В последнее время оппозиционные кандидаты все чаще терпят неудачу при преодолении муниципального фильтра, в то время как технические соперники и спойлеры легко с этой задачей справляются. И это заставляет сформулировать одну нехитрую мысль.
Важнейшее качество, которого катастрофически не хватает подавляющему большинству российских политиков и институтов – это подлинность. Даже самый неискушенный человек видит – а если не видит, то просто чувствует – их фейковую природу. Упомянутый муниципальный фильтр является здесь ярким примером.
После возвращения губернаторских выборов местным депутатам были даны полномочия определять, кто из кандидатов имеет право апеллировать к избирателю, а кто – нет. Почему это право оказалось в руках депутатов местных советов? Они что, боролись за него? Нет, оно было спущено им высочайшим решением сверху. Помните старика-алкоголика в сцене, когда Вицин, Моргунов и Никулин пьют пиво из бочки? Вицин по ошибке передаёт пиво дальше – алкоголик с удивлением его принимает; Вицин понимает, что ошибся, и забирает пиво назад, алкоголик в немом изумлении смотрит на небо...
Наши муниципальные депутаты – это такой алкоголик, на которого названное право свалилось с небес. Просто представьте, что будет, если Кремль сейчас вдруг решит отменить этот фильтр? Хоть кто-то из мундепов возмутится? Их вообще догадаются спросить? Нет, конечно! И не спросят, и те не возмутятся. То, что не выстрадано, не ценится.
Фейковая природа института муниципального фильтра очевидна всем, но государство усиленно делает вид, что это нечто всамделишное. Что мундепы – это подлинный субъект политического процесса, хотя в подавляющем большинстве случаев это просто толпа бессловесных бюджетников, набранных главами районов с тем, чтобы они послушно штамповали вносимые ими, главами, предложения...
Когда-то у граждан США не было права голосовать за сенаторов. Верхняя палата формировалась законодательными собраниями штатов. На протяжении почти ста лет реформаторы боролись за то, чтобы изменить ситуацию и передать возможность выбирать членов Сената самим гражданам. А о том, сколько сил и жизней было положено на алтарь английского парламентаризма, написаны тонны книг. Поэтому и английский парламент, и американский Сенат – это институты подлинные, а не фейковые. Никто в их реальности не сомневается. В отличие от нашего муниципального фильтра.
Те оппозиционные настроения, которые в последние годы крепнут в российском обществе, в значительной степени являются результатом отторжения этой самой фейковости. Людей начинает по настоящему злить тот факт, что их держат за дураков. Аналогичные эмоции когда-то погубили СССР. Не только отсутствие колбасы, но и тошнотворное чувство тотального, превратившегося в систему обмана заставило граждан услышать и подхватить лозунг Солженицына «Жить не по лжи». Сейчас мы опять уверенно движемся в этом направлении.
В этой связи хочу дать оппозиционным кандидатам совет. Попробуйте сделать частью своих программ следующую нехитрую мысль:
«Я иду на выборы, потому что осточертело то, что нас держат за идиотов. Посмотрите: каждый день нам врут, врут с утра до вечера – по подавляющему большинству вопросов. Ну должны наконец во власти появиться люди, которым это претит! Те, кто начнёт говорить правду. Без правды мы нормальной жизни никогда не организуем!»
Если подтвердить этот тезис парой примеров из жизни своей территории, реакция избирателей будет самой благоприятной.
Комментарии