Я не был сам губернатором, но лично знаю большую часть действующего губернаторского корпуса, а со многими в разное время и работал, и продолжаю работать. Каково быть губернатором в современной России? Действительно ли такая ужасная перспектива у вчерашних «подставных», ставших главами регионов в результате проигранных властью кампаний?
1. Сам губернатор – человек, несущий на себе бремя в первую очередь «внешних» коммуникаций: с президентом и АП, министерствами (в первую очередь Минфином), силовыми структурами, законодательными органами, полпредствами и т.д. Эта деятельность отнимает огромное количество времени и сил. Вторая по «бюджету времени» задача – взаимоотношения с властями на своей территории: мэры, облдума, бизнес, общественность, поездки по территории, бесконечные и бессмысленные совещания… На собственно управленческую функцию времени и внимания остаётся не так уж много, поэтому огромное значение начинает играть команда.
2. Команда главы региона состоит из четырех ключевых блоков, они как четыре колеса у автомобиля (или четыре копыта у коня). Это политика, экономика, инфраструктура и социалка. Есть и четыре ключевых вице, на которых замкнуты эти блоки. Остальные, даже если они тоже называются вице, все равно менее значимы – хотя здесь многое зависит от специфики территории.
3. Вице по экономике отвечает в основном за реализацию разнообразных затей и хотелок федералов – всевозможные «проекты развития», цель которых как правило всегда одна – понравиться центру, «подпрыгнуть». Под ним – написание региональных стратегий развития, взаимодействие с бизнесом (особенно значимо, если на территории работают крупные структуры), бесконечные «инкубаторы» и «технопарки».
Этот вице – как бы «министерство собственных доходов» (которые почти везде существенно меньше, чем расходы). Его задача – уметь рисовать красивые презентации и гладко рассказывать о них на всяких форумах. При этом ни бюджетов, ни людей у него как правило нет, а риски велики: именно его деятельность – под пристальным контролем прокуратуры и в любом случае уязвима.
Под ним обычно находятся местный минэк, минпром, минсельхоз, всякие разные «агентства развития», «центры привлечения инвестиций» и «проектные офисы». В нищих регионах вроде той же Хакасии его роль менее значительна; в богатых вроде Татарстана – весьма велика. Но даже и в нищих он отвечает за циферки в разного рода «рейтингах» и иных пузомерках, а это немало.
4. Вице по социалке – самый «богатый» по контролируемому объему денежных потоков. В некоторых регионах – до 70% всего консолидированного бюджета и выше. Но и самый проверяемый всеми – от тех же силовиков до разнообразной общественности; и его должность как правило самая расстрельная. Его роль и вес тем значительнее, чем беднее регион: под ним всегда минобр, минздрав, минкульт, минтруда и огромное количество разнообразных собесов поменьше.
Деньги он тратит в основном федеральные, и главная компетенция в его случае – уметь за них квалифицированно отчитываться. Денег мало, ртов много; задача – раздать всем так, чтобы как можно тише был хай обойденных (фоновый уровень есть всегда) и доказать всему сонму проверяльщиков, что ты в процессе нигде ничего не нарушил.
5. Вице по инфраструктуре – на стыке компетенций «хозяйственника» и политика. Его главные занятия – стройка, дороги, ЖКХ. Он распределяет деньги меньшие в объеме, чем его «социальный» коллега, но зато такие, на которых легче заработать разным серьезным пацанам.
Политически он важен в том смысле, что дороги, благоустройство и состояние ЖКХ – один из ключевых факторов электоральной стабильности; но также и «запасной кошелёк» власти, где доступ к деньгам легче, чем в вечно дырявом региональном бюджете. Именно там, как правило, в основном и живёт пресловутая «коррупция», в смысле особых отношений между властью и разнообразными подрядными структурами – от коммунальных монополий до дорожников. Поэтому их довольно часто сажают.
Это должен быть человек с дотошностью к деталям, способный читать сметы и контролировать исполнение работ; очень работоспособный и стрессоустойчивый. И еще на этой должности очень легко заработать профессиональный алкоголизм. В особенности – в процессе выстраивания отношений с силовиками, которые очень даже бдят в его сторону.
6. Вице по политике – это в первую очередь коммуникатор. Он отвечает за такой сложный участок работы, как выстраивание отношений с руководством областного центра, которые всегда и везде бывают напряженными. Также на нем текущие коммуникации с внутриполитическим блоком АП, федеральной ЕР, системной и несистемной оппозицией (в региональном варианте чаще всего это франшизы, купленные какими-то местными жуликами), собственным депутатским корпусом (включая депутатов ГД от региона и членов СФ, областные и городские думы).
Он отвечает за выборы, взаимодействие со СМИ, общественными организациями и т.д. В сегодняшней системе губернатор не очень-то волен в подборе своего зама по политике: таковых в обязательном порядке согласовывает АП, а часто и рекомендует свои кандидатуры.
С этой должности с каждым годом все чаще уходят прямо на нары – в первую очередь из-за черных выборных касс и разного рода конфликтов с силовиками. Это должен быть профессиональный лицемер, умеющий давать заведомо невыполнимые обещания, врать и молчать с каменным лицом. При этом патологический параноик, видящий заговоры даже там, где их нет, и человек очень быстрый в решениях, способный действовать на опережение, а не только реагировать на вспышки слева и справа. Малейшее промедление – и либо алчные местные «илиты», либо находящиеся в вечном поиске стрелочников федералы съедают с костями как минимум его самого, а то и его патрона.
Кроме этого, должны быть люди, прикрывающие тыл губернатора. Во-первых, эмиссар, сидящий постоянно в столице, на постоянном контакте с федеральными структурами, государственными и частными. Во-вторых, зам по взаимодействию с силовиками (как бы он ни назывался), работающий в основном печенью. В-третьих, начальник аппарата, управляющий графиком губернатора и «доступом к телу».
В-четвертых, должен быть грамотный и доверенный финансист – в роли отдельного вице по финансам или профильного министра, способный верстать бюджеты и выкраивать деньги на самое нужное. В то же время он должен уметь быть жёстким «мистером нет» по отношению к безразмерным аппетитам «большой четверки». В-пятых, должен быть очень специальным образом подкованный юрист, работающий в режиме постоянного аудита каждого действия губернатора на предмет того, может ли оно быть истолковано как нарушение того или иного закона.
И еще есть один очень важный человек, который тоже находится на весьма ответственной работе (и часто именно в этом пункте происходят сломы и обрушения карьер). Называется «жена» (или «муж», если губернатор – женщина). Это именно работа, тяжелая, ответственная и неблагодарная. Главное, что надо понимать в этой роли – семья и вообще личная жизнь первого лица региона всегда есть мишень №1 для слухов и сплетен; и любое действие или слово, о котором знает хоть кто-то кроме них двоих – то, о чем знают и говорят вообще все.
Кто понимает губернаторство как радостную синекуру – слетают с должности очень быстро. А сильно засидевшиеся – порой и прямиком в тюрьму.
Комментарии