Заслуженный пилот РФ, член авиакомиссии при президенте России Юрий Сытник, говоря о трагедии в Шереметьево, назвал в числе причин низкое качество самолетов "Сухой Суперджет 100" и коррупцию:
"Машина негодная. Я говорил об этом и десять, и пять, и три года, и год назад, и сейчас. Машина плохая. Но люди покупают билеты. Пассажиры! Откройте глаза и прекратите покупать билеты на SSJ-100! За свои деньги люди купили себе смерть! "
Гибель от пожара при посадке 41 человека заставляет вновь обратить внимание на состояние дел в российской авиапромышленности и в авиации в целом. Создается впечатление, что наша гражданская авиапромышленность находится при смерти и не в состоянии производить современне пассажирские самолеты, конкурентные с Боингами и Аэрбасами.
За прошедшие тридцать лет благодаря политике деиндустриализации России, проводимой Ельциным на протяжении 8 лет и Путиным на протяжении 20 лет, мы утратили тысячи и тысячи технологий. Уничтожили десятки заводов, работавших в авиационной и смежных отраслях, и уже не в состоянии без импортных деталей и материалов производить современные пассажирские самолеты.
И SSJ-100, который на 80 процентов собран из импортных комплектующих это наглядно доказывает. Даже его название SSJ говорит об этом. Впервые более чем в 100-летней истории российской авиации российскому самолету дали иностранное имя. Хотя в начале разработки он носил традиционное российское – "Су-95". Его разработка – типичный пример всеобъемлющей коррупции, пронизавшей все сферы нашей жизни.
Руководители компании "Сухой" с 90-х годов благодаря активной лоббистской деятельности заняли доминирующее положение в российской авиапромышленности и сумели подавить своих конкурентов, как в военной, так и в гражданской сфере. Благодаря своим коррупционным связям перенацелили бюджетные средства, выделяемые на разработку и выпуск новых самолетов в основном на себя.
В результате сегодня знаменитые конструкторские бюро "МИГ", "Туполев", "Ильюшин", "Яковлев" и другие влачат жалкое существование. КБ "Сухого" всегда разрабатывало исключительно военные самолеты и опыта создания пассажирских самолетов не имело. Но используя свои связи, руководство "Сухого" протащило в производство самолет SSJ своей разработки. Хотя к этому времени другие фирмы, традиционно проектировавшие пассажирские самолеты, уже имели разработанные модели. Например Ту-204, Ту-214, Ту-324 и Ту-424, Ил-114 и Ил-96-400М, Як-242. Но все это оказалось никому не нужным. Победила коррупция.
И даже новейший российский среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 – это бывший Як-242, перехваченный опять же "Сухим" через свою "дочку" корпорацию "Иркут".
В результате разгрома российских авиационных КБ мы получили провал программы создания истребителя пятого поколения Су-57. Напомню, в 2019 году будет выпущен всего один серийный истребитель, в 2020 году еще один, а массовое серийное производство начнется не раньше 2025 - 2028 гг.
Под угрозой провала и программа выпуска этого среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского лайнера МС-21. Он должен был пойти в серию в этом году, но в связи с санкциями была прекращена поставка в Россию композитных материалов из США и Японии для изготовления крыла. А Россия утратила технологии производства таких материалов в 90-е годы и теперь пытается их лихорадочно восстановить.
Удастся ли это сделать, учитывая нынешнее состояние российской науки и промышленности, неизвестно. Оптимистические заявления по этому поводу звучат постоянно, но настоящей стратеги по реанимации отечественного авиапроизводства пока не видно.
Комментарии