Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Алексей Чадаев. О кадрах и кадровом суверенитете

  • 1. Для начала надо определиться с термином «кадр». Кадр – это рамка, например фотографии в личном деле. Всё, что за рамкой, в кадр не попало; это собственно «остальной» человек. То есть каждый раз, когда мы говорим о «кадрах», мы имеем в виду людей в их сугубо «рабочей», «профессиональной» ипостаси – как живой товар на рынке труда. Отдаёт почти «рабовладельческим» цинизмом, не правда ли? Отсюда ключевое различие в управлении «кадрами» и управлении людьми: в первом случае нас интересует только то, что человек может и умеет как сотрудник, во втором – что вообще происходит в его жизни, в том числе и за рамками «рабочего» пространства.

    2. Фундаментальная проблема «постсоветской» реальности – это, выражаясь поэтически, «страна, населённая лишними людьми». Отличие России 90-х от России «путинской», наверное, только в том, что 90-е прошли под социал-дарвинистским слоганом «сдохни, неэффективная старушка, ты не вписалась в рынок». А в «путинской» примерно так: «дорогая неэффективная старушка, ты по прежнему никуда не вписалась и никому нафиг не нужна, но мы теперь считаем своим долгом помочь тебе дожить – насколько это позволяют наши скромные возможности». Попасть из ненужных людей в нужные – самый главный социальный лифт в нашей стране и в то же время самый неочевидный. Где туда вход – тайна за семью печатями, особенно если тебе не повезло полвека назад ходить в один спортзал известно с кем.

    3. Российская государственность по своему базовому ДНК, унаследованному аж со времён Рюрика-Олега-Владимира – это ЧОП/ЧВК, обеспечивающий безопасность международных логистических коридоров, используемых в основном для грузового транзита ширпотреба. В трудные времена, когда наше государство утрачивает очередную объясняющую схему своего существования, оно всегда деградирует до этого базового функционала. Проблема в одном: в такой охранной структуре по определению не может быть много сотрудников. Соответственно те обитатели территории, которых не взяли туда на работу, начинают жить разными «промыслами», кто во что горазд, всячески пытаясь выстроить с «системой» такую модель сосуществования, при которой взаимное участие в делах друг друга сводится к минимуму.

    4. Кадровый вопрос встаёт в практической плоскости всякий раз, когда в придачу к «базовому» у системы появляется ещё и какой-нибудь «расширенный» функционал. В такие моменты она как будто вдруг спохватывается и обнаруживает, что специалистов-то под любую задачу кот наплакал. Решает она эту проблему обычно двумя способами: 1) завозит оптом каких-нибудь «немцев», уже учёных у себя на родине, и 2) пытается организовать процесс обучения чему-нибудь местных недорослей; чаще всего – с помощью тех же «немцев». Причём инстинктивно тяготеет скорее к первому, потому что второй почти сразу создаёт мощную «внутриполитическую турбулентность»: доморощенные умники начинают «хотеть странного» и всячески бузить. Попытки же направить их деятельность на что-нибудь практически полезное приводят только к тому, что сделав это полезное, они преисполняются чувства собственной значимости и начинают бузить ещё более нагло (казус Сахарова).

    5. По-простому, «кадр» – это не сверхчеловек с уникальными свойствами, это именно специалист со стандартным набором навыков, причём, что крайне важно, заменяемый, то есть существующий в количестве больше чем «одна штука». Именно поэтому в кадрах появляется математика: нужно столько-то людей, умеющих то-то, столько-то умеющих другое и т.д. В этом смысле кадровая политика критически зависит от наличия и качества соответствующего стандарта.

    6. Послесталинская история СССР – это история поэтапной деградации всего перечисленного, начиная с качества осмысления и постановки задач; сначала медленного, а затем скачкообразного сокращения и упрощения модели. При этом «великое отступление» проходило под шаманские танцы с бубном про то, что якобы демонтаж «субъектного» регулирования сделает соответствующие сферы волшебно саморегулируемыми и, следовательно, более сбалансированными, здоровыми и устойчивыми. Неизвестно откуда придут «невидимые руки» и сами собой организуют всё то, что так и не смогло организовать по уму Политбюро ЦК КПСС. Разумеется, вместо невидимых рук на это место пришли волосатые лапы иноземных колонизаторов и ангажированных ими местных компрадоров, и вместо демократической-рыночной-конкурентной экономики и политики мы получили банальную колониальную модель «сырьевого государства». В которой кадровые машины сохранились исключительно для вербовки и обучения персонала, обслуживающего колониальную инфраструктуру. Пакет стандартов, соответственно, стал полностью заёмным, то есть возникла тотальная импортозависимость ещё и в этой чувствительной сфере.

    7. Шокировавшая многих беспомощность Минобороны в деле быстрого развёртывания массовой боеспособной армии для решения задач СВО — закономерный результат этой деградации. Утраченный навык стандартизации компетенций и способов их передачи неизбежно привёл к «доиндустриальному», если хотите – «традиционному», исконно-посконному способу обучения по сценарию «мастер-ученик». Есть счётное количество носителей уникальных компетенций (причём в некоторых случаях в количестве даже меньшем, чем один), но даже когда они есть, их «сакральное знание» является почти неотчуждаемым от них и оно в таком виде точно непригодно к тиражированию. Единственный способ – приставить лично к «мастеру-наставнику» сколько-то «падаванов» и ждать, когда они смогут, например, стрелять из пушки (или управлять дроном, командовать войсковым соединением) так же талантливо, как он.

    8. Тот факт, что твой противник, или коалиция противников, обладает гораздо бОльшими ресурсами и «цивилизационно-технологическим превосходством», чем ты, совершенно не означает его преимущества. Дарий обладал куда бОльшими ресурсами, чем Александр, император Ираклий – чем Халид ибн Аль-Валид, хорезмшах Мохаммед – чем Чингисхан. Но ни того, ни другого, ни третьего это не спасло. В конце концов гитлеровская армия и германский ВПК по целому ряду критических технологий долго, до конца войны, были на шаг впереди РККА и советского (даже вместе с союзниками) ВПК, но и им это не помогло. Решают не ресурсы и в конечном счёте даже не технологии. Решают идеи и принципы, решает качество мышления и управления; решают в конечном счёте те самые «кадры».

18

Комментарии

6 комментариев
  • Алексей Сдвижков
    Алексей Сдвижков19 декабря 2022 г.+13
    Ленин указывал: "Побеждает на войне тот, у кого больше резервов, больше источников силы, больше выдержки в народной толще". "Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести... ...Осознание массами целей и причин войны имеет громадное значение и обеспечивает победу".
  • Николай Лебедев
    Николай Лебедев19 декабря 2022 г.-5
    Мне отозвалось. По сути согласен с автором. Про "кадры" и "люди" тоже пытался здесь вбросить. Так, в нюансах, м. б. разойдемся, хотя они и требуют более глубокого осмысления. Нпр., считаю, что посыл "Послесталинская история СССР – это история поэтапной деградации..." не точен, т. к. именно сталинское управление "кадрами" и зародило истоки этой деградации. "Кадры" это клеточка, ячейка в штатном расписании государства независимо от её значимости. ЛЮДИ же требуют, вместо рамок, свободы и прав, с которыми и становятся ОТВЕТСТВЕННЫМИ (т. е. обретают ответственность не за страх, а по убеждению). С людьми труднее.
    • Ден Шихтин
      Ден Шихтин19 декабря 2022 г.+4
      Не сталинское управление зародило, а перевернувшее все вверх дном хрущевское.
      • Николай Лебедев
        Николай Лебедев19 декабря 2022 г.-3
        Именно, но ноги хрущевского предательства, при общем молчаливом согласии, растут из предшествовавшего несвободного и несамостоятельного прошлого.
  • дмб дмб
    дмб дмб20 декабря 2022 г.+1
    Очень мне про волосатые руки понравилось. Тем более что автор в теме. У него с Немцовым волос на руках не меньше чем у Чубайса с Ротенбергами и Сечиным.