В наших нынешних условиях количественная социология годится разве что для выявления числа смелых людей в России. Согласно свежим данным «Левада-центра» их у нас от 16 до 22 процентов. Первая цифра – это, так сказать, ядро смельчаков. Именно столько респондентов не побоялись заявить, что не одобряют деятельность Путина. Второй показатель – число граждан, рискнувших сказать, что страна идёт по неверному пути.
Отдельного упоминания заслуживает открытый вопрос о доверии политикам. Это когда опрашиваемому не называют фамилию Путина, грозно спрашивая его при этом, доверяешь ли ты президенту, а всего лишь просят назвать нескольких политиков, которым он доверяет. И просто не назвать Путина человеку не так страшно, как в лоб сказать, что я де ему не доверяю, поэтому вопрос этот можно признать гораздо более адекватным нашим политическим реалиям, чем большинство других используемых социологами формулировок.
Короче, с мая по июнь число людей, называющих Путина в качестве политика, которому они доверяют, упало с 43 до 35 процентов. Вполне себе говорящие цифры.
И причиной тому трудно не назвать постоянно меняющиеся заявления лидера по спецоперации и в связи с ней.
Скажем, ещё не так давно он ставил ультиматумы по поводу расширения НАТО – и вот вдруг говорит, что натовские войска под Питером его в принципе устраивают. Что за ветреность главы страны?
Внезапное заявление, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО не является для России проблемой, свидетельствует, похоже, о том, что сохранение имиджа победителя заботит Путина больше всего остального. Как только стало понятно, что предотвратить расширение альянса не удалось, Россия прекратила сопротивление и стала делать вид, что она и не больно возражала. Зачем понадобилось столь спешно менять позицию? А чтобы кто-нибудь случайно не подумал, что Путин проиграл.
То есть сущности для него вторичны, первичны видимости. НАТО для российского президента – лишь инструмент, с помощью которого он конструирует свой имидж.
И вот я думаю: а что если и все остальные его слова и заявления весят ровно столько же?
Комментарии