Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

«Хорошо жить»: судьба или выбор?

  •  

     

    Недавний опрос "Левада-центра"*, посвященный тому, "какой должна быть Россия" самый первый свой вопрос сформулировал очень странно, хотя и традиционно для этого социологического центра. И вообще для либералов, постоянно мутящих воду и затуманивающих сознание наших сограждан всякими химерами.

     

    Итак, вот вопрос: "Вы бы хотели видеть сейчас Россию в первую очередь страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира, или великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны". Большинство высказалось за первый вариант: 66 против 32. Более того, это стало максимальным показателем за все 18 лет опросов — и дало повод к рассуждениям на тему, что народ все больше устает от великодержавности и хочет просто хорошо жить.

     

    И вот тут возникает главный вопрос: ребята, а вы ничего не попутали?! Вы решили, что плохая жизнь, там, где она наблюдается – это сознательный выбор людей, которые твёрдо решили для себя жить в бедности? А богатая жизнь там, где мы с ней сталкиваемся – тоже продукт свободного выбора?! Типа люди собрались и проголосовали: хотим жить в изобилии! И, стоило им только захотеть – тут же они и стали…

     

    Если человек имеет в голове такую картину мира – значит, у него очень плохо с головой. И это не ругательство – сочувствие. Может быть, я открою вам великую тайну – но знайте: все хотят жить хорошо, и никто не хочет жить плохо!

     

    Но как же так? – спросят наивные – Почему же тогда так много людей живёт в бедности, если никто не хочет жить в бедности? А потому, дорогие мои мыслители уровня детского сада, что богатство, зажиточная жизнь – прежде всего ОТВОЁВАНА. Не получена по заявке, как капризный ребёнок получает от покладистых родителей, просто потому что настаивает на её покупке. Если бы можно было голосованием получить богатую жизнь – то в мире не осталось бы ни бедных, ни голодных, ни бездомных. А их в мире, напомню,  ¾ населения.

     

    Или даже больше…

     

    Сталкиваясь с реальностью, человек сталкивается с агрессивной средой. Свой достаток он отвоёвывает у природы – если хватает ума, научной подготовки для научной организации труда. И свой достаток он отвоёвывает у агрессоров, шантажистов, террористов – если ему хватит для этого сил и мужества. Потому что мы живём в мире, в котором мало, принципиально мало умного трудолюбия – при всём моём уважении к созидательной роли умного миролюбия.

     

    Даже если человек много (очень много) произвёл прекрасно организованным трудом – он будет вчистую ограблен, если не вооружён должным образом для отпора разбойникам и вымогателям. Даже если у людей в земле, на которой они испокон веку живут, обнаружено много нефти, газа, алмазов, золота, прочих ценных руд и ископаемых – этим людям всегда найдётся кому объяснить, что земля больше не их.

     

    То есть безоружные пусть не раскатывают губу ни на продукты своего упорного труда, ни на богатство своих недр: всё это заберут вооружённые.

     

    +++

     

    Пора уже объяснить всем, кто способен ещё что-то понимать, что такое богатство и бедность. И богатство, и бедность – это продукты двусторонней сделки. Сделка – основной элемент хозяйственной жизни, вездесущий и системообразующий. Сделка – когда вы что-то сделали и договариваетесь это продать. Сделка – это когда вам что-то нужно, и вы собираетесь это купить.

     

    Сделка – это всё многообразие обменных процессов, при которых материальные (и не только материальные) блага переходят из рук в руки.

    Почему в одних руках они накапливаются, а в других – нет?

     

    Ответ очевиден. Ответ лежит на поверхности. Ответ составляет главную сущность всей экономики и понимания её.

     

    Потому что одна сторона сделки может реализовать свою волю, а другая сторона сделки вынуждена мириться с чужой волей. А на своей воле

    настоять не имеет возможности.

     

    Вот та сторона сделки, которая имеет возможность навязывать свою волю, способна добиться обмена на своих условиях – в просторечии называется «богатыми». А та сторона, которая вынуждена принимать чужую волю в отношениях – в обыденной речи «бедные».

     

    Это как война (это и есть война) – одна сторона выдвигает условия капитуляции, другая сторона, по причине слабости, их вынуждена принять.

     

    Далее режим капитуляции вступает в силу, и угадайте, кто оказывается в выигрыше?

     

    Та сторона, которая навязала условия договора? Или та сторона, которая вынуждена была их принять?

     

    +++

     

    Поясню, как это работает на практике. Допустим, ваша страна производит какао (или картошку). У вас это какао (или картошку) брали за рубль мера. Теперь приходят и говорят: хотим отныне брать меру за 30 копеек!

     

    И тут главный вопрос – какой у вас потенциал ответить? Если вы великая держава, то вы пошлёте такое предложение на три буквы. Но если вы банановая республика с опереточным «демократическим» правительством клоунов – вы примите. А куда вы денетесь? Откажетесь – вас разбомбят нахрен, да и всё!

     

    Очень важно понять, что рыночная экономика (и мировой рынок) – это место, где слабым платят очень мало или совсем не платят. Торговаться, вести переговоры имеет смысл только с тем, кто может тебе нанести неприемлемый ущерб. В этом случае (и только в этом!) к вам засылают дипломатов, чтобы узнать, чего вы хотите.

     

    Во всех иных случаях к вам посылают не дипломатов, разведывать ваши желания, а экспедиционный корпус карателей. Переговоры с бессильным, торг с бессильным – нелепая ненужность для рыночной экономики. У слабых берут, чего хотят. И дают им (если вообще им что-то дают) – сколько посчитают нужным.

     

    Потому великодержавность – это единственный способ не отдать другим людям возможностей жить хорошо. Если же попытаться «просто жить хорошо», не заморачиваясь державностью – то придут другие люди, и всё отберут.

     

    Вообразите, что богатенький Люксембург существует не в системе Американской Империи, а сам по себе, между ордами Тамерлана и Аттилы! Долго он там просуществует, как вы думаете?!

     

    Хорошая жизнь – не выбор. Будь она просто выбором – её все бы выбрали и бедных не осталось! Хорошая жизнь – то, что удалось отстоять от покушений других желающих хорошо пожить (а их в мире немало!).

     

    Хорошая жизнь – это торжество воли, не сломленной другой волей. Это не только хороший урожай, высокая производительность труда, но и способность не отдать урожая тем, кто за ним явится. Если такой способности нет – размеры урожая не важны. Большой он у вас или малый – вам ведь всё равно ничего не оставят…

     

    Если не вы решаете, сколько стоит продукт вашего труда, а это решают другие – то горе вам, и ничего больше.

     

    +++

     

    Беспочвенный садизм не свойственен американскому национальному характеру. Это не турки, не немцы и не украинские националисты, заниматься истязаниями и пытками без прибыли им неинтересно. Если вы примете американские условия обменного процесса, то не будет ни побоев, ни увечий, ни концлагерей.

     

    Американец улыбнётся вам белозубой голливудской улыбкой и демократично похлопает вас по плечу, как брата.

    Но вам это не сильно поможет – потому что, принимая чужие условия отношений, вы оказываетесь истощаемым донором. Тому, кто навязывает вам свою волю – выгоднее брать ваше какао или картошку всё дешевле и дешевле.

     

    До крайней вашей нищеты, которая сама по себе никому не нужна и не в радость, а получается просто потому, что у вас забрали всякую перспективу зажиточности.

     

    И доллар для меня будет стоить не столько, сколько я за него хочу дать, а столько, сколько вы для меня назначите. Кстати говоря (в последние годы) – вообще без всякого товарного обеспечения этого доллара, исключительно волей мирового гегемона.

     

    Одни печатают доллары, другие должны их зарабатывать. И это полбеды, беда же в том, что печатают долларов всё больше, а за труд их платят всё меньше. И не потому, что лично вас хотят обидеть – а просто потому, что так корпорации добиваются своей уставной цели: максимизации прибыли. Снижая издержки, главная из которых – ваш заработок, затраты на ваш уровень жизни.

     

    +++

     

    Поэтому «просто хорошо жить» нельзя: что не отвоевал, того у тебя, считай, и нет. А даже если есть – то ненадолго.

     

    Представим себе Россию «в первую очередь страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира». Она – как мечтают либералы – больше не «великая держава, её не уважают и не побаиваются другие страны».

     

    Что получится?

     

    Если другие не уважают и не боятся – они придут, и кончится весь  ваш «высокий уровень жизни». Потому что – кто же станет просто так терпеть уровень жизни выше, чем у себя?! Не уважая и не побаиваясь? Что, если не великодержавие – может оградить от такой участи? Что удержит мародёров от мародёрства на данной территории, а шантажистов – от применения шантажа?

     

    Что обеспечит торжество вашей воли – в пику чужой воле? Что обеспечит сохранение и предотвратит отчуждение благ?

     

    Разумеется, одного лишь личного желания хорошо жить – мало для того, чтобы хорошо жить. Его мало даже для того, чтобы просто жить, пусть даже и плохо.

     

    Узникам лагерей смерти в фашистской Германии никто не предлагал выбора – жить бедно или умереть в газовой камере. Наверняка, думаю я, большинство из них выбрали бы бедность вместо смерти, но так вопрос никто не ставил.

     

    Приняли решение, что они лишние – и извели. Кстати, как и индейцев в Америке, аборигенов в Австралии и Тасмании, и т.п.

    Поскольку без эффективной самообороны не бывает не только хорошей, но и просто жизни – очень глупо верить либералам, что России нужно

    капитулировать, сложить оружие – и она тут же богато заживёт. Хорошая жизнь общества – это комбинация высокой организации производства и эффективной защиты произведённого.

     

    В современной РФ много недостатков, мешающих жить хорошей жизнью, но никак нельзя отнести к ним великодержавие, тот щит, который один способен дать сохранить своё за собой.

     

    Посмотрите, что делают с нами, армянами,  турки прямо сегодня – и вы поймёте, что сделают с вами в «маленькой республике». Может быть, те же самые турки и сделают. А может быть, и кто другой: желающих-то пограбить чужие кладовые в мире пруд пруди, они ещё соревноваться будут – кто первый добежит с дубиной…

1