Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Как по винтикам, по кирпичикам

  • Строки из дворовой песни моей юности-«Кирпичики», вдруг пришли мне в голову, когда я смотрел материалы Петербургского экономического форума и XVIII  Международного финансового конгресса.   Такие материалы редко смотрит публика, считая, с одной стороны, что это интересно только профессионалам. С другой, что это обычное скопище балаболок, то-есть обычное в нашей нынешней жизни представление без особых последствий и результатов.

          Но иногда вдруг кто-то скажет такое, что невольно задумаешься. В этот раз меня смутил Сечин, после слов которого я невольно вспомнил «Кирпичики», а именно строку: «Как по винтикам, по кирпичикам растащили всю матушку Русь.»

           Администрация США при помощи санкций фактически получила контроль над "Русалом", заявил глава "Роснефти" Игорь Сечин в рамках панельной сессии Петербургского международного экономического форума. Таким образом Вашингтон получил контроль над российской алюминиевой промышленностью, подчеркнул он. "А с учетом крупного пакета в "Норильском никеле" — не только в алюминиевой, но и никелевой, медной, платиновой и палладиевой и других сегментах российской промышленности, связанных с добычей и производством цветных и драгоценных металлов", — добавил глава "Роснефти".

         Представляете, цветная металлургия, данные о которой были строго засекречены в СССР в связи с ее особой ролью в стратегии развития и обороны страны, просто отдали в руки тем, кого называют угрозой для безопасности России. Практически это государственная измена.

        Но есть и другой аспект этой проблемы. Похоже, что в стране идет раздел, передел собственности при полном беспределе. Похоже, что «друзья Путина» очень хотят получить наследие «семьи Ельцина». Да и не только, например, уже «Яндекс» хотят объявить «национальным достоянием», что позволит отдать успешную компанию «своим».

         По существу о той же ситуации говорил Председатель ЦБ на МФК: «Здоровое корпоративное кредитование – это, в первую очередь, кредитование операционных компаний, занимающихся развитием производства. А пока мы видим, что банки с бОльшим удовольствием кредитуют сделки слияний и поглощений. То есть кредитуют перераспределение собственности, а не расширение деятельности, при этом все чаще и чаще испытывая проблемы с возвратом ранее выданных кредитов.

    Мы еще год назад говорили о том, что нас тревожит эта тенденция, но банки просили нас повременить с введением регуляторных мер, направленных на ограничение кредитования сделок слияний и поглощений. И мы пошли навстречу пожеланиям участников рынка, дали время подготовиться. Но, конечно, мы видим, что без прямого изменения регулирования, регуляторного давления с нашей стороны эта тенденция не поменяется. Поэтому далее откладывать введение этих мер мы не намерены.». 

          Негативное отношение ЦБ к такой ситуации можно только приветствовать. Но, к сожалению, в отношении мер помощи развитию экономики страны регулятор не пошел дальше очередных призывов к созданию «инвестиционного климата». Вот в этом вопросе наводится тень на плетень. У нас усилиями ЦБ создан идеальный инвестиционный климат …для иностранного капитала. И так называемое «таргетирование инфляции» является только прикрытием распродажи российских предприятий по дешевке.

        Прежде всего непонятно, какая такая инфляция в нашей стране составила 4%. По данным Росстата в 2018 году валовый внутренний продукт в стране в текущих ценах вырос на 12.6% (103.6/92 трлн.руб), а в неизменных ценах- на 2.3%. Отсюда следует, что цены конечного продукта страны выросли за год на 10% (1,126/1,023). Но к «нестыковкам» в цифрах нашей власти мы уже привыкли.

        Важнее другое. Процедуру «таргетирования инфляции» денежные власти проводят с помощью повышенной по сравнению с другими странами процентной ставки.

         При этом для широкой публики не доводится, что процентная ставка в стране, превышающая процентную ставку по резервной валюте (рубль к доллару) приводит к трем очевидным эффектам.

        Первый, более или менее понятный, заключается в том, что превышение банковского процента над нормой прибыли в стране реально делает кредит недоступным для бизнеса. В нашей же стране, с ее природными условиями множество отраслей носит сезонный характер и без краткосрочного  кредитования не может обойтись. Отсюда- уменьшение объемов производства и предложения товаров с вытекающим из этого ростом цен.

        Второй эффект. Процентная ставка определяет валютный курс. При кредитно-денежных и спекулятивных сделках все определяется доходом, который кредитор желает получить от вложения своих денежных средств. Поэтому минимальный валютный курс определяется простой формулой. Если ключевая ставка нашего ЦБ равна 7.5%, а ставка ФРС США 2%, то нынешний курс рубля , скажем 65 рублей , нужно умножить на (1+0,075) и разделить на (1+0,02) и получим, что при займе на год вам никто не даст в долг доллары, если вы не обязуетесь вернуть долг по курсу  ниже 68 р. за каждый заимствованный доллар. Поэтому при высокой процентной ставке национальная валюта удешевляется и, соответственно, происходит удорожание импорта, который приводит к росту цен на все.

     И, наконец, третий эффект- влияние процентной ставки на стоимость акции. Несмотря на всю «волатильность» стоимости акций, она крутится вокруг простого соотношения.  Цена акции равна дивиденду, деленному на процентную ставку. При дивиденде, допустим 100 баксов, цена акции в Америке составит не более 100/0.02=5000 долларов. Тот же доход можно получить от покупки акции российского предприятия. 100 долларов по 65рублей равны 6500 рублей. 6500/0.075=86700 рублей или 1333 доллара. Короче говоря, прямые инвестиции в российские акции дешевле, чем вложения в американские акции в 3.75 раза (0.075/0.02).

          Поэтому по официальной статистике платежного баланса, составляемого ЦБ, прямые иностранные инвестиции, то-есть приобретение акций и других форм участия в капитале российских предприятий за 1995-2018   годы составили  $ 645 миллиардов. За эти инвестиции иностранный капитал легально вывез из страны инвестиционные доходы в сумме  $ 620,1 миллиардов. Таким образом доходность прямых иностранных инвестиций, то-есть иностранного капитала в России составила 96,1%! Такие доходы где еще они могли получить?

         После этого можно по достоинству оценить заявление руководителя организации, называемой ЦБ на международном финансовом форуме: «Основное, что нужно сделать для того, чтобы экономика начала расти, – это кардинальное улучшение инвестиционного климата. Здесь нельзя заниматься смещением фокуса экономической политики, отвлечением внимания на непервостепенные факторы.».Повидимому, «непервостепенные факторы»- это политика ЦБ, направленная на удушение российской экономики в пользу иностранного капитала.

3