НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАЛЛЯМОВЫМ АББАСОМ РАДИКОВИЧЕМ. 18+
Я понимаю, что сейчас творятся такие вещи, на фоне которых политтехнологические рассуждения могут показаться мелкими и малоинтересными. Тому, кто окончательно впал в эмоции, их, наверное, читать не стоит. А вот тот, кто пока умудряется сохранять способность мыслить рационально, может найти в написанном ориентиры, которые позволят ему чуть лучше очертить контуры будущего. В конце концов практические результаты происходящего во многом будут зависеть от того, насколько эффективную коммуникацию с обществом сумеют выстроить политики новой, если можно так выразиться, волны – те, что идут на смену нынешним. Оказавшийся главным заводилой российской политики Пригожин даёт здесь для анализа фактуры больше всего.
В риторике «кремлевского повара» всё более значимое место начинает занимать тема защиты интересов простого народа. Используя её, он всё более яростно противопоставляет себя нынешним элитам. Мне кажется, что он уже приближается к черте, за которой у людей начнут возникать вопросы: «А где ты был все прошлые годы?»
Базовое требование к любому посылу – в том числе и к антиэлитному – заключается в том, что он должен хотя бы в минимальной степени соответствовать биографии лидера. Если бы Чикатило начал вещать о любви к ближнему, то ему бы вряд ли поверили. Вот и Пригожин. Его проблема в том, что ему уже 62 и до последнего времени ни в каком сочувствии к простым людям он замечен не был. Более того, вся его предыдущая биография – от грабежей, за которые он сидел в молодости, до бизнеса, построенного на заработке от организации, например, школьного питания, – говорит о том, что он привык за счёт этих самых людей наживаться. И вот, значит, жил он так жил – и тут вдруг осознал, что это неправильно, и бросился защищать интересы простого народа, тех самых «фраеров ушастых», которых до этого вполне благополучно стриг. Так не бывает.
Парадокс в том, что на самом деле бывает. Люди способны меняться. По крайней мере теоретически можно допустить, что в изменившейся обстановке – в конце концов, на смену мирному времени пришла война – Пригожин прозрел и искренне проникся несчастиями простых людей, до которых ему раньше не было дела. Проблема однако в том, что массы в такие изменения не верят. Они не верят, что люди меняются. Изменение позиции они обычно интерпретируют как ложь и коньюнктурность. Конкуренту достаточно будет выпустить листовку, в которой он, разделив страницу надвое, перечислит с одной стороны реальные дела Пригожина за долгие годы, а с другой – его цитаты, где он, якобы, заботится о народе. Не надо ходит к гадалке, чтобы понять, что любой, увидевший эту листовку, решит, что Пригожин – лжец.
Вообще, надо понимать, что то отношение к хозяину «Вагнера», которое складывалось в поле общественного мнения до настоящего момента, формировалось практически в идеальной для него ситуации. Настоящей профессиональной контр-кампании против него пока ещё никто не вел, или как сказал по другому поводу Путин: «Мы ещё толком ничего не начинали».
Самого Пригожина люди по-крупному ещё не осмысливали. Он появился сбоку – в качестве комментатора происходящего, и отношение к нему формировалось соответствующее: без критического осмысления. Анализировались его слова и действия, но не его прошлое. По мере продвижения в верх политической повестки хозяина «Вагнера» начнут изучать более заинтересованно и пристально. Не факт, что он это рассмотрение выдержит.
Открыв для себя мир антиэлитного популизма, как и любой другой неофит, Пригожин начинает перегибать палку. Если тема защиты интересов простого народа выйдет у него на первое место по отношению к главным, связанным с его именем темам – в первую очередь собственно к войне, у значительной части людей неизбежно начнёт возникать то самое ощущение, о котором Станиславский говорил: «Не верю».
Главное качество, которым должен обладать политик, если они хочет избежать рисков подобного восприятия – это чувство вкуса. Нужно простое умение избегать безвкусицы. До сих пор Пригожин, у которого на самом деле обнаружилось немало других талантов – наличие у себя именно этого качества не демонстрировал.
Комментарии