Есть вещи, которые вроде как известны всем. Но толком никому
Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей. Название на слуху и многие даже вспомнят, что на ней изображено.
Картину мусолят на школьных уроках литературы и истории; Перова считают «прогрессивным художником и сатириком, обличающим…» и так далее.
Посетили на днях с дочкой Третьяковскую Галерею. «Чаепитие в Мытищах» почему-то привлекло моё внимание. Я вгляделся в детали и… был шокирован тем, что увидел!
Возвратясь домой и будучи под впечатлением от своего «открытия», я первым делом полез в интернет, дабы выяснить, что об этой картине пишут.
Почитал описание на десятке сайтов. Сайты-то были разные, но описания повторяются почти дословно. Никто не потрудился взглянуть на картину, все списали у кого-то одного или друг у друга. Почитаем:
Картина «Чаепитие в Мытищах» полна нюансов, мелочей и деталей. На этом полотне ничего случайного нет. Место действия также является оправданным. Мытищинская вода была в те времена признана самой вкусной. Кроме того, чаепитие на этой подмосковной территории было весьма популярным…
…Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата, изрядно изношенной. Рубашка мальчика оборвана. Лицо монаха лоснящееся и красное. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары…
…Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту…
Поп, пьющий чай
Ну, да, по его наружности можно утверждать, что жизнь он ведёт сытую. Но так ли уж «невероятно дороги его сапоги»?
Смотрите внимательно. Перед ним стакан с бледным жидким чаем. Не чашка, а дешёвый стакан. На краешке стола прямо на скатерти лежит кучкой одна баранка и кусочек хлеба. Одна баранка. На скатерти. Не на тарелке. А внизу на земле открытый полупустой баул. Что-то мне кажется, эту баранку он достал минуту назад из своего дорожного баула.
А это что за белые кусочки на краю стола? Очень похоже на сахар в тряпице. Его поп тоже достал из баула? Баранка и несколько кусков сахара – «богато накрытый стол»? Ну-ну…
Крест на груди попа. Вы попов видели вживую? И какого размера их кресты? Что-то у этого попа он мелковат. Не похоже на «богатого клерикала».
Служанка
А почему она наливает воду в самовар прямо сейчас? Она что – подливает сырую воду? Самовар пуст после предыдущего гостя?
Видимо, так и есть.
У попа с дороги такая сильная жажда, что ему невмочь терпеть, пока самовар снова закипит. Вот и его спутник на заднем плане пьёт стоя. «Жажда не тётка».
Рука солдата не «протянута в пустоту», он просто держит её перед собой. Служанка оберегает его от ожога, да и чтобы не столкнул самовар со стола. Солдат слеп и не видит, что самовар с кипятком в опасной близости!
Теперь постараемся додумать то, что на картине прямо не изображено.
Место действия – Мытищи. По-видимому, это последняя станция на пути к Москве, где путники могут сменить лошадей и немного передохнуть. Присмотритесь. В правом нижнем углу картины виден полосатый верстовой столб, а на козлах сидит потягивающийся после утомительной дороги кучер. Рассмотрели?
Мытищи расположены к северо-востоку от Москвы. Это дорога на Архангельск, в северные области России. Там расположены знаменитые монастыри, но это суровые и небогатые земли. В отличие, например, от зажиточного юга. Поп со спутником возвращаются из далёкого пути.
«Чаепитие на этой подмосковной территории было весьма популярным…» Возможно, так и было. Но здесь-то у нас совсем другая история.
Второе. Главные действующие лица – поп и слепец с мальчиком-поводырём. Уровень «доходов» явно различный, но и тот и другой живут на подаяние. Нет?
Вспоминаем дальше. Поп в силу своей профессии постоянно сталкивается с нищими, увечными, калечными и страждущими всех мастей. Он служитель церкви, а нищие во все времена тянутся к церквям. Поп только-только присел попить чайку с дороги (кучер ещё с козел не спустился!), а и здесь просители уже тут как тут. Вы бы на его месте что сделали?
Солдат, как это ни цинично звучит, является «профессиональным нищим». Вы не задумывались, откуда у него взялся мальчик-поводырь? Давайте сочиним подходящую гипотезу. Крестьянская семья из самых бедных отдала своего ребёнка слепому страннику в надежде, что с ним он не помрёт с голоду. «Уж добрые люди всяко подкормят…» Отдала или продала?
Одежда слепца демонстративно ветха, она буквально вопиет о страшной нужде, но ордена он не продал. Для него это не просто награды за подвиги, память о прошлом, но и – профессиональный реквизит, так сказать, рабочий инструмент. А вы думали?
Всё ли мы увидели?
Нет, не всё. Смотрите, слева на заднем плане женщина в платке. Она сидит, к ней склонился кто-то похожий на ещё одного попа. Что художник говорит нам этими персонажами? У меня нет предположений.
Зелень деревьев и высокие папоротники в траве показывают, что время действия – середина лета. А почему из печной трубы справа идёт дым? Тоже неспроста.
Ну и как теперь? Что изображено на картине? Какое сообщение вложил в неё художник Василий Перов?
Есть сведения, что Перов написал «Чаепитие в Мытищах» в отместку за категорическое неприятие публикой его картины «Крестный ход на Пасху». В ней он изобразил совершенно неправдоподобную историю: священник вместе с паствой прямо во время крестного хода зашли в кабак и упились там так, что едва держались на ногах.
«Чаепитие…» Перов якобы наблюдал. Правда, слепого солдата он присочинил для вящего эффекта. А в остальном – ну чистый «документалист».
Уж очень не любил попов художник Василий Перов.
Комментарии