«23 марта в ходе плановой подготовки на земле к полету Ту-22М3 на аэродроме в Калужской области произошло нештатное срабатывание системы катапультирования. Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы, не совместимые с жизнью», – сообщили в Минобороны РФ.
Выражаю соболезнование родным и близким погибших.
Но я предполагал, что проблема успешного катапультирования с земли на нулевой скорости была успешно решена в СССР еще в 70-е годы.
В 1975 году у нас в ВВС ПрибВО на аэродроме Черняховск произошел аналогичный случай. Экипаж фронтового бомбардировщика Су-24 находился в кабине самолета и готовился к полету. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме самолета стало увеличиваться, ручки управления самолётом пришли в движение, в результате сорвало чеку системы катапультирования и сработал стреляющий механизма правого кресла.
Ничего не подозревавший штурман В.М. Османов оказался в воздухе. По штатной программе раскрылся парашют, и Османов благополучно приземлился неподалеку от самолета. Система спасения безукоризненно сработала на нулевой скорости и высоте (режим "0 – 0"), чего еще не случалось в практике отечественной авиации. Правда, при этом катапультное кресло после отделения от него летчика упало на самолет и повредило крыло.
Советский Союз был мировым лидером в создании средств спасения летчиков, и катапультные кресла, спроектированные и изготовленные НПО "Звезда" под руководством выдающегося конструктора Гая Ильича Северина, по сей день считаются лучшими в мире. Именно Северину удалось создать уникальное универсальное катапультное кресло К-36, которое позволяло осуществлять катапультирование с земли на нулевой скорости. До этого в СССР выпускалось около тридцати моделей катапультных сидений, которые устанавливались на различные типы самолетов, но которые ничего подобного не обеспечивали.
И я был уверен, что кресла К-36 и их современные аналоги устанавливаются на все российские боевые самолеты в ходе модернизации и ремонта.
Сегодня же выяснилось, что это не так и Ту-22М3 такими креслами оборудован не был. А ведь он серийно выпускался с 1978 до 1993 года. Официально на вооружение был принят в 1989 году. В настоящее время на вооружение ВКС находится около 60 самолетов Ту-22М3.
Почему же до сих пор не была произведена модернизация этих самолетов, хотя бы в части замены катапультных кресел? Ведь жизнь летчика всегда считалась в авиации самым главным.
На это Минобороны не дает ответа.
Комментарии