не знаю, скорее всего там тоже была идеологическая каша, то есть всего понемногу, но главное, что Сталин, а может и не Сталин, а некая сила, отождествляемая с ним вырулила на положительный для государства результат. Очень подозреваю, что главная суть Сталина была в умении определять естественные направления развития событий и мудрость им не противодействовать, пуская на самотек, то есть то, что обычно приписывают Кутузову в версии Толстого.
      • Егений Сергеев
        Егений Сергеев16 июля
        Мил человек, употребление и переваривание пищи начинается со рта и заканчивается известно где и известно чем. То есть, если рассматривать процесс в целом, то следует брать от начала до конца его. А Вы, похоже, всё Ваше внимание сконцентрировали на конце.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников13 июля+1
    А.С.! Согласен с вами. И не надо забывать, что к середине восьмидесятых годов СССР вышла на первое место в мире по количеству разработанных за год изобретений, опередив США. А изобретения - это новые конструкции и новые технологии
    • александр ставрогин
      александр ставрогин13 июля
      //И не надо забывать, что к середине восьмидесятых годов СССР вышла на первое место в мире по количеству разработанных за год изобретений, опередив США.//Именно! Даже, если то, что японцы внимательно следили даже за "народными изобретениями" из многочисленных журналов типа "Моделист-конструктор" анекдот, появление его символично.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников13 июля+1
    А.С.! Есть одна особенность в оформлении заявок на изобретении: в СССР они были очень детально описаны. в других странах запада, включая США, - очень и очень скупо. Поэтому разговоры о бесчисленных описаниях изобретений в наших журналах - это легенды.
    • александр ставрогин
      александр ставрогин13 июля+1
      Я имею в виду даже не оформленные юридически изобретения, а буйство идей, царившее в советской изобретательской среде и находившее отражение в упомянутой мной специализированной прессе - тонкий наблюдатель извне мог бы что-то оттуда почерпнуть. Не зря в СССР мы делали то же самое распространяя часто в закрытом виде в различных профессиональных средах соответствующие выдержки из западной прессы.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников13 июля+1
    А.С.! В жизни все было несколько иначе. Дело было не в выдвижении новой технической идеи, а в попытке понять ее отличие от уже существующих. Для этой цели производился патентный поиск по пяти самым развитым странам мира: США, Германии, Англии, Франции и Японии. Именно, из которых потом выбираются аналоги и прототип. Поэтому все, что печаталось в журналах, даже в профессиональных, это всего лишь фон информационный, но не идеи. На них даже ссылаться было нельзя при патентном поиске.
    • александр ставрогин
      александр ставрогин13 июля
      Понимаю, что вы хотите сказать, но есть то, что называется проговором по Фрейду, то есть невольный намек на скрываемую тайну. Есть и специалисты, которые по подобным проговорам весьма точно могут судить о скрываемом. А в целом наш разговор уже слишком отошел от изначального пути, на котором мы, вроде, к моему удовольствию совпали и можно его завершить.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников14 июля
    Сергей Бахманов! Большой террор начался, как закономерный шаг Сталина в его борьбе с Троцким. Начал его Сталин с репрессий против офицерского корпуса РККА, который был весь подобран Троцким во время Гражданской войны. А дальше пошло - поехало.
  • Виталий Овчинников
    Виталий Овчинников16 июля
    Никакое экономическое чудо в ближайшие годы Россию не ждет. Для такого Чуда нужна индустриализация страны. А для новой индустриализации нужен новый Сталин.
    • Дмитрий Милин
      Дмитрий Милин18 июля
      Новая индустриализация невозможна, а Сталин и ту не проводил!