Для начала рассмотрим, что такое творчество! Обратимся к словарям.
Итак, Творчество – это…
«…Процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество – способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным потребностям человеческой жизнедеятельности…» (Бердяев Н.А. Смысл творчества. 1916)
Хотя, конечно, если начать рассматривать всё то, что говорили о творчестве великие творческие люди, - получится необъятный труд. Поэтому ограничимся лишь данной цитатой.
Теперь рассмотрим, что представляет из себя творчество в современной России. Посмотрим, как живёт большинство творческих людей. Нет, не тех кого Вы, дорогой читатель, постоянно видите по телевидению, слушаете по радиовещанию, читаете в прессе и в книжных новинках. Во-первых, всё это та самая масса, количество, которой не переходит в качество. Во-вторых, многие из них достигли тех мест отнюдь не своим творчеством! Некоторые сумели вовремя родиться и пригодиться новой власти. Вроде тех, чей собственный расцвет жизни или же жизни их родителей пришёлся на переломные моменты в истории - зарождение нового государства – РСФСР и СССР. Другие тем, что смогли ещё во времена Российской Империи найти себе достойного покровителя. Третьи тем, что оказались детьми, жёнами, мужьями, подругами, друзьями или ещё какими знакомыми и родственниками всех вышеперечисленных людей. О, да эти граждане оказываются очень даже счастливыми и, занимая активную позицию в сфере отечественной культуры, получают то, что должно давать человеку истинное творчество. Но оно не даёт или даёт это только определённому числу избранных, но избранных не по таланту и гениальности. Остальные, не подпадающие под эту категорию, оказываются выброшенными в реалии жизни – без средств, без крова, без возможности самовыражаться. Ведь как правило творческому человеку очень сложно приспособиться к суровой действительности. Многие обычные граждане легко находят свою нишу в современном обществе и не особенно страдают от её качества. Они находят радость в регулярном посещении офиса или обслуживании покупателей в магазине или охране зданий, где могут занимаются однотипной работой, при этом ничего не творя, а делая так как это предписано определённым сводом правил, коие в них засунули в каком-нибудь высшем учебном заведении или техникуме. Они ходят туда каждый день на протяжении всей своей жизни и такие же радостные уходят на заслуженную пенсию.
Но не так с творческими людьми. Они не могут так. Это не их место, не их ниша. Они видят мир иначе, чем среднестатистический гражданин. Даже столь привычная Петербургская и Московская серость на них оказывает более пагубное влияние, чем на всех остальных. Притом серость как природный феномен, равно как и серость в отношениях между людьми. Уже давно была доказана связь между способностью к творчеству и целым рядом психиатрических заболеваний, отклонений, склонностей к алкоголю и суициду, а также предрасположенности к депрессии. Но до последнего времени редко кто задумывался, что в действительности означает эта связь, считая по-обывательски, что творческий человек по своей сути сумасшедший. Однако, это совсем не так – просто творческий человек ярче видит и болезненней ощущает несправедливость, не может отгородиться от них в силу своего творческого таланта (иначе он теряет его), страдает от этой несправедливости и своей незащищённости и это доводит его до болезней, психических и физических.
Например, американский нейробиолог и нейропсихиатр, исследователь феноменов творчества и процессов, вызывающих психические заболевания, профессор психиатрии в университете штата Айова – Нэнси Кувер Андреасен ещё в 1987 году опубликовала в своей статье результаты исследования уровня психического заболевания у 30 творческих людей (писателей), сравнив их с 30 людьми, совпадающих с ними по интеллекту (т.е., не писателей, но интеллектуалов) и родственников первой степени людей из обеих групп. В результате исследования, она обнаружила, что у писателей был значительно более высокий уровень психических расстройств, преимущественно аффективного свойства, с тенденцией к биполярному подтипу. Наблюдалось также более широкое распространение аффективного расстройства и у родственников писателей первой степени родства, что, как она предположила, было связано с передачей этого творческого свойства, сцепленного с предрасположенностью к психическим расстройствам, по наследству. В обеих группах, как у писателей, так и у интеллектуалов был превосходный уровень IQ; писатели преуспели только по лексике из Шкалы Векслера, подтверждая предыдущие наблюдения, что интеллект и творчество являются независимыми умственными способностями (Andreasen, 1987).
Вообще, если за границей хотя бы признают и изучают эту проблему, то в России это никого не интересует с 20-х годов прошлого столетия, с прекращением публикаций об исследовании наследования психических заболеваний у творческих людей в «Русском евгеническом журнале», в частности, о семьей графа Л.Н. Толстого (Чулков Н. Род графов Толстых. т. 1, вып. 3-4, 1924, стр. 308-320). А ведь жизнь в Европе и США сейчас лучше и всегда была лучше, чем в России. И что? Всё равно творческие личности там спивались, сводили счёты с жизнью и сходили с ума. Но ведь если там лучше, значит в России процент такой участи творческих людей должен быть намного выше. Но при отсутствии исследований в России, проблема как-бы перестаёт существовать. Однако, если провести историческое исследование этого вопроса в России, то оказывается, что с большинством творческих людей Российская власть и Российское общество всегда обращались, как с «падалью». Стоит вспомнить Владимира Семёновича Высоцкого, которого травили при жизни, а после смерти стали делать на нём деньги. А почему бы не делать, когда такая возможность есть!? Но если в СССР хотя бы дожидались того момента, когда творческий человек умрёт, уморённый режимом, то в РФ это делают уже при его жизни. Нет, его конечно же морят, притом морят «на полную». Но его жизнь не мешает им обворовывать его, плевать на него и поливать помоями. Но об этом будет ниже. А пока вспомним уморённых властью и обществом творческих людей России. Среди них поэт Владимир Высоцкий (умер в 42 года), поэт Владимир Полетаев (покончил с собой на 19 году жизни), Сашенька Путря художница (умерла на 11 году жизни от лейкемии), поэт и певец Максим Трошин (его тело нашли в реке, не дожил до 17 лет), поэтесса Ника Турбина (выпала из окна 5-ти этажки, на 27 году жизни), поэтесса Анна Горенко (умерла от передозировки героина на 27 году жизни), певец Антон Ионов (умер от остановки сердца на 26 году жизни). Поэты: Л. Аронзон, А. Башлачёв, М. Батурин, Д. Голубков, И. Захаров, С. Морозов, Д. Новиков, А. Прасолов, Б. Рыжый, А. Сопровский, Р. Тягунов, Е. Хорват, А. Ширяев, П. Реутский, В. Еращенко, А. Бочинин, М. Уколов, А. Кутилов, В. Лёушкин, Б. Гашев, Н. Бурашников, Ю. Власенко,Г. Шпаликов, Г. Кузьмин и много-много других, погибших в расцвете творческих сил.
Ах, сколько их, скончавшихся поэтов,
Что не дожили и до сорока,
Они погибли не от пистолетов,
Сгубила их российская тоска.
Была ты, родина, жестока к сыновьям,
Что нынче твою славу составляют,
Убили их отнюдь не девять грамм,
Пока поэтов, вроде, не стреляют.
Но их доводят до глухой тоски,
А из неё ведь выход всем известен,
И каплет кровь поэта из строки,
Как из порезанной в отчаяньи руки,
И не услышать нам их новых песен.
(Юрий Иванов, Погибшие поэты)
Ссылки:
Бердяев Н.А. (1916) Смысл творчества.
Andreasen, N. C. (1987). Creativity and mental illness: prevalence rates in writers and their first-degree relatives. American Journal of Psychiatry, 144(10), 1288–1292. https://doi.org/10.1176/ajp.144.10.1288
Чулков Н. (1924). Род графов Толстых. Русский евгенический журнал, т. 1, вып. 3-4, стр. 308-320
Иванов Юрий. (2013) Погибшие поэты
https://www.stihi.ru/2013/10/28/2168
Комментарии