Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Для тех, кто в запрете, и тем, кто рядом…

  •  

    «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен,

    то может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 18)

     

    Статья рассчитана на узкий круг читателей. Речь в данной статье пойдет о священниках, которые попали под запрет, и о тех кто рядом с ними.

    В первую очередь я вас всех, дорогие братия, отцы, обнимаю и целую, желаю нам всем быть со Христом священниками до скончания века, аминь.

    Статья очень позитивная, в том плане, что  я не буду осуждать ни запрещенных, ни запретителей, а скажу вам  о том, что и как делать далее.

     

    Я не претендую на абсолютную истину в советах, да это и невозможно, ибо каждый случай «запрета» и тех, кто запрещает, с разной мотивацией и причинами. Абсолютно разное духовно-нравственное состояние священников, которые попали под запрет, хотя при этом правила канонов, согласно которым их запретили, будут те же. 

     

    Итак, «искушенный может искушаемым помочь». Я попал под запрет, так называемый «технический», в связи с тем, что в течение 3-х месяцев не успел перевестись в другую епархию после ухода за штат. Усугублялась ситуация тем, что будучи беженцем и не имея денег для существования, я и моя семья не имели гражданства РФ, и с этим возникли большие трудности.

     

    Когда заканчивался 3-х месячный срок, согласно существующим правилам, заблаговременно пришёл и написал прошение на продление положения за штатом. Либо если епископ сочтёт необходимым, то меня бы снова приняли в штат епархии на любой приход, «где нуждаются в проповеди слова Божьего». До написания прошения об уходе за штат меня лично уверял секретарь, что его возможно продлить. 

     

    Также написал, что средств на жизнь нет, и у меня затягивается процесс получения паспорта. По этой причине, соответственно условиям программы «Переселение соотечественников», я не могу выехать из области на другое место жительства. Все эти документы я предоставил из ФМС в епархию. Также сообщил, что сирота и бездомный, попросил помощи семье. Для этого епархия учредила специальный фонд и очень немалые деньги собирали с приходов для беженцев. Через неделю я получил указ, что я в запрете, конечно же, никакой помощи я не получил. Клеймо «священник в запрете» ещё больше усложняет возможность устроиться в другой епархии… А без паспорта устроиться на светскую работу как жене, так и мне было весьма затруднительно...

     

    Сейчас я штатный клирик одной из епархий РПЦ, пройдя испытания и трудности, могу смело поделиться своим опытом.

     

    В первую очередь, если от вас зависит, чтобы не попасть под запрет, или есть даже малейший шанс для исправления ситуации, всё же стоит приложить для этого все усилия. 

     

    Свою вину признавать - не грех. Вряд ли епископу нужны лишние проблемы, если это, конечно, не прямой «заказ». Обычно этому предшествует церковный суд, постарайтесь предварительно встретиться с его составом и поговорить, объяснить.

     

    Если вы видите, что обстоятельства таковы, что вам жить не дадут, то всё же лучше мирно перевестись на другой приход, или в епархию, чем накалять обстановку и дойти до запрета. Несмотря на то, что перевод - это отрыв от нажитого места, хочу ответить словами Святителя Иоанна Златоустого: «Везде Господня земля!». И как бы нам ни казалось, что лучше «известное зло, чем неизвестное добро», я, как беженец, отвечаю вам, что везде Бог даёт устройство, если активно пастырски служить.

     

    Когда уже пришло время для разбирательств в церковном суде или на предварительной дисциплинарной комиссии, пожалуйста, не избегайте, как бы вам трудно ни было, даже если вы заболели, идите обязательно!!! Молчуны проигрывают, запомните, если вас нет на таком событии, то решат этот вопрос не в вашу пользу. 

     

    Заблаговременно проконсультируйтесь с канонистами (в крайнем случае поищите в интернете) по каким канонам вас запрещают, какая существует практика, прецеденты икономии (смягчения) данного вопроса, и об этом просите. Так как согласно Положению о церковном суде РПЦ МП (п. 2 ст. 6), «при наложении канонических прещений следует учитывать причины, образ жизни, мотивы совершения им церковного правонарушения,.. предполагающей снисхождение к виновному лицу в целях его исправления...».

     

    Даже если вы видите, что вас провоцируют, или предполагаете, что таковое будет, то всё же наберитесь терпения и не поддавайтесь. Если у вас есть знакомые архиереи, у которых вы были на хорошем счету, то всё же стоит обратиться к ним, их звонок может дать полную достоверную информацию о вас. 

     

    Священникам. Когда священник попал под запрет, перед ним стоит решение двух вопросов: внутреннего состояния и внешней проблемы социализации, т.е. как теперь жить в другом качестве. 

     

    Лично для меня это вопрос решался так – это непоколебимая вера в Бога, надежда на Него, вера в Его промысл. Я сразу после новости о запрете обратился как устно, так и письменно к благочинному и к правящему епископу о разрешении причащаться в ближайшем храме: «Я не хочу умирать духовно как священник, и прошу Вас разрешить мне минимум один раз в неделю причащаться в ближайшем храме». 

     

    Владыка благословил. Исходя из своего опыта, советую вам, если вам разрешили, то просите сразу письменного подтверждения и указания, где именно. 

     

     

    Были очень прекрасные священники и архиереи, которые понимали и поддерживали меня не только духовно, за что я очень благодарен им и Богу.

     

    Мои поиски другого места служения проходили как по «сарафанному радио» через клир, так и в соц.сетях, где очень много нашего брата.

     

    Господь меня привел к прекрасным людям – старообрядцам (единоверцам МП), у которых всегда в дефиците священники. Они напрямую без правящего епископа подчиняются Патриарху. Когда из Москвы пришла просьба меня командировать к ним на приход, то оказалось, а правильнее сказать, не оказалось даже документов в «деле», что я был в запрете.

     

    Как я прожил это время (полгода) без работы и паспорта? Это было чудо! Если бы кто-то мне это рассказал, то мне самому тяжело было бы в это поверить. 

     

    Я занимался публицистикой, описывал события в Новороссии, помогал благотворительностью ополченцам, и это давало мне хлеб.

     

    Помогал другим беженцам, которые оказались в еще более худшей ситуации, чем я. Двоих бездомных беженцев из Луганска принял к себе на квартиру, которую снимал. Понятно, что это не всем нравилось, не все понимали и дело в том, что один из подопечных был психически нездоров. Но я отвечал, мы ничего не имеем, но принимаем самого Христа, мы бедны, но обогащаем других, и эту радость у нас никто не отнимет! После войны меняется психика у человека, и ты потом дорожишь жизнью каждого человека. 

     

    Как-то приезжаю в Москву, вдруг звонок, «вы такой-то, - да, - подойдите по такому-то адресу, я читаю ваши статьи, спасибо вам». Он меня нашёл через издание, где я печатался. Я подошел, человек оказался душевный… Он помог мне и моей семье выйти из затруднительного финансового положения. Мы с семьей даже отдохнули на море, и это было Божьим бальзамом после пережитых кошмаров войны. 

     

    Практически очень похожая сложилась ситуация и с получением гражданства. После всех мытарств мне представилась хорошая возможность устроиться в другую епархию, где я и служу по настоящее время.

     

    Итак, дорогие отцы, если вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите, и Господь не оставит вас. 

     

    Категорически не рекомендую уходить в запой с горя, бездействовать, идти в раскол и мстить обидчикам. Главное, не унывать и не роптать в такой ситуации, а действовать. Не рекомендую сидеть на шее благотворителей, а своими руками добывать хлеб.

     

    Занимаясь публицистикой, я удостоился быть Дипломантом международной литературно-медийной премии имени Олеся Бузины.

     

    Конечно же, не у всех складываются обстоятельства таким чудесным образом. А значит, необходимо как-то социализироваться в обществе, даже если вы ничего не умеете, кроме службы. Существуют разные специфические профессиональные курсы, после обучения на которых есть неплохая возможность трудоустроиться. Также важно, чтобы кроме заработка вы занимались самосовершенствованием, да хоть иностранный язык начните учить... 

     

    Я искал совета и помощи у старцев. Когда приехал на приём к старцу схиархимандриту Илии (Ноздрину), оказалось чудесным образом, что он за день принял только одного меня, несмотря на то, что была большущая очередь. Он мне ответил: «Я - не архиерей, чтобы давать приход. Но сейчас получить "запрет" в Русской Церкви по наваждению - это награда у Бога выше митры»! 

     

    Близким, родным и благодетелям. Конечно же, священника нужно поддерживать морально и материально. Настраивать на социализацию, не тешить самолюбие. Чтобы священнику отойти от шока и смягчить душевную боль, важно занять батюшку активной деятельностью и сменой среды пребывания, насыщать другими яркими впечатлениями. Напоминать ему, что нужно возвращаться к служению у престола. Самому быть примером благочестия. Открою вам совсем не тайну: очень часто священникам снится, что они совершают службу, и, проснувшись, на глаза накатываются слезы… 

     

    Священникам-коллегам. В жизни встречаются не только те, кто препятствует, но есть и те, кто радость и горе, последний кусок хлеба разделят с коллегой. Не нужно пренебрегать даже самым последним грешником, через него также действует Бог. И кто знает, у кого большее покаяние? И первым утешением или поддержкой «запрещенному» станет стимулирование его к праведной и благочестивой жизни, а плюнуть в душу «запрещенному» - потом разделить его участь. 

     

    Если вас запретили без указания канонических правил, без епархиального суда и без выдачи документа, подтверждающего статус вашего запрета. 

     

    Конечно же, это вопиющее нарушение против жизненного уклада Церкви и священника. Нельзя промедлить ни одного дня и нужно подавать апелляцию в Общий церковный суд. Не теряйте время! То же самое касается, если вы считаете, что вас запретили канонически необоснованно, если было нарушено судопроизводство, из-за чего решение было вынесено несправедливо, для этого и существует Общий церковный суд (не путайте с Епархиальным судом). Порядок и причины, по которым подается апелляция, официально подробно описываются в «Положении о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» ст. 27, 34-57. Обязательно ознакомьтесь. Правящему архиерею в таком случае выносится выговор с занесением в личное дело за «превышение должностных полномочий, повлекшее за собой возникновение ситуации, порочащей лицо Церкви». И, таких решении Общего церковного суда достаточно. Таких проблем никакой архиерей не желает иметь. Поэтому ситуация в большинстве случаев разрешается при первой новости, что вы подали документы в Общий церковный суд. 

     

    Как лечат архиереи «запретных»? Примеры.

     

     Есть архиереи, которые лечат эпитимиями, дополнительными послушаниями, не доводя до запрета, но есть те, которые руководствуются принципом «нет человека – нет проблемы».  

     

    Мне по величайшей милости Божией довелось служить в одной епархии с епископом Северодонецким Агапитом (Бевциком), который сейчас митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский в Винницкой области. Это тот самый современный исповедник веры Христовой, которого похитила СБУ и насильно привезла в Киев для участия в «объединительном» лжесоборе раскольников. 

     

    Так вот, когда он был переведен на новую кафедру, в скором времени он распорядился, чтобы благочинные пригласили к нему всех запрещенных священников в его епархии. Он с каждым отдельно провел беседу. Некоторым помог восстановиться. Тех иеромонахов, которые были женаты, просил чаще причащаться и вернуться к служению. К тем священникам, которые не пришли к нему, он сам лично приехал домой и поговорил с ними!

     

    Видя его такую величайшую любовь к священникам, к нему переходили раскольники с приходами из УПЦ КП, униаты, - он их перерукополагал и давал второй билет в жизнь. И эти священники верой, правдой и чистотою ревностно служили на приходах! Я как-то владыку спрашиваю: «Вы не пожалели в своей жизни, что кого-то приняли?» Он ответил: «Нет, Олег, я вижу, что они стали другими, да и ситуацию нужно понимать, почему человек ошибся». Владыко, многая Вам лета!

     

    Могу сейчас сказать, что и в России есть такой епископ - владыка Городецкий и Августин (Нижегородская обл.). Он принимает всех монахов (с перспективой стать священником) и иеромонахов, после испытания даёт приход. Система такова, что все в обязательном порядке проходят обучение, при том, что учебу оплачивает епархия! Налоги на приходы уже как пятый год не подымались, конвертов нет, товар не навязывают, за приезды архиерея и на праздники деньги со священников категорически не собирают, священников без надобности с места на место не переводят, владыка очень любит и поощряет деятельных и активных священников. Женатых также принимает, попробовать можно и нужно. Всегда к нему можно обратиться за советом и помощью, или просто поговорить по душам. К братии монастыря он относится как родной отец.

     

    О суде над священниками Владимиром и Анастасием Головиными. 

     

    «Верую в Святую Соборную и Апостольскую Церковь», пусть это будет не только декларация, а и свойство видимого земного института. 

     

    «Верую в Апостольскую Церковь» - этот принцип заключается в том, что есть апостольская иерархия и «младший да не дерзнет судить старшего». А как суд над ними произошел? Давайте посмотрим, кто из членов церковного суда был старше отца Владимира? 

     

    Согласно правилам Русской Православной Церкви, лишить сана священника может только последняя инстанция - Архиерейский собор после резолюции Патриарха, а епархиальный суд, согласно ст. 24 Положения о церковном суде РПЦ (МП), только РАССМАТРИВАЕТ дело о извержении из сана, но не лишает сана. П. 4 ст. 47: «Патриарх утверждает наложенные епархиальным архиереем канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана или отлучения от Церкви».

     

    «Верую в Святую Церковь». Это в каких таких апостольских правилах написано, что сын в ответе за отца и его запрещать за это? Тогда нужно идти далее, запрещать матушек, двоюродных и троюродных братьев и сестер, внуков, племянников…

     

    «Верую в Соборную Церковь». Обвинения отцов Головиных в том, что они руки возлагали, лечили? Тогда запретите апостолов. Обвинение в коммерческом культе? Тогда закройте в каждом храме иконную лавку. Обвинение за молитву по соглашению? Тогда издайте указ, чтобы ни в одном храме не читались молитвы в одно и то же время. Попробуйте отменить апостольское наставление «непрестанно молитесь». 

     

    В чем же тогда «Соборность Церкви», в «карманном» применения канонических правил местным епископом, который сначала это благословлял, а потом вдруг нет? Это же очевидное нарушение свойств «Святой Соборной и Апостольской Церкви». 

     

    Могу сказать, что не все мне нравится в проповедях Головиных, например, эпатажность в высказываниях на проповеди, но это не повод лишать их сана.

     

    Я как священник могу реально засвидетельствовать даже на примере нашего маленького городка, где я живу. Люди, которых называли отбросами общества, пьющими, которые досаждали соседям, на них не действовали наши проповеди и обращения к ним. Их «случайно» привезли знакомые в Болгар на молитву, и их жизнь изменилась от греха к праведности, теперь они регулярно к нам ходят на службу и причащаются. И таких судеб по миру десятки тысяч. 

     

    Мне вновь вспоминаются слова современного старца Илии (Ноздрина): «Нет выше награды у Бога, чем получить "запрет" в Русской Церкви по наваждению, это награда выше чем митра». 

     

    Дорогие отцы и те кто вместе с вами, хочу закончить эту статью словами Святейшего Патриарха Кирилла, простите, возможно, передам не совсем дословно: «Церковь - это наша Матерь, и если Она больная, то я на своих руках Ее понесу и не брошу Ее». Желаю, чтобы и мы друг к другу проявляли эту исцеляющую любовь и труд. Спаси Вас Господи! Всех крепко обнимаю и желаю, чтобы мы, священники, праведно и ревностно до скончания века служили Христу Богу нашему. Аминь.

     

    УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, из-за гонений в Украине я лишен имущества, жилья, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

1

Комментарии

5 комментариев
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий25 марта 2019 г.
    аха-ха... Вы нас в чёмто подозреваете нехорошем? Мы вас не обвиняем в продажах всяких свечек и иконок, а в том что продались власти и малых думах о народе. Вот в чём мы обвиняем вас когда применяем фразу об изгнании торговцев из храма. Иначе статья получилась по детски однобокая. А так +
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр26 марта 2019 г.+1
    Поп то из Луганской области утёк, бросив свою паству на съедение бандеровцам. Решил в Расее отсидеться, в тепле и покое, и сладкий кусок халявы откусить, затем и напихал в свою статейку слезоточивых картинок. А ведь были в истории Руси иноки Пересвет и Ослябя, отдавшие свои жизни за Свободу Родины. И были они первые и последние, отдавшие свои жизни за Народ. С тех пор целая тьма попов на Руси не явила из своего нутра Героев бессеребряников,... только паразиты-кровососы прислужники неправедных властей. Вот и этот поп-беглец с темным прошлым, первым делом обзавелся "картой сбербанка" и яндекс-кошельком, чтоб не промахнулась "рука дающего" потом сочинил насквозь лживую слезливую историю. Однозначно! Поп-мошенник. А может просто, мошенник, сделавший ставку на русскую простоту и отзывчивость. В любом случае омерзительный мошенник. И ведь кого-то уже успел развести! Плюсик то кто-то поставил.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий26 марта 2019 г.
      Так я же не скрывал? В принципе тема такая- все статьи заполнены гневом на торгующих в храмах, и рисующих некого мужика с бичом. Я же указывал на изгнание фарисеев, а не торговцев крестиками. В статье отношения между людьми, чего обычно никогда небыло.
    • протоиерей Олег Трофимов
      протоиерей Олег Трофимов4 апреля 2019 г.
      Я очень благодарю тебя за комментарий, а значит ты не равнодушен к таким понятиям как чистота, правда, справедливость, "отдавшие свои жизни за Свободу Родины", "безсеребриники". Ведь именно такими нравственными требованиями оперируешь уличая меня-автора в том что "поп-аферист" , "бросил паству", "сладкий кусок халявы откусить" и т.д. Если ли ты знаешь автора и такое говоришь, то ты сознательно клевещешь, а если ты не знаешь жизнь автора, то это означает, что всего лишь глумливый троль. Как же тогда у тебя сочетается нравственно похабное и глумливое выражение "Расея" ? Обычно так на Руси и бывает "на воре шапка горит", или "держи вора" сам же вор орет. Я достаточно известная медийная личность http://ruskline.ru/author/t/trofimov_oleg , что бы оправдываться перед "праводрубом" под скрывающимся ником "Поляр, Поляр" свою личность, наверное кроме того что бы гадить не чего в жизни лучше и
      • Виталий Витальевич Бурлуцкий
        Виталий Витальевич Бурлуцкий4 апреля 2019 г.
        поляр поляр- справедливый мужик. Просто здесь он погорячился увидя незнакомца. Так иногда бывает. Жизнь покажет истину.