ЭТА ПУБЛИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНА И РАСПРОСТРАНЕНА ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАЛЛЯМОВЫМ АББАСОМ РАДИКОВИЧЕМ. 18+
Особенности люстрации
Одна из самых сложных задач, которую предстоит решать революционерам после прихода к власти – это чистка государственного аппарата от представителей прежнего режима. Кого можно будет оставить на службе, а кого предстоит уволить? Понадобятся ли массовые люстрации или достаточно будет наказать только тех, кто совершал конкретные преступления? Вопросов много и простых ответов на них нет. Зато ясно, что ошибки в этой части могут обойтись обществу очень дорого.
В экспертной среде например широко распространено мнение, что гражданская война в постсаддамовском Ираке стала результатом слишком широко и произвольно проведенной «дебаасификации» местного населения. Оккупационная администрация тогда буквально одним росчерком пера уволила десятки тысяч членов правившей при Саддаме партии «Баас». В результате государственные институты оказались обескровленными и неспособными исполнять свои базовые функции, а в стране поселилась уверенность, что новый режим так же несправедлив и репрессивен, как и предыдущий – людей наказывают не за их собственные грехи, а просто по факту формальной принадлежности к такой-то группе. Тем более что записывали когда-то в эту группу, не спрашивая у людей их согласия...
Кто именно должен ответить
Думаю, что уже сейчас – в ближайшие месяцы – оппозиции имеет смысл обсудить и сформулировать свои планы относительно наказания членов избирательных комиссий, ответственных за фальсификацию итогов предстоящих президентских выборов.
Выглядеть это может примерно так: если на том избирательном участке, где ты работаешь ответсеком или председателем комиссии, итог голосования за кандидата от власти превышает средний результат, набранный им в твоём населённом пункте, более чем на 10 процентов, ты подлежишь увольнению со своего основного места работы. Превышение на 15 процентов и более – это уже основание для проведения доследственной проверки, а далее, в зависимости от её итогов, возбуждения уголовного дела по статье о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав.
Если подобный план будет широко и в деталях разрекламирован, если политическая ситуация для Кремля в целом будет ухудшаться, то всё это в совокупности может значительно усложнить властям задачу фальсификации итогов предстоящих выборов. Руководители комиссий, занимающиеся вбросами и переписыванием протоколов – публика очень конъюнктурная и им надо в максимально доступной форме продемонстрировать, что конъюнктура меняется. Пусть каждый из них примерит это всё на себя лично. Пока ведь эти люди уверены, что исполнение преступных приказов начальства никакой ответственности для них лично не несёт.
И не надо жалеть фальсификаторов, рассуждая о том, что это подневольные люди, зажатые между молотом властей и наковальней оппозиции. Никто их идти на баррикады не заставляет. У руководителей комиссий есть достаточно возможностей просаботировать незаконные указания начальства, не сильно подставляясь.
А ещё надо будет подчеркнуть, что обвинения коснутся не всех членов комиссий, а только их председателей и ответсеков –тех, которые и организуют фальсификации. Рядовые члены избиркомов выступят простыми свидетелями. Повторюсь, что преследование представителей прежнего режима не должно быть массовым. Не должно получиться так, что слишком много людей сочтут, что им терять нечего и сплотятся вокруг Путина. Крыс, загнанных в угол, не должно быть слишком много.
Угрозы для угрожающих
Здесь стоит проговорить, что в указанном предложении есть некоторый риск, он касается восприятия оппозиции обществом. То ощущение моральной правоты, которое она внушает, не в последнюю очередь связано с тем, что в отличие от власти запугиванием граждан противники режима не занимаются.
Постановка в повестку вопроса об ответственности за фальсификации будет работать против такого восприятия. С другой стороны, инициатива эта покажет, что оппозиционеры не являются вечной «жертвой», что у них тоже есть зубы. Такие вещи обычно воодушевляют сторонников.
Впрочем даже если восприятие оппозиции пострадает – это не проблема. Главное сейчас – лишать солдат армии врага мотивации к действию, вносить в их ряды страх. Члены избирательных комиссий здесь очень важная мишень.
Имеет смысл помнить, что электоральный рейтинг Путина кремлевские социологи не публикуют уже три года. В последний раз ФОМ сделал это в январе 2020-го. Он составлял тогда 45 процентов. Для сравнения: в начале 2018 года он равнялся 66 процентам. Оцените динамику, предположите до какой величины он скатится к моменту начала кампании (побед на фронте не видно, экономика ухудшается, надежд на изменение ситуации никаких) – и вы поймёте, что выиграть без фальсификаций Путин не сможет.
По этому инструменту и надо бить.
Комментарии