Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Корабли на дно уходят

  •  

     

    Недавно заглядываю на Ютуб (частенько туда заглядываю), и мне попадается песенка из мультфильма «В синем море, в белой пене…».

     

    https://youtu.be/ZeCsN7AqsRA

     

    Все-таки советская мультипликация была удивительной, своеобразной, авторской. Прекрасные мультфильмы делал Роберт Аршавирович Саакянц, ныне покойный. Думаю, многие еще помнят мультфильмы цикла, созданного по сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна («Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!»,  «Находчивый крестьянин» и другие).

    В мультфильме Саакянца «В синем море, в белой пене…» песня ««В море ветер, в море буря…» занимает очень солидное место. Сам мультфильм короткий по продолжительности, а большую его часть звучит эта песня. Мультфильм был снят в 1984 году, за это время многое с нами случилось, и, видимо, это содержание меняет восприятие. Видеоряд, сопровождающий песню, так же важен, как и слова самой песни. А нам показывают подводный мир, где рогатый музыкант пожирает рыб, впрочем, и рыбы меланхолично, неторопливо пожирают друг друга; такая иллюстрация к социал-дарвинизму, о котором мы в далеком 1984 году еще мало чего знали.

     

     

     

    В море ветер, в море буря,

    В море воют ураганы,

    В синем море тонут лодки

    И большие корабли!

     

    Корабли на дно уходят

    С якорями, с парусами,

    На морской песок роняя

    Золотые сундуки...

     

    Корабли лежат разбиты,

    Сундуки стоят раскрыты,

    Изумруды и рубины осыпаются дождём.

    Если хочешь быть богатым,

    Если хочешь быть счастливым,

    Оставайся мальчик с нами —

    Будешь нашим королём.

     

    Будешь сеять ветер в море,

    В синем море, в белой пене,

    Пусть, захлебываясь в пене,

    В море тонут корабли.

     

    Пусть на дно они ложатся

    С якорями, с парусами,

    И тогда твоими станут

    Золотые сундуки, золотые сундуки...

     

    Эта песнь какая-то попсовая, но легко цепляющаю. И это песнь соблазнения. Мы вот все думаем, что демонический соблазн совершается в готическом стиле, под мрачный гул органа, а, возможно, что современные уцененные душенки можно скупать оптом под веселую попсу.

    Слушаю сейчас эту песню я и мне не весело. В ней излагается некая схема превращения человеческих жизней в богатство. А для наглядности нам показывают любопытную картинку: водоворот затягивает корабли, они перемалываются через мясорубки и на выходе появяются сундуки с золотом. Это прекрасное графическое изображение той системы, что построена сейчас в России.

     

     

    В качестве иллюстрации я приведу несколько цитат из прессы, которые не требуют особых комментариев, все предельно красноречиво и наглядно.

     

    - «Ведомости» пишут: "Минфин отчитался о рекордном профиците бюджета. По предварительной оценке, доходы федерального бюджета в2018 г. составили 19,45 трлн руб. (102,7% от запланированных), превысив расходы 16,71 трлн (99,4%) почти на 2,75 трлн руб., сообщает Минфин. В результате профицит достиг 2,7% ВВП".

     

    - цитата с сайта «Свободная Пресса» от 25 марта2019 г.: «По данным исследовательского холдинга РОМИР, в феврале уже этого года средний чек вырос сразу на 2,3%, что стало рекордом за последние годы наблюдений. «Столь резкий рост среднего чека в феврале, скорее всего, обусловлен последствиями повышения НДС, который привел к росту цен». — поясняет президент холдинга Андрей Милехин».

     

    - «Число ультрабогатых жителей России, владеющих состоянием от 30 миллионов долларов, за год увеличилось на 7% — это самые высокие темпы роста в мире. К такому выводу пришли составители ежегодного доклада World Wealth Report, представленного Knight Frank в Москве».

     

    -  «Естественная убыль населения в 2019 году станет рекордно высокой за 11 лет, следует из подсчетов Росстата».

     

    Корабли лежат разбиты,

    Сундуки стоят раскрыты,

    Изумруды и рубины осыпаются дождём…

     

    Но меня еще смущает один момент. По учебе в институте я помню что такое «корабль». Люди, знакомые с архитектурой, особенно с храмовой, этот термин знают: ««Корабль» — архитектурный тип, характеризующийся расположением частей церкви (храма, трапезной и колокольни) в одну линию, в чём было найдено сходство с кораблём».

    Кроме того, в русской иконописи есть сюжет называемый «Корабль веры».

    Сайт "Алчевск Православный" пишет: «Этот сюжет в русском искусстве известен в стенописях, на иконах, в лубочных картинках. Впервые он появился в XVII веке, когда в 1666 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный». «Корабль веры» помещался на титульном листе книги, представляя собой не отдельную гравюру, а часть более обширной композиции". На иконе мы видим корабль с мачтой в виде православного креста, ведомый самим Иисусом Христом, окруженным апостолами, вероучителями и мучениками. Плавание совершается в бурном житейском море, где верных последователей Христа подстерегают бесчисленные опасности. Отождествление церкви с кораблем — древняя традиция. Иногда и архитектурно храм уподобляется спасительному кораблю. Слово «неф» (в средневековых церквах — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора) произошло от латинского navis — корабль, вследствие того, что в обозначаемой им части храма собираются во время богослужений члены христианской общины, которая издревле уподоблялась кораблю, а также вследствие внешнего сходства этой части с кузовом опрокинутого корабля».

     

     

    Корабли на дно уходят

    С якорями, с парусами…

     

    А знаете, что такое «парус»? «Парус — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану».

     

     

    А знаете, что такое «якорь»? В православии есть «якореобразный» крест. Вот, что о нем пишут: «Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме — в 230-м, а в Галлии — в 474 году. А из «Христианской символики» узнаем, что «в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» » (Гр. Уваров, стр. 114). В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, «якорь», символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

    Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное».

     

     

    В мультике есть странный кадр: спасательный круг лежит на дне, а его вверх тянет якорь, словно пытаясь поднять со дна. А на заднем плане стоят потопленные корабли с мачтами, чьи вершины похожи на кресты (кстати, номера на них интересны – 007, это явная связь с Джеймсом Бондом, а вот 747 напоминает Боинг. Мультик был создан в 1984 году, а 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747». Вот и думаю – к чему бы это?)

     

     

    Корабли на дно уходят

    С якорями, с парусами,

    На морской песок роняя

    Золотые сундуки...

     

    Золото подчас представало довольно зловещим символом. Например, в виде Золотого тельца. А.Ф. Лосев пишет в работе «Исторический смысл мировозрения Рихарда Вагнера»: «Все человеческое, да и мировое зло происходит оттого, что люди и боги строят свое благополучие на беззаконном использовании нетронутой мощи и красоты мироздания, символом чего является золото Рейна, и золотом этим овладевает один из Нибелунгов, Альберих, который отрекается от любви и проклинает ее… Осознав всю пагубу золота, гибнут герои и боги, пытавшиеся основать свое блаженство на незаконном овладении этим золотом, и притом погибают в мировой катастрофе...»

    Еще хочу напоминить, что Церковь – это не здания, а сообщество верующих. И я в своих проекция сознания, могу воспринять куплеты этой песенки, как сообщение о духовном разгроме человечества: спасительные корабли в житейском море утонули и ушли на дно. При этом ясно, что гибельные водовороты не возникают просто так, есть, так сказать, операторы этих бедствий, короли глубин…

    Мультик начинается с того, что дед с внуком поднимают из моря в сетях бутылку, и выпускают таящееся в нем зло. Этот колдун сообщает интересные сведения: «Тысячу лет я ждал этой минуты!»

    В Апокалипсисе говорится: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет...Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей».

    В мультике колдун не может якобы вспомнить имя великого волшебника, что заточил его. Вопрос: может ли сатана произнести вслух имя Божие?

    Зло вырывается на свободу и похищает внука (будущее). И начинает его соблазнять богатством и своим злым «счастьем». И не только. Он предлагает брак с неким женским персонажем. Персонаж похож на русалку, но когда она глядит с экрана - в ее глазах сверкает нечто пугающее.

     

     

    Характер возможного брака иллюстрируется видеорядом: два брачных кольца из руки русалки превращаются сначала в короны, а потом соединяются в хищную, зубастую пасть капкана, так что перспективы этого возможного брака становятся вполне понятными.

    Один из известных образов демонической женственности – это Лилит. Приведу пару цитат: «Внешность ее разнится в зависимости от источников. Средневековые демонологии считают, что она выглядит как олицетворение похоти, сексуальности, более древние тексты описывают ее как поросшую волосами, имеющую змеиный хвост или когтистые звериные лапы — отметины, данные Богом и его ангелами в качестве наказания». «Согласно кабалистической и некоторым ответвлениям иудейской традиции, Люцифер и Лилит — супруги. Первая из всех демониц — именно она. Во всех мифах женщина предстает супругой ангела Самаэля — так изначально звали Сатану, что подчеркивает древность происхождения традиций».

    Если вы думаете, что я слишком далеко зашел в своих фантазиях, то укажу на один интересный факт. Если заглянуть в фильмографию Саакянца, то можно обнаружить, что самый первый мультфильм снят им в 1972 году. И называется он «Лилит».

     

    https://youtu.be/jW_3nJ5Fa-I

     

    Это не вполне анимация, а скорее слайд-шоу из миниатюр древних армянских рукописных книг. И в этом странном для советских атеистических времен мультфильме рассказывает о том, что Бог сначала создал для Адама Лилит из огня. Но она ушла к сатане. Потом Бог создал Еву из земли, но Адам стал тосковать об огненной Лилит. История очень многозначительная, в конце которой не точка, а многоточие, и похожая на знак понимающим.  Так, что Саакянц вполне был в теме…

3

Комментарии

1 комментарий
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный16 декабря 2019 г.
    :)Современные реалии русалка - образ рыбки на яхте хозяина Русала. Этого Русала же жрут крупные рыбы, откусывая от Русала куски. Русал и русалка - до этого развлекаются на яхте, но первой жертвой становится русалка, а затем уже русал.