Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Советские и российские

  •  

    Интересно, заметили ли вы одну любопытную странность, о которой пойдёт речь. Я лично обратил на это внимание очень давно. Как только начал писать в Интернете. Комментарии и посты, написанные советскими людьми, т.е. теми, чья зрелость пришлась на годы советской власти или теми, кто застал СССР в юности, но благодаря правильному домашнему воспитанию, проникся духом той эпохи, существенно отличаются от всех остальных – широтой кругозора, логикой, грамотной русской речью, убедительной аргументацией.

    Не все, конечно, таковы. В любой семье не без урода. И среди нас, советских, были свои паршивые овцы, и даже остались до сего дня. Но основная масса – другая, та, о которой я только что написал.

    Интересно, что даже хулители того времени, даже те, кто именует себя антисоветчиками, отличаются от своих коллег по мышлению младшего поколения именно тем же: кругозором и относительной логикой, хотя тоже – не все, конечно.

    Повторяю: дело здесь не в возрасте. И даже не в образовании. Дело – в менталитете. Мы были и остались другими. А почему?

    Пропаганда и агитация? Нет. Лучшее, чем сейчас, образование, несравненно более доступная культура? Развитая не в пример нынешнему времени наука? Опять нет. Вернее, частично, конечно, это влияло на наше мировоззрение, иногда даже существенно влияло, но всё-таки дело не в этом.

    Было что-то ещё, гораздо более существенное, чем эти безусловные блага того времени.

    Чтобы понять, о чём идёт речь, попробуйте себе представить сегодня такую картину. Вы идёте в Москве по улице Намёткина, знаменитой сегодня тем, что именно там находится головной офис Газпрома. Какие мысли при виде этого здания помимо вашей воли придут вам в голову? Примерно, такие:

    1. Вот они, воры!

    2. У, суки.... Жируют, а на народ им наплевать.

    3. Вот они – деньги!

    4. Страшно чужое место, попасть в которое даже по делам маловероятно, а уж на работу – и думать нечего!

    5. Там живут и работают совсем другие, бесконечно далёкие от нас люди.

    И так далее, в том же духе.

    Общим местом для всех этих ваших мыслей будет то, что вы и Газпром – две разных планеты, которые вращаются на непересекающихся орбитах. И вместе вам никогда не сойтись.

     

    Хотя как мы все знаем, Газпром – вообще-то государственная структура, то есть такая, которая по своему статусу должна быть доступна всем без исключения, если это необходимо.

    То же самое применимо и к Роснефти, и кo многим другим, не говоря уже о налоговых органах, УФМС, полиции и прочих.
    Между нами и ними возникла "дистанция огромного размера". И с течением времени эта дистанция только увеличивается.

    Для многих, прежде всего – для молодёжи, наиболее престижной, желанной и материально выгодной стала работа в государственных органах. Возник своего рода парадокс: люди, имеющие российское гражданство, граждане своего государства стремятся в... государство!
    Не в частный бизнес, а в государственные структуры. Своего рода граждане "второго сорта", желающие стать "первым сортом", "элитой общества" – госслужащими.

    Но в СССР никто никогда к этому не стремился! Просто потому что мы все были госслужащими! Мы все до единого были этой элитой. Без всяких кавычек.

    Продавцы, дорожные рабочие, милиционеры, шоферы, инженеры, учёные, советские и партийные работники – мы все были ГОСУДАРСТВОМ!

    Между нами не было той дистанции, о которой я говорил выше.
    Она была, конечно, но это была не сословная, не кастовая, как сейчас, а иерархическая дистанция, обычная для любого единого коллектива, где есть начальники и подчинённые, которые при этом живут на одной планете, а не на разных.

    Я хорошо помню, какое количество раз мне самому приходилось стучаться в двери высоких кабинетов в те года. И по служебным надобностям, и по личным.

    Некоторые вопросы решались мгновенно, некоторые – со скрипом, но все до единой проблемы я мог беспрепятственно обсуждать на любом уровне. И даже добиваться их решения.

    Однажды в городе Перми на приёме в местом горисполкоме тамошний градоначальник поил меня чаем с сушками. В Ленинграде мне любезно разрешали курить в кабинете, если хозяин сам был курящий...

    Повторяю: бывало по-разному: оперативно и медленно. Грамотно или не очень, но все вопросы решались. По-государственному. Без всяких денег, подношений и прозрачных намёков. Мы все были частью одного целого, хотя тогда едва ли об этом задумывались.

    Зато сегодня поводов задуматься об этом более чем достаточно.
    И хотя вездесущее прокремлёвское либеральное жлобьё быстренько сочинило о тех временах присказку "Общее – значит, ничьё!", мы, жившие тогда, понимали, что общее – значит своё, наше! Что мы все действительно хозяева своей жизни в тех пределах, в которых это допустимо в обществе, что нет и не может быть непреодолимой дистанции между нами и государством, которому мы все служили.

     

    И вот это понимание единства себя и страны, ощущение "общности" и всеобщности жизни делало наш кругозор таким, какого нет сегодня в России эпохи капитализма.

    Это понимание создавало наш советский менталитет, суть которого – в чувстве уверенности в себе и по отношению к жизни вокруг. Менталитет хозяина своей судьбы.

    Менталитет государственника! Кем бы ни был этот конкретный человек – сварщиком, токарем, космонавтом или физиком-теоретиком.
    И кто знает – не это ли было самым главным достижением мудрых отцов-основателей великого Союза.

    Ещё раз повторюсь – это не было свойственно всем. Выродки и отщепенцы были всегда.

    Но для основной массы населения это было справедливо.

    И не армия, хотя она была необычайно сильна, не сильная центральная власть, а именно наш менталитет делал нас несокрушимыми.

    Такими большинство из нас осталось по сей день. Этим мы и отличаемся от остальных.

    Уже предвижу саркастические возражения: А что же вы тогда так развалились? Почему не защитили СССР? Почему пошли на поводу лживой пропаганды?

    Ответ снова прост: Именно потому что мы были частью государства, мы привыкли доверять ему. И эта доверчивость сыграла с нами дурную шутку.

    Осталось надеяться, что выводы из этого сделаны.

    И на этот раз окончательные.

44

Комментарии

123 комментария
  • Boris Zotkin
    Boris Zotkin1 января 2021 г.-2+20
    Автор прав в том смысле, что идеального в СССР, да и где угодно в Мире, не было и вряд ли будет. Говорится о большинстве (примерно 80%) граждан СССР. Были и подонки, отребье общества, которое сейчас у руля галеры. Да, мы были слишком доверчивы и избалованы заботой и вниманием государства СССР. Опытные дзюдоисты воспользовались этим и применили удушающий приёмчик и ПОБЕДИЛИ. Я думаю, что история, как независимый мировой судья, исправит эту ошибку советского общества и в конце концов восстановит справедливость.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 января 2021 г.-1+14
      Целиком согласен.
    • Клим Чугунов
      Клим Чугунов1 января 2021 г.-1+10
      Вряд ли молодой дед пихто был попытен в те годы. Просто так сложилось. Уголовник тренер, гнилая душа, работающие соц лифты, дед кашевар у Сталина. Попал в нужное место и стал пихто. Не попади это пихто на место, была бы другая пихто.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.+2
      Ага, "история исправит". Отправив Россию на свалку этой самой истории. Потому что история - дама крайне суровая, и не прощает морального разложения. Впрочем, сейчас разлагаются все: капитализм, помноженный на научно-технический прогресс, даёт ядовитые плоды...
  • Александр .
    Александр . 1 января 2021 г.+18
    С наступившим Новым Годом! Мне кажется , что все дело в разных формах управления. Если кратко, то в СССР это можно было охарактеризовать как "объединяй и веди". Сейчас это " разделяй и властвуй".
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 января 2021 г.-1+8
      Конечно! Именно в этом всё дело.
    • Boris Zotkin
      Boris Zotkin1 января 2021 г.+9
      Очень точно. Частная собственность буквально на всё и есть основной разделяющий фактор общества на членов. Я не имею в виду личную зубную щётку и так далее. Я считаю, что у Сталина было правильное понимание экономики государства, где присутствовала и частная собственность, и государственная собственность. Китай именно по этому пути и движется, поэтому он стал на равных с акулами капитализма.
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов1 января 2021 г.+6
        Там где допускается частная собственность на средства производства, там произойдёт пзц в виде капитализма. Обязательно произойдёт.
        • ANT  74
          ANT 741 января 2021 г.-2+1
          Так не в частной собственности корень зла, а в людях. Более-менее приличную жизнь наладить можно и не прибегая ни к ....измам, ни к догмам, будь то догмы хоть марксизма, а хоть и либерализма... Что и продемонстрировал нам Китай. Вот что там сейчас за ...изм? Да хрен его знает, а ведь это не мешает им жить и развиваться. А в РФ простая отмена частной собственности не даст ничего, вообще ничего : олигархи станут топ-менеджерами госкорпораций - вот и весь "поворот к Социализму" - мы это уже проходили.
          • Алексей Уралов
            Алексей Уралов1 января 2021 г.+6
            если бы не КПК, то в Китае было бы то же, что и в РФ. Влияние КПК на общество настолько велико, что даже миллиардеры вступают в нее, выказывая подчиненность интересам государства.
            • Ехидный  Douglas
              Ехидный Douglas1 января 2021 г.+3
              Совершенно верно.
            • ANT  74
              ANT 741 января 2021 г.+1
              Так именно это я и имел ввиду : КПК способна держать потенциальных "упырей" на "коротком поводке", заставляя их работать в первую очередь на благо страны, а Путин.....
              • Алексей Уралов
                Алексей Уралов1 января 2021 г.+1
                дело как в личности, так и в партии. Вес партии даже выше отдельной личности.
                • ANT  74
                  ANT 741 января 2021 г.+1
                  Так и в РФ с партиями всё в порядке... Вот только порядка нет
            • Клим Чугунов
              Клим Чугунов1 января 2021 г.+3
              Алексей Уралов Верно. Идеология определяет суть. Провозглашает чего хотим, куда идём. Будем есть людей или будем людьми.
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов1 января 2021 г.+2
            ANT 74 Так не в частной собственности корень зла, Именно в ней всё Зло. Частная собственность на средства производства ведёт к эксплуатации человека человеком. Те один отнимает у миллионов часть их заработка. Те ГРАБИТ их! И Китай рано или поздно свалится в яму капитализма со всеми последствиями. Пока он будет расти в следствии даже своего огромного внутреннего рынка
            • Алексей Уралов
              Алексей Уралов1 января 2021 г.+1
              тут у КПК есть варианты в политике выравнивания доходов, автоматизации и роботизации производств, развитии науки и инновационных технологий. Дело в том, что Китаю сейчас никто не соперник. У него мобильные трудовые ресурсы в отличие от разжиревших как телом, так и мозгами американцев.
              • Клим Чугунов
                Клим Чугунов1 января 2021 г.
                Алексей Уралов В проклятой Америке с этим то же нет проблем. На нормальную работу хоть кто, хоть куда у них поедет. Продал свой фанерный скворечник и купил другой. У Китая рынок внутренний огромный, они будут расти даже за счёт него. Образование нормальное и руководство не с подворотни.
                • Алексей Уралов
                  Алексей Уралов1 января 2021 г.+1
                  то, да не то. Вывод предприятий в ЮВА привел к снижению запроса на квалифицированные кадры и образование, соответственно.
            • ANT  74
              ANT 741 января 2021 г.+3
              Клим, ну что сказать, вроде всё и верно, но.... как-то поверхностно, что-ли.... Вот у меня, к примеру, не поднимется рука отписать, что топ-менеджеры наших госкорпораций НЕ принадлежат к классу эксплуататоров, хотя формально - они такие же наёмные работники как ... как и я....
              • Алексей Уралов
                Алексей Уралов1 января 2021 г.+2
                они безусловно наемные, но поскольку они причастны к распределению прибыли возглавляемых предприятий, то они уже частично и собственники.
                • ANT  74
                  ANT 741 января 2021 г.+1
                  Алексей, ну а противоположный пример - он тоже возможен. Вот, к примеру, хозяйку нашего поселкового магазинчика я вовсе не склонен считать эксплуататоршей-буржуйкой, которую всенепременно следует лишить её частной собственности... Так что, не решается эта задачка "лихой кавалерийской атакой" - "запретить - и точка"
                  • Алексей Уралов
                    Алексей Уралов1 января 2021 г.
                    ну если она эксплуатирует только свою семью, то да.
                  • Клим Чугунов
                    Клим Чугунов1 января 2021 г.
                    ANT 74 Алексей, ну а противоположный пример Просто её лабаз вымрет, когда рядом возникнет сетевой магазин. Ни один частник не сможет конкурировать с сетевым магазином, да ещё и государственным , ибо издержки меньше, автоматизация выше, ассортимент и прочее и прочее. Вымрут все частники, без национализации их ларька. Другие прикинув геморрой-доход сами перейдут работать в госсектор, тем же директором, с перспективой вырасти.
                    • ANT  74
                      ANT 741 января 2021 г.+1
                      Да нет никакого смысла в национализации этих ларьков : правила игры установить - да и пусть себе в рынок играются)))
            • Дмитрий Тим
              Дмитрий Тим2 января 2021 г.+3
              Собственность - это система ОТНОШЕНИЙ, то есть часть общественных отношений, часть культуры и морали. Нельзя просто взять и отменить часть, не перестроив органически всё целое, не перевоспитав общество. Что и показал опыт СССР.
  • Зима ...
    Зима ...1 января 2021 г.+13
    ===Некоторые вопросы решались мгновенно, некоторые - со скрипом, но все, до единого, проблемы я мог беспрепятственно обсуждать на любом уровне. И даже добиваться их решения.=== !!! В московских кабинетах сидели такие же мужики, как мы, только более умные. Они нас хорошо понимали, т.к. были направлены решать государственные вопросы со всех предприятий Советского Союза. Чаще всего был в своем родном Министерстве промышленности средств связи, Министерстве обороны и реже у смежников. Все вопросы решали!!!!!
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 января 2021 г.+11
      Абсолютно! Именно такие же мужики, как и мы сами. Конечно! Власть же народной была! Теперь мы хорошо понимаем, что это были не пустые слова.
      • Зима ...
        Зима ...1 января 2021 г.+9
        А сейчас как в старом анекдоте - ДОРЫ (дочери ответственных работников), ЛОРЫ (любовницы ответственных работников), ЖОРЫ (жены ответственных работников) и СУКИ (случайно уцелевшие квалифицированные инженеры).
        • Зря спешил
          Зря спешил1 января 2021 г.+2
          Вот вы шутите, а присутствующий здесь Клим воспримет это за чистую монету.
          • Зима ...
            Зима ...1 января 2021 г.+2
            ))) зря вы, он нормальный мужик, только нужно дать поправку на 01.01.21. -:))
  • Зима ...
    Зима ...1 января 2021 г.+5
    да, уж. "Лицом к лицу лица не увидать - большое видится на расстоянии" ©
  • Зря спешил
    Зря спешил1 января 2021 г.+11
    "Сегодняшним" этого не понять. Причем многие люди тех времен, с советской закваской, уважаемые народом в свое время, в корне изменились. Получив деньги и власть, они из "одной команды" перешли в "одну лодку-галеру". Сколько раз вижу этот феномен, уже не удивляюсь. Бесконтрольность, безответственность, власть, материальные богатства сводят людей с ума. Они (большинство) медленно, но верно, переселяются на другую планету.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.+1
      Да, основа всего - мораль, воспитание, образ мыслей. А в позднесоветские годы расцвело двоемыслие, лицемерие...
  • Ехидный  Douglas
    Ехидный Douglas1 января 2021 г.+5
    Это верно, но это относится к гнили. Как раз к тем, кто в то время выпадал из общего числа.
  • Клим Чугунов
    Клим Чугунов1 января 2021 г.-1+5
    В конце Союза людей захлестнула волна покуизма всеобщего. Многим стало на все наплевать, кроме карьеры и распределения курей к празднику.Иссяк революционный запал. С относительной сытостью пропало желание бороться и большая масса отупела, а моих годов 75 гр даже не научилась мыслить. Всё это помноженное на гниль в высшем эшелоне, которую перестали чистить с хруща, всё это добило самое правильное общество, и утянуло в болото капитализма. Решать вопросы можно было, но мало кто хотел. Взять тот же автопром. Вечно ломающаяся ручка стеклоподъёмника или нива без изменений на протяжении десятилетий, хоть и геморрой, который надо устранить, был очевиден. Снабжение людей. Страна производило Всё, но купить отдельные вещи было сложно. Хотя они были. Был тот же посылторг. Что мешало превратить его в алиэкспресс, каталогизировать всю продукцию и снабдить население. Что мешало нашить джинсов, наделать
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 января 2021 г.+7
      Это верно, было такое. Я как-то писал, что реальные проблемы у Партии начались после того, как она пересталам читать Ленина. Лозунг "Социализм - это живое творчество масс" был отодвинут на периферию. А Китай его запомнил. Где тепеть КПСС и где Китай?
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов1 января 2021 г.+3
        Всё же Китай это не столько творчество масс, а китайские Сталины у руля. Уйдут они и я не знаю куда понесёт Китай с ихними олигархами и частными лавочками. Наверно туда же куда и нас.
        • Зима ...
          Зима ...1 января 2021 г.+4
          Нет! Китай очень хорошо учится на чужих ошибках и копирует лучшее. И не только в технике. Где-то год назад читал, что товарищ Си отчётливо представляет угрозы насыщенного внутреннего рынка и благополучия большинства граждан. Разрабатывается перспективная социальная программа стабилизации и выравнивания доходов - основы будущей дестабилизации. Алибаба - пример в действии.:-)
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов1 января 2021 г.+2
            А помрёт товарищ Си. А он помрёт. А придёт гн китайский хрущёв, а за ним и китайский ельцин при наличии миллиардеров. С мллионом дела решать легче, а с мильярдом в 1000 легче.
            • Зима ...
              Зима ...1 января 2021 г.+3
              а если завтра камнепад? или гуманоиды? -:))) свят...свят))) думают они над этим, и делают! Правда все может быть......полторы тонны золота в погребе....тоже нужно уметь)))
              • Дмитрий Тим
                Дмитрий Тим2 января 2021 г.+2
                Нельзя строить социализм исключительно "сверху", надо воспитывать нового человека, и сама идеология должна быть прогрессивной и гибкой. А в Китае чуть перекрашенное в розовый цвет конфуцианство, иерархичность, дисциплина. Совсем на коммунарский менталитет непохоже.
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas1 января 2021 г.+7
          Вообще-то, Сталин ( и наш, и китайский) это и есть живое творчество масс. Смысл в том, что до тех пор, пока основные ср-ва пр-ва остаются в руках народа и присвоения приб. стоимости не происходит, любые экономические эксперименты в рамках социализма возможны и оправданы. Наши, к сожалению, этого не поняли. Посчитали ревизионизмом. И ошиблись.
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов1 января 2021 г.+4
            Когда есть соблазн утащить , срубить мильён. Поэксплуатировать соседа, быстро заводиться гниль. Я вообще не понимаю зачем нужны частные лавочки. Если исключить всеобщий покуизм из производства, то что мешает делать всё это на гос заводе с планированием. И будет всё это эффективней, чем у любого частника.
            • Ехидный  Douglas
              Ехидный Douglas1 января 2021 г.-2+2
              Не совсем так. Тут два фактора. 1. Люди, для которых "своя копейка" самое главное в жизни, никуда не денутся. Они исчезнут только эволюционным путём, со временем, но не сейчас. Мелкий собственник очень живуч. И с ним придётся долго жить при любом строе. 2. В производстве товаров категории Б (предметы потребления) государство малоэффективно. Дело в том, что производство большинства таких товаров не капиталоёмко. Это уровень мелких заводиков или больших мастерских. И с учётом их числа качество управления и контроля сильно падает. Поэтому есть прямой смысл перевести их на артельные начала, заставить платить налог и оставить в покое. Это лежало в основе НЭПа. И китайцы пошли этим же путём.
              • Клим Чугунов
                Клим Чугунов1 января 2021 г.+3
                Те кому своя копейка дорога, те могут поехать в проклятую Америку например. При производстве тех же штанов, предметов потребления, частник вреден, вообще не нужен. Это как сто сортов колбасы. Сто сортов есть, но кАлбасы. Комбинат пошивной нашьёт в 1000 раз больше и лучше любого частника, модельный ряд решается конкуренцией среди дизайнеров, вышла коллекция петухова, её раскупили за три дня, значит хорошая коллекция, можно шить ещё, вышло ещё 10 коллекций, и все успешны, значит хороший дизайнер, А вот у Ослова коллекции продаются слабо или вообще лежат,значит дерьмовый дизайнер и место его не тут. Вот и всё. Надо только не мешать творческим людям работать. Создать лифты, убрать препоны. Чтоб не было, надо план гнать, а ты тут со своими усовершенствованиями. Всего то надо кулаков раскулачить и не мешать. Я не вижу ни одной причины, чем бы частник был лучше государства в роли собственника.
                • Ехидный  Douglas
                  Ехидный Douglas1 января 2021 г.-1+3
                  Иваныч, ты пойдёшь, например, продавать пиво вразлив в ларьке? Или туалеты убирать? Есть такие работы пока ещё, на которые обычные клюди не пойдут. Путиноиды пойдут, им не привыкать воровать или гавно месить. А нормальные люди нет. И как быть? Куда их деть? Всех выгнать заграницу?
                  • Клим Чугунов
                    Клим Чугунов1 января 2021 г.+3
                    Было время, я с радостью поменял мягкий стул менеджера по закупу в конторе с охватом Свердловской области, и занимавший по размерам бывший свинокомплес на 5000 свиней с собственным мясохладобойным цехом , поменял на свой инструмент и работу руками. Попал я на это менеджерство пройдя путь от рядового анисммова в Государственном региональном центре запасных частей АвтоВАЗа, пройдя путь магазинного продавца, директора и только потом туда. Поменяв мягкую табуретку я получил спокойные нервы и доход в 5000р в день, на должности менетжера получал 1000 -1500 с геморроем, ответственностью и нервами. Поэтому для меня чинка сортиров не конец и запросто буду работать руками. Есть масса людей, которые будут с радостью мыть, мести, грузить и им больше ничего не надо их всё устраивает.
              • Boris Zotkin
                Boris Zotkin1 января 2021 г.+3
                Совершенно верно! Мелкособственническая натура всегда была и будет ещё очень долго. Положа руку на сердце, кто может сказать, что его личный карман для него не важен. Лично я не против "богатого" человека, главное каким путём он разбогател. Люди все разные по способностям, умственным и физическим. Они не могут быть в материальном отношении быть одинаковыми. Это естественно. НО! При советской власти КАЖДОМУ гражданину давалась возможность ЖИТЬ!!!. То есть основные потребности в питании, одежде, в медицине и так далее, были доступны ВСЕМ!. Сейчас этого категорически НЕТ!. У меня дед имел свою мастерскую, где делал валенки, выделывал шкуры и шил полушубки и тулупы. Платил твёрдый налог и не имел права заводить НАЁМНЫХ работников. Конечно он умудрялся всё таки их иметь в виде большого количества родственников. Но каждый такой "наёмный" родственник имел право выйти из такой артели с выплатой
                • Клим Чугунов
                  Клим Чугунов1 января 2021 г.+2
                  Своим трудом, ты никогда не разбогатеешь. Это сказал мне брат в начале моей трудовой карьеры. Ещё сказал, что в частном бизнесе ни кто спасибо тебе не скажет. И он был прав. Очень умный был человек.
                  • Зима ...
                    Зима ...1 января 2021 г.+1
                    Богатый, не тот, у кого много бабла, а тот, кому хватает денег.©
                    • Зря спешил
                      Зря спешил1 января 2021 г.+3
                      Когда человек научится отличать достаток от богатства, а "необходимо" от "хочу", тогда с ним можно рассуждать на эти темы.
                      • Дмитрий Тим
                        Дмитрий Тим2 января 2021 г.+2
                        "Когда человек научится отличать достаток от богатства, а "необходимо" от "хочу", тогда с ним можно рассуждать на эти темы." Совершенно верно! То есть дело тут в морали и воспитании.
                • Дмитрий Тим
                  Дмитрий Тим2 января 2021 г.+4
                  Стремление к богатству - уже само по себе психическое отклонение, вроде обжорства. Достаток - иное дело. То есть когда тебе всего _достаточно_...
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим2 января 2021 г.+4
            Экономика - это по-гречески всего лишь "ведение домашнего хозяйства". 😅 Важнее мораль, воспитание, идеология - а ещё механизмы "социального иммунитета", способность очищаться от разложившихся элементов.
      • Капиталина Максимова (Трушкова)
        Капиталина Максимова (Трушкова)4 января 2021 г.
        +++ нашить джинсов+++ Это что же одежда? Это роба ковбоев. Насколько народ инфантилен... Где сейчас драп, шивьот, крепдишин, шерстяные костюмные ткани, штапель, ситец, маркизет? А нету - тю-тю! Просто во власть влезли предатели, типа ЕБН, который нигде не служил, у которого предки были раскулачены, да и У " меченого" супруженька из той же серии... Главное тут в том, никто не наказан за развал такого могучего государства СССР...
    • Зря спешил
      Зря спешил1 января 2021 г.+2
      Как достали эти сетования на отсутствия джинсов и плохие ручки в жигулях. Статья как раз о вас. Меня до сих пор подобные проблемы не волнуют, потому, что я советский. И знаю, что не в ручках жизнь (как вы ее сломать умудрились?). А вы до сих пор про старую мелочевку вспоминаете.
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов1 января 2021 г.-1+3
        Шарик, ты балбес!(с) Писано было не про херовые ручки, а про херовое отношение ко всему, к работе, стране, обществу. Покуизм привёл сначала к херовым ручкам, потом к сносу страны. Что мешало нашить штанов из синей тряпки? Для СССР это была вообще не задача. Не задача для страны, которая заводы сттроила по 3 штуки в день
        • Зря спешил
          Зря спешил1 января 2021 г.-2+1
          Ты, 1975 года рождения, т.е. СССР-социализм пропал, когда тебе было 14-15 лет, и рассуждаешь о "херовых советских руках" и "херовом отношении к работе и стране"? Мама с папой дерьмом социализм поливали?
          • Ехидный  Douglas
            Ехидный Douglas1 января 2021 г.-2+3
            Иваныч - очень толковый человек и мыслит правильно.
            • Зря спешил
              Зря спешил1 января 2021 г.-2+2
              Правильно? Да он нас всех с дерьмом смешал. ВЫ не видите?
              • Ехидный  Douglas
                Ехидный Douglas1 января 2021 г.-2+2
                :-)))Нет, это такая манера выражаться.:-))) Я давно и хорошо его знаю. Он наш человек, тут нет сомнений, поверьте мне на слово.
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов1 января 2021 г.-1
            Шарик, ты балбес!(с)
            • Зря спешил
              Зря спешил1 января 2021 г.-2+2
              Шарик, ты балбес!(с) А это, как бы, хамство. При чем не очень умного человека.
              • Клим Чугунов
                Клим Чугунов1 января 2021 г.-2+2
                Думаешь кот Матроскин хамил Шарику? Нет. Он его любил, от того и говорил ему прямо, как друг и товарищ.
                • Зима ...
                  Зима ...1 января 2021 г.-1+2
                  Здесь ещё одно, Клим. Разница в возрасте >18 лет, это разрыв поколений. Ма просто перестаем во многом понимать друг друга, даже в терминологии, не говоря о стиле изложения и слэнге.. И это нормально! Желательно это учитывать и смотреть в цели доказательств. У меня это с дочкой и внуками)))
                  • Дмитрий Тим
                    Дмитрий Тим2 января 2021 г.+1
                    "Разница в возрасте >18 лет, это разрыв поколений. Ма просто перестаем во многом понимать друг друга, даже в терминологии, не говоря о стиле изложения и слэнге.." Может, это исключение, но я уже семь лет общаюсь в сети с одним товарищем из Тюмени. Я 63-го года, он - 82-го, но взаимопонимание очень хорошее, и даже детские воспоминания у нас очень похожи. :) Он, кстати, автор на самиздате, хорошую фантастику пишет.
                    • Зима ...
                      Зима ...2 января 2021 г.+1
                      Здесь работает гауссов закон распределения)) Не для всех и не во всём. Но 18-ти летний интервал аналитически и практически обоснован. Извините, не могу дать ссылку, но это советский учёный, год исследований как бы ни 1947.
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов1 января 2021 г.-2+2
            У старых память бывает подводит. Но, я при СССР побывал почти везде на запад от Урала. Поработал в АвтоВАЗе, АвтоГАЗе менеджером , поработал в региональных оптовых конторках на руководящих, поработал на производстве с братом, которое тот построил с нуля, поработал руками монтируя всякую всячину, поэксплуатировал людей в количестве десятков, бывал на заводе УЗХМ, проходил там практику и понять чего к чему опыта моего вполне хватает. И видя отваливающуюся ручку жигулей, я понимаю, что исправить такую мелочь мешал покуизм и больше ничего. Этого покуизма я повидал везде. И возник он не из вакуума.
            • Зря спешил
              Зря спешил1 января 2021 г.-2+1
              Тебе при СССР и двадцати не было, а ты при СССР же везде поработал. Не смеши, работник.
            • Зря спешил
              Зря спешил1 января 2021 г.-2+2
              То есть ты видел "покуизм" при "демократии", но виноват СССР! Теперь я понял.
            • Boris Zotkin
              Boris Zotkin1 января 2021 г.+5
              А вы знаете, в чём то я с вами согласен, например с выпуском заведомо бракованного изделия. Только вот при этом вы как то забываете временной отрезок, в течение которого это безобразие происходило и откуда это началось. Если вы с 1975 года рождения, то мне понятно ваше возмущение выпуском "погуизма". Я же с 1941 года рождения и успел поработать токарем на заводе в те времена, когда ещё членов партии было немного, а коммунистов было побольше, в основном, фронтовиков сталинской закалки. За брак наказывали очень даже крепко по карману. Это после хрущёвской "оттепели" начался этот "покуизм".
              • Алексей Уралов
                Алексей Уралов1 января 2021 г.-2+4
                выпуск брака и его складирование это следствие косыгинской реформы когда ради прибыли массово перевыполнялись липовые планы с работой на склад. Уже в первые годы этой реформы денежная масса превышала товарную более чем на 5 млрд.руб., что впоследствии привело к тотальному дефициту.
              • гоша максимилианов
                гоша максимилианов1 января 2021 г.
                Улавливаете разницу между Чугуновым и Бахматкиным?
              • Клим Чугунов
                Клим Чугунов1 января 2021 г.-1
                Я могу вам рассказать про эту ручку. Хоть и был школьником, когда эта история случилась. Сначала были ручки железные, точнее сплав люминиевый два вита , по копейке и по тройке 2101 2103, потом экономисты придумали дешевую ручку из пластмассы. И она даже работала в тёплое время, и её хватало. Но с холодами или закусыванием троса она ломалась. Что же должен был сделать нормальный инженер Авто ВАЗа? Поменять соотношение редуктора стеклоподъёмника или усилить ручку штампованной железкой за 2 копейки. А лучше и то и другое сделать. Но это не было сделано даже сейчас. Та же крестовина ВАЗовская, что мешало сделать на ней сальники нормальные и шприцмаслёнку, чтоб ходила она как на Волге. Та же Нива с вечным её геморроем. Почему не переделывали? Покуизм, всеобщий. Только этим могу объяснить.
                • Зря спешил
                  Зря спешил1 января 2021 г.+1
                  Мы загадим (уже загадили) статью. На сем нужно закруглиться. Я понимаю, что у вас там целый список того, что "должны были, но не сделали из-за покуизма". Таким людям всегда кто-то должен, пошить синие штаны, улучшить Ниву, переделать Посылторг в Али-Бабу. Такие неблагодарные?
                  • Клим Чугунов
                    Клим Чугунов1 января 2021 г.-1+1
                    Я просто вижу причину. Причину надо находить и устранять. Я вам мог бы привести ещё десятки глобальных покуизмов при СССР, начиная от слива бензина, соляры в болото ибо если соляра осталась, то преми куй. Даже если ты всё переделал. От скрытого вредительства на производстве. Инженер внедрил технологию на лям экономии в год и получил 50р премии, начальник 200р, главный инженер 1000 и директор завода медаль получил.Очень понимаю слова инженера.Да чтоб я ещё хоть палец о палец ударил. Фиг, сами, всё сами теперь.
                    • Зря спешил
                      Зря спешил1 января 2021 г.-1+1
                      Вредительства? Давайте уж на трезвую голову.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.
      Совершенно верно, моральное разложение. Дирижируемое сверху.
  • Клим Чугунов
    Клим Чугунов1 января 2021 г.+3
    . Был тот же посылторг. Что мешало превратить его в алиэкспресс, каталогизировать всю продукцию и снабдить население. Что мешало нашить джинсов, наделать видиков и прочих музыкальных центров, напилить шкафов? Покуизм мешал. Проще пилить сырые доски и ляпать из них кривые окна с дверями, чем заточить фрезы, высушить и отобрать доски, добавить сраную копеечную уплотнительную резинку и посадить стекло на герметик, чтоб не дуло.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов1 января 2021 г.
      в конце СССР было велико отчуждение, когда людей превратили в винтиков и когда любой начальник и номенклатурщик распределял в себя бОльше, чем стоил, т.е. люди ниже считались вторым сортом.
  • Зря спешил
    Зря спешил1 января 2021 г.+1
    Вы правда 1975 г.р., не 2005?
  • Клим Чугунов
    Клим Чугунов1 января 2021 г.+1
    Я вроде написал русскими буквами.
    • дмитрий жу
      дмитрий жу1 января 2021 г.
      насчет покуевщины написано хорошо, но дело не только в ней..., многие проблемы были реально решаемы, но решать их было НЕВЫГОДНО, на решение проблем отпускаются деньги, которые надо освоить, в советские времена это называлось освоением средств, в наши-- Распил. Создание Дефицита , сиречь Спроса-- основа торговли, краегульный камень экономики, в рамках государственной экономики существовала рыночная, бюрократическая, номенклатурная с откатами договорами, инсайдом...., государственная экономика СССР была сожрана изнутри. Покуизм - к сожалению часть такого социального устройства.
  • дмитрий жу
    дмитрий жу1 января 2021 г.
    Неплохой вывод в статье..., можно и так сказать.
  • Николай Лебедев
    Николай Лебедев1 января 2021 г.+6
    За 40 лет в хим. промышленности я организмом прочувствовал разницу между "работать" и "отрабатывать". К 80-м второго стало много больше на всех уровнях. Много сатиры было на эту тему, но действительность с качеством работы и с качеством продукта была во сто крат хуже. Можно написать, как массово грубый брак шел через ОТК, а потом и через госприемку. И первым, кто РАБОТАЛ, платили также; держать высоко свою марку до конца тех, первых, заставляли моральные принципы, тот самый менталитет. И всё же к концу 80-х страна имела настолько огромные, просто космических масштабов заделы, наработки, опыт - потенциал достаточный для великого рывка вперед и в экономике и в жизни людей. Для разрушения этого потенциала нужен был пустой болтун, деградирующий пьяница со товарищи да тяжкая масса тех, равнодушных "вторых".
    • дмитрий жу
      дмитрий жу1 января 2021 г.+3
      Да, необходимые реформы не были произведены, к сожалению Партия пролюбила этот шанс, а попытки что то поменять вылились - перестройку....
      • Николай Лебедев
        Николай Лебедев2 января 2021 г.+3
        Да, примерно с 84г. начались т. н. "широкомасштабные эксперименты", половинчатые, не затрагивающие основ - тень Суслова стояла за ними! В 85-м - апрельский пленум, как дождь в засуху, - столько надежд, - там по экономику, про мою химию, про машиностроение, с которым "стыкстрой" у их потребителей, в частности у химиков, был непреодолимой преградой. Кому удалось всунуть Горбачеву тот текст? Но всё проболтано, не то чтоб пошло в развитие, в прогресс. Словоблудие обернулось хулой всего предшествовавшего и породило те скорые метастазы и - развал! (Ай, Дуглас, ай молодец - какую тему расшевелил! Спасибо за бриллианты воспоминаний, за грусть...)
  • yuri 54
    yuri 541 января 2021 г.+10
    Скажу о себе. В 70-тые, будучи студентом , у меня были довольно диссидентские,как тогда говорили, взгляды. Хотя ,по-моему, это были самые т.с. "жирные" годы, Но тогда , юношеский максимализм требовал большего. Хотелось больше сваободы, не всегда нравилось, когда от тебя требовали соблюдения каких -то норм, или ,когда решение какой-либо проблемы происходило не мгновенно. Но в то же время, всегда считал,что мне крупно повезло родиться и жить в Союзе. Позже, работая на заводе, все мои прежние настроения улетучились без следа. А в середине 80-х настояния начали принимать противоположный прежним характер. Потом , после 91-го было странное состояние растерянности и осмысления – что же случилось, как, и что ждет впереди? А случилась жопа! Жопа, в которую и мы ,и вся Россия погружается всё глубже и глубже. И чтобы выбраться из неё потребуется теперь не один десяток лет , а остальн
  • Виктор Старков
    Виктор Старков1 января 2021 г.+8
    Поздравляю всех с Новым годом! Главное концептуальное отличие советской эпохи и нынешнего времени: - в советское время нас призывали быть ЧЕЛОВЕКОМ! Сейчас нас призывают любыми путями ДЕЛАТЬ БАБКИ!
  • yuri 54
    yuri 541 января 2021 г.+13
    -а остальной мир удет далеко вперёд. Но я уверен,что " догнапть и перегнать вполне возможно, и СССР это доказал. Главное – выбраться из нынешней жопы! А для этого, нужно чтобы народ ,наконец, осознал, где на самом деле находится его страна!
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов1 января 2021 г.+6
      а для правящего класса важно, чтобы еще долго не осознал.
    • Иван Игнатов
      Иван Игнатов1 января 2021 г.+4
      Со многими комментаторами согласен, но ваш - ближе, потому что я сам такой же был...:) Хотелось большего! Когда началась вся эта перестроечная мудота, приведшая к перестрелочной, начал задумываться - что-то не то... Но молодость брала своё. Будучи в командировке в Калининграде (тогда меня часто гоняли: "кто у нас лейтенант? кто у нас самый молодой? кто у нас - холостой? Тот и едет!") в гостинице пересёкся с одним майором. Разговорились, как водится, о перестройке и о том, что может из всего этого получиться. Сначала я посчитал его "военной костью" (тупым, зацикленным). Но потом он очень грамотно и убедительно начал доказывать, что может произойти (очень близко к случившемуся потом). Мне понравились его логика и стиль изложения - для меня это было необычно. Аргументов у меня не оставалось, а ответить в стиле контовских троллей было просто невозможно. Поэтому я заткнулся и помалкивал, изре
    • Иван Игнатов
      Иван Игнатов1 января 2021 г.+5
      изредка переспрашивая и пытаясь сбить его "хитрыми и логичными" (как мне казалось тогда) вопросами. Однако он вполне легко разрушал всю мою софистику. Пришлось нахохлиться и признать поражение. Тогда, конечно же, мне хотелось казаться, что он меня "просто заговорил", что он просто "лучше болтает". Увы - жизнь подтвердила его правоту (как это происходило со мной не раз - Бог сводил с интересными людьми, слава ему!). Но никаких практических выводов я тогда не сделал. А осмысление пришло позже. Но игрушки закончились, никто больше нас не уговаривает и не завлекает, как в 90-х - а уже давят, как щенков. Поскольку мы стареем, то только этим уже многое теряем для будущего. А молодым - таких понятий уже не дадут, подменят и выхолостят. Здесь не может быть личного – только идеи, борьба идей. Но для этого нужно время, а путинские – торопятся. Увы, остаётся только андеграунд!
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.+2
      Ломать - не строить. Катиться под горку морального разложения и распродажи всего и вся легко, а восстанавливать - это же упорно трудиться надо, жилы рвать. Вряд ли теперешнее население на это способно.
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский1 января 2021 г.+6
    респект автору
  • Брат Багров
    Брат Багров1 января 2021 г.+9
    Вот правильная мысль по моему мнению: "Именно потому что мы были частью государства, мы привыкли доверять ему". Может в этом вся и беда, для тех, кто не может самостоятельно мыслить? За статью +10000
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.-1+1
      Патернализм. А нужно было развивать самостоятельность и критическое мышление...
  • Сергей Хвойный
    Сергей Хвойный1 января 2021 г.+4
    Ну что ж, как говорится, ветер в России всегда дует в Алые Паруса! Правда, чтобы увидеть их из своего окна, ещё придётся приложить не мало усилий.
  • Дмитрий Логинов
    Дмитрий Логинов1 января 2021 г.+7
    Я, наверное, что-то подобное уже писал, но ещё раз повторю (тема располагает). Когда окончательно развалился СССР мне было 9 лет. В 1993-м, соответственно, 11. Я мало что тогда понимал, и господствующим чувством был, пожалуй, страх (какой-то практически не осознаваемый тогда страх перед гражданской войной). Но, возвращаясь к периоду конца "Перестройки", я помню ещё одно мощное ощущение: полное недоумение. Оно не исчезло у меня и сейчас. Как можно хотеть жить в условной "независимой" Эстонией, a priori ЗАВИСИМОЙ от любого сильного мира сего, если уже жил в Великой Державе, с КОТОРОЙ весь мир был вынужден считаться? Как можно было выдавать за достижение сокращение территории собственного государства (при том, что вопросы экономики )
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 января 2021 г.+3
      Вот этот Ваш комментарий очень наглядно говорит о том, что природа с самого рождения отпускает людям разное количество мозгов:-)) Вы, будучи молодым человеком, понимаете сегодня в 100 раз больше тех, кому уже за 60 и кто видел всё это в зрелом возрасте. А о Ваших ровесниках и говорить нечего. Вы их на порядок старше по развитию. Браво!
  • Дмитрий Логинов
    Дмитрий Логинов1 января 2021 г.+1
    меня тогда, естественно, не занимали и не могли занимать?
  • Дмитрий Логинов
    Дмитрий Логинов1 января 2021 г.+5
    И ещё скажу, мой путь к нынешним взглядам не был торным. Я никогда не сомневался в верности социалистического и, далее, коммунистического направления развития. Однако был период (до начала научного изучения мной вопроса в качестве профессионала-историка) период отрицания сталинизма. Уже будучи вооружён методологией, основанной на диалектическом материализме, понимаешь, что Сталин естественным образом продолжает Ленина...
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 января 2021 г.+4
      Сталин естественным образом продолжает Ленина... Конечно!!!
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.+3
      Очернением Сталинской эпохи и переписыванием истории занимались целенаправленно, и очень многие сейчас верят в эти мифы. Особенно личности "либеральной политической ориентации".
  • Дмитрий Логинов
    Дмитрий Логинов1 января 2021 г.+3
    Пытаюсь своих студентов тоже наставлять на путь истинный (чтобы задумались, хотя бы). Но, вот, из свежих перлов: ФИдель (доклад про Фиделя Кастро - несмотря на все исправления, ударения в имени всегда на первый слог!) "Бакланские страны" (когда исправил - со смехом: "Ну я, вообще-то, в географии не очень"), план "Барбоса" (sic!)!
  • Юрий Борисов
    Юрий Борисов1 января 2021 г.+3
    .В 90-х годах мы были доверчивы и расслаблены,за что и поплатились.Но теорию диалектического материализма никто не опроверг и не отменял.а поэтому после нас,а скорей всего при нас и вместе с нами придут другие,и как говорится в Писании,хотя я атеист,и воздастся каждому по делам его.Кроме того,я считаю,что мы и наши предки, по-настоящему советские люди передали своим наследникам гены социалистической справедливости.Я сужу об этом по отношению к развалу СССР, молодых ,в то время ,латышей,,Латвия на тот момент пробыла в составе СССР примерно 55 лет.Совершенно другая реакция была у русских и у советских людей,других национальностей.Это к тому,что у прибалтов даже через 50 лет в генах сохранилось "хуторское"мышление.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.+2
      Если вы диалектический материалист, то должны знать, что никаких "генов социалистической справедливости" нет. 😅 Подобные сущности передаются в культуре, в образе мыслей населения. А правящий сейчас режим изо всех сил старается разложить население, вытравить из него идеи справедливости, равенства, достоинства, и насадить глупость, аморальность, кастовость...
  • Юрий Борисов
    Юрий Борисов2 января 2021 г.+3
    Ответ действительно прост.Я просто не хотел приводить ,много различных факторов,способствовавших смены социалистического строя на бандитский капиталистический.Об этом пусть рассуждают теоретики.Я отвечаю за себя,простого человека, далеко не юношеского возраста,которого дважды предали .Сначала и продали.Сначала предала партийная верхушка во главе Горбачевым-Яковлевым а потом ,как русского продал пьяный Ельцин,подписавший в невменяемом состоянии в Таллине договор о предоставлении независимости прибалтийским странам,где о русских ни слова.Я не зря привел слова из писания.Кому-то придется отвечать за миллионы потерянных жизней советских людей,за разрушенную экономику,в конце-концов за разрушение СССР и доведения людей до скотского состояния ,за возвращение феодального строя!
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим2 января 2021 г.+3
      Может, придётся отвечать, а может и нет: правящая братва просто развалит всё, спалит страну, как разграбленный склад, и свалит в тёплые страны.
      • Ехидный  Douglas
        Ехидный Douglas2 января 2021 г.+4
        Некуда им валить. Их там не ждут. Вернее, ждут с нетерпением:-))
        • Зима ...
          Зима ...2 января 2021 г.+2
          "Увы, это не Рио де Жаанейро"© Великие предвидели)))
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим2 января 2021 г.+5
          Совершенно верно! Но они-то считают себя пупами земли, и не верят, что их разденут, как Остапа Бендера румынские пограничники. Кстати, они и в Африке себе пытаются запасные аэродромы готовить...
        • Клим Чугунов
          Клим Чугунов2 января 2021 г.
          Ехидный Douglas ЕСли они сбегут, то их разуют. Если будут тут сидеть и продолжать, то особо им ничего не будет, ведь делают всё правильно. Страна деградирует, сырьё вывозиться, бабки остаются в неуназ. Чего ещё желать? и чем плохи?
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим2 января 2021 г.+4
            Чтобы продолжать колонию эксплуатировать, надо как-то поддерживать в ней устойчивое состояние экономики, промышленность, инфраструктуру, что-то строить, как-то подкармливать население. Позволять корове пастись, так сказать. А они же просто хапают и хапают без предела, и доведут экономику до краха.
            • Капиталина Максимова (Трушкова)
              Капиталина Максимова (Трушкова)4 января 2021 г.
              Лично, оказывается, в мнении не ошиблась, а то всё хотелось думать иначе... Что наша Россия не колония, как в Африканских странах, а нечто иное. Вот те фунт изюма...