Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

о строительстве Храмов.

  • По дороге к Храму

    Кто-то протестует против церквей, а кто-то на свои кровные их возводит
    Татьяна Медведева
     
      
    По дороге к Храму

    Сегодня все больше говорят о храмоборцах. А о тех, кто строит церкви по собственной инициативе, по зову сердца, как это сделали, например, Бурановские бабушки в родном селе на свои гонорары, почему-то ни слова. Подобные сюжеты не часто увидишь в новостях, а вот такие протестные движения, как в Екатеринбурге, тут же становятся объектом повышенного общественного внимания и вся страна оказывается втянутой в дискуссии местного значения…

     

    Конфликт вокруг постройки храма в сквере Екатеринбурга приобрел затяжной характер и вызывает двойственное чувство – своя правда есть у каждой стороны: и у горожан, которые дорожат живописным местом для прогулок, и у представителей епархии, которые хотят построить новый храм, чтобы еще больше облагородить это место.

    Что бросается в глаза:  ожесточенный характер противостояния, которое вышло за пределы Урала. 16 мая на московской резиденции Патриарха Кирилла в Чистом переулке  экстремисты, именующие себя «Ассоциацией народного сопротивления», повесили плакат «Извинись за Екб» и зажгли дымовые шашки рядом со зданием. Очень тревожный сигнал! Такого наглого хулиганства, такой агрессии себе раньше никто не позволял. Акции протеста и пикеты храмоборцев прошли этой весной и в других городах: в Нижнем Новгороде, Челябинске, Ульяновске.

    Ничего не имею против – мирного протеста с экологической темой. В мегаполисах любой зеленый массив представляет огромную ценность для горожан. Поэтому выбирая площадки для строительства, власть и бизнес  должны по возможности учитывать интересы всех групп населения. Бульдозерная тактика не прокатывает. Оказывается, несмотря на атомизацию, люди умеют объединяться, если что-то задевает их за живое. Стоит также учитывать  региональные расклады, местный менталитет и традиции.

    Екатеринбург – вообще особенный город на карте нашей страны.  Мегаполис со своей энергетикой и мифологией. Город – «духов Урала», Свердловского рока, плеяды известных писателей – драматурга Николая Коляды,  детского классика Владислава Крапивина, трагически погибшего поэта Бориса Рыжего, прозаика Ольги Славниковой и др.

    Свердловск-Екатеринбург – город, где начинал свою карьеру Борис Ельцин – первый президент России, с именем которого неразрывно связана эпоха «лихих 90-х». Столица Урала – место, где окончил свои дни Николай II и его семья.

     

    В этой точке России – своя сакральность. Для меня Екатеринбург – город свободолюбивых людей, место, где много «настоящих буйных» и «вожаков». Подобную ментальную особенность жителей уральского мегаполиса  нужно учитывать. Про них хочется сказать: не буди лихо, пока тихо.

     

    Символично, что именно в Екатеринбурге живет журналист и экс-священник Алексей Плужников, который делает сайт «Ахилла» о проблемах церковной жизни. «Ахилла» – достаточно популярный и влиятельный  интернет-проект, его читают многие православные верующие. «Ахилла»  активно выступает против строительства храма в сквере. И делает это  аргументировано и убедительно как настоящий «лом» – лидер общественного мнения. Таких идейных оппонентов – ох, как непросто переубедить.

    Конечно, любая конфликтная ситуация с людской заварухой – «именины сердца» для тех, кто хочет раскачивать лодку. К сожалению, в нашей стране ощутимо социальное напряжение. Люди возмущаются падением уровня жизни, затяжным экономическим кризисом, отсутствием перспектив. Это недовольство копится, а потом находит выход. Только брось спичку и из искры разгорится пламя – начинаются протесты даже против такого благого дела как строительство храмов.

    Выступления храмоборцев подсветила еще одну проблему –пробуксовку миссии. Что же получается? Вроде все эти годы мы говорили о церковном возрождении, о втором Крещении Руси. И вот – волна протестов против строительства храмов прокатилась по «Третьему Риму». При этом мусульмане только радуются, когда стоятся мечети, а иудеи – хотят еще больше  синагог. А у нас, у православных людей, бардак в головах: верим, но не практикуем. Есть и такие «верующие», которые ходят на пикеты против строительства храмов.

    Сегодня очень актуальна проблема поиска современного языка христианской проповеди. Уже упомянутый «лом» Алексей Плужников саркастически заметил про духовенство: «Многолетняя привычка к монологам и к непритязательности паствы привела к тому, что священники просто не умеют вести диалог, не могут искренне отвечать на вопросы, а могут только жалобно вилять и уходить в сторону… Вот только защитников сквера это никак не удовлетворило».

    Что ж – принимаем вызов. Будем учиться проповеди XXI века, когда Евангелие – в открытом доступе, и стоит задача преображать саму жизнь на евангельских идеалах любви.

    Вот несколько аргументов для тех, кто критикует, кто не дает строить храмы.

    Совершим мысленный эксперимент: XII век. Владимиро-Суздальское княжество Андрея Боголюбского. Храмоборцы протестуют... И не строится Церковь Покрова на Нерли. Даже представить такое страшно!  Ведь это – жемчужина архитектуры и гимн в камне христианской вере. Или аналогичное путешествие во времени:  XVI век. Правление Ивана Грозного. Народ бузит, и не строится храм Василия Блаженного. И чем бы мы сегодня любовались на Красной площади?

     

    Насколько наши предки были мудрее нас, потому что понимали – они уйдут, сменится несколько поколений и их забудут. А храм будет стоять века. И уже одним своим видом, своей красотой славить Бога и звать людей на молитву. И то, что современникам кажется «новоделом», у потомков вызывает восхищение. 

     

    Когда мы приезжаем в другие страны – всегда стремимся увидеть главные святыни  – собор Парижской Богоматери в столице Франции, собор Святого Петра в Риме, святую Софию в Стамбуле-Константинополе, храм Святого Семейства  в Барселоне – каждый назовет что-то свое. Когда путешествуем по России, обязательно посещаем церкви и монастыри и восхищаемся людьми, которые создали эти шедевры христианского зодчества.

    Любой из нас должен чаще  задаваться вопросом: а какой след я оставлю на земле? Житейская мудрость гласит: каждый человек должен построить дом, посадить дерево, воспитать  ребенка. Всегда хочется добавить к этому – и построить храм.

    К счастью, очень многие люди так и делают. Например, те же Бурановские бабушки, которые занялись пением и выступлениями с единственной целью – построить храм в своем родном поселке. В 2012 году они произвели фурор на «Евровидении» и заняли второе место.  Этих удмуртских старушек мы чествовали тогда как настоящих «музыкальных чемпионов». Мы увидели в них родное и сокровенное, потому что устали от гламура и вульгарности на эстраде и нам захотелось чего-то корневого – с печкой, лаптями, сарафанами, народными напевами и этнической «евразийской краской». Через несколько лет  после победы на «Евровидении» Бурановские бабушки построили храм Святой Троицы. А себе не  накопили особых богатств – продолжают жить по-деревенски, занимаясь огородом и натуральным хозяйством. Разве это не пример для всех нас?

    Храм построил и писатель Михаил Тарковский. Он принадлежит к знаменитой творческой династии: его дед  – поэт Арсений Тарковский, дядя режиссер Андрей Тарковский, а  Михаил Александрович нашел в жизни свою дорогу. Уехал из Москвы  в красноярскую глубинку, влюбился в красоту тайги и Енисея, занимался мужской работой – охотой и рыбалкой, писал стихи и прозу, снимал документальные фильмы. Завоевал успех и признание. Но душа таежного отшельника хочет самого главного – веры и спасения, соединения с Богом. Литературу он называет младшей сестрой молитвы. Стараниями Михаила Тарковского и его единомышленников в сибирском поселке Бахта построен храм Новомучеников.

    Напомним, что построил храм на свои личные сбережения и актер Валерий Золотухин – в родном селе Быстрый Исток на Алтае. Там он и завещал себя похоронить, там он и обрел вечный покой, оставив после себя и прекрасные роли в кино, и песни, и книги, и храм. Можно назвать и Владимира Солоухина – мастера «деревенской прозы»: он много сделал, чтобы в советские годы привлечь внимание к бедственному положению  заброшенных церквей, поруганных икон. В 90-е участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, где после кончины его отпели – удостоили такой высокой чести.

    Хочется вспомнить и мучениц Кизляра, погибших во время теракта в феврале прошлого года от рук террориста. Вера, Надежда, Людмила, Вера, Ирина – встретили смерть около церкви, в которую ходили много лет. Там во дворе Свято-Георгиевского храма их и похоронили. Вечная им память!

     

    Сколько у нас в России – таких замечательных христиан, скромных и простых, трудами  которых строятся и восстанавливаются церкви, созидается приходская жизнь!

     

     

     

    Про них говорят – «соль земли», закваска, благоухание, «добрый плод». А что скажешь, про храмоборцев? Ничего! Не ведают, что творят! 

     

     
-4

Комментарии

6 комментариев
  • Пасечник Большаков А.П.
    Пасечник Большаков А.П.18 июня 2019 г.-3+1
    Так что путь к достижению Евангелием всего населения нашей страны достаточно еще длинный и непростой. Если хотя бы половина населения России пошла в одночасье в храмы, то надо было бы около 300 тысяч храмов вмещающих в себе по 250 человек.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 июня 2019 г.+2
    Был у нас такой шебутной деятель Никитка-кукурузник, который дискредитировал Идею коммунизма тем, что пообещал построить оный коммунизм к 80 г. прошлого века. По "кукурузнику, коммунизм - это когда у каждого гражданина в закромах наличествует какой-то гарантированный государством минимум жратвы и чуток социальных благ сверху. Так и бездумное храмостроительство и идолопоклонство только дискредитирует представление людей о реально существующих Высших Силах, которые ведут эволюцию Земли. Чем больше будет построено культовых зданий на душу населения, тем и меньше веры будет у населения РФ. А многие вообще возненавидят и уже возненавидели религиозные культы, доживающие последние годы.
  • Пасечник Большаков А.П.
    Пасечник Большаков А.П.18 июня 2019 г.-3
    Хрущёв был чистый безбожник. Настоящая его фио -Пермултер. Чтобы замаскировать свою подлость в отношении И.В.Сталина, он на ХХII сьезде КПСС озвучил программу строительства коммунизма. Конечно это была утопия и я её хорошо изучил . Андрей , критиковать строительство Храмов , для умного человека, это не приемлемо . Есть Поместный собор, есть Архирейский собор, есть Межсоборное присутствие, есть Высший церковный совет ,есть Синод. Эти органы коллегиальные . Или ты полагаешь,что там дураки , а Громадский умный ? Большевики сгинули по одной простой причине-были безбожники, а И.В.Сталин остался ибо всю жизнь верил в БОГА. У каждого человека есть выбор ВЕРИТЬ или НЕ верить. и УСЁ ! Сколько строить храмов виднее Патриарху Кириллу и его структурам.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 июня 2019 г.+3
    Да, действительно, "Есть Поместный собор, есть Архирейский собор, есть Межсоборное присутствие, есть Высший церковный совет ,есть Синод". Пасечник, а ещё есть Великий Владыка нашей планетной системы - Небесный Отец землян с триллионнами триллионов членов Его Огненного Воинства, обладающих различными степенями Власти и Силы. В отличие от тебя, Пасечник, который верит в легитимность земных служек псевдохристианского культа, я ЗНАЮ что Создатель не назначал своим представителем на Земле вышеупомянутое вами "воинство", состоящее из попов... и прочих самообольщённых и самоутвердившихся людей, которые развращают человечество этой планеты и уже привели его на грань почти тотальной гибели. Так же, ЗНАЮ, что Иисус Галилеянин, названный Христом, не оставил после своей позорной казни, на которую его обрёк нечестивый народ, никаких письменных свидетельств. Все "священные писания" придумали люди из
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 июня 2019 г.+3
    из корыстных соображений, и в них почти полностью выхолощено истинное Учение Христа об Основах Бытия. А верить и Знать есть не одно и тоже. Это совершенно разные категории восприятия действительности. Верующий не Знает, т.е. он лично не видел и не ощущал явления в которые он верит. А Знающий сам лично видел, слышал, принимал участие в явлении Высшего порядка. Поэтому верующий не может свидетельствовать, ибо он ничего не видел и ничего не знает. Свидетельствовать может только Знающий человек.
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна18 июня 2019 г.+2
    " Мы увидели в них родное и сокровенное" Что автор несет? В чем "родное и сокровенное"? В песне на английском?