Новости партнеров

Самое свежее

Александр Росляков. Обреченные на отпевание – утянут ли они и всю Россию за собой? Павел Пряников. Денежка-выручалочка Эль Мюрид. Обыск у Дерипаски Николай Травкин. Лекарство от авторитаризма Александр Гутин. Святое избавление Александр Росляков. Почему дело палача из ФСИН не доберется до суда
Загрузка...

Мятеж и приспособление

  •  

    У меня нет любимых поэтов, у меня есть любимые стихи. Я так написал об этом:

     

    Ко стыду я не люблю поэтов,
    Я люблю отдельные стихи.
    Из толстенной книги на примету
    Пара лишь зацепит и глухи

    Струны сердца для чужих созвучий;
    Что-то про сгоревшую любовь,
    Что-то про природу, травку, сучья, -
    Все не в глаз, а мимо, мимо – в бровь.

    Но одно – особенно зацепит,
    И читаю много-много раз…
    Словно Солнце Духа вдруг осветит
    И скрывается за облако от нас.

     

    Не могу сказать, что я люблю Максимилиана Волошина, как поэта. Я безумно люблю его акварели, а вот его сборник листал, и не могу сказать, что все стихи легли мне на душу… Но у Максимилиана Волошина есть удивительное произведение, которое я постоянно перечитываю, постоянно возвращаюсь к нему. И мне кажется, что ничего равного в русской литературе нет. Это «Путями Каина». Этот цикл философских поэм открывает «Мятеж». Там звучит вот это:

     

    Лишь два пути раскрыты для существ,

    Застигнутых в капканах равновесья:

    Путь мятежа и путь приспособленья.

    Мятеж — безумие;

    Законы природы — неизменны.

    Но в борьбе за правду невозможного

    Безумец —

    Пресуществляет самого себя,

    А приспособившийся замирает

    На пройденной ступени.

    Зверь приноровлен к склонениям природы,

    А человек упорно выгребает

    Противу водопада, что несёт

    Вселенную

    Обратно в древний хаос.

    Он утверждает Бога мятежом,

    Творит неверьем, строит отрицаньем,

    Он зодчий,

    И его ваяло — смерть,

    А глина — вихри собственного духа.

     

    Сохранился автограф плана, где Волошин сам обозначил темы и идеи этого произведения: "Эволюция, как приспособление, и эволюция как бунт. Приспособившийся понижается до уровня среды. Мятежник пересоздает себя, делая среду, нужную для жизни, своим внутренним достоянием. Истинная революция есть бунт против законов природы». 

    Животные живут в равновесии с окружающей средой. Они приспосабливаются, они адоптируются. И суть человека, его принципиально отличие от животного в том, что он устраивает мятеж против законов мира и меняет его, и в этом мятеже меняется сам. В этом величие человека.

    В чем трагедия угасающего общества (а современная Россия сейчас – несомненно угасающее общество). Люди переходят в состоянии адаптации. Идет регресс, условия меняются, но люди не восстают, не противятся этим изменениям, она приспосабливается под ухудшающиеся условия. Регрессирует социальная среда, культура, отношения, но мы адаптируемся, мы не противимся, а подстраиваемся под эту ситуацию, т.е. тоже регрессируем, становимся все более примитивными, тупыми, глупыми. Мы движемся против вектора эволюции – назад к амебе. И в силу своего регресса мы даже теряем способность понимания трагизма ситуации, т.к. мы утрачиваем ту высокую человечность, что способна этот трагизм понять и пережить. Это ситуация спивающегося человека, который чаще всего даже не понимает, что он гибнет. Алкоголик становится на путь выздоровления только тогда, когда он вдруг пробуждается и видит край пропасти, когда он признает: «Я алкоголик». Но так, как он в своем алкогольном регрессе утрачивает человечность, то чаще всего он утрачивает и эту возможность пробудится. Он упрощается. Вы заметили – как страшно похожи алкоголики один на другого, до какой степени у них одинаковая речь, поведении, вне зависимости от стартового уровня, от того кем раньше они были. Приспособление, адаптация к регрессу – это приспособление к смерти, к небытию, это скольжение во тьму.

    Почему в принципе возникает регресс, почему возникла эта страшная ситуация в нашей стране, в нашей цивилизации? Что случилось?

    Волошин пишет в «Мятеже»:

     

           1

    В начале был мятеж,
    Мятеж был против Бога
    И Бог был мятежом.
    И всё, что есть, началось чрез мятеж.


                      2

    Из вихрей и противоборств возник
    Мир осязаемых
    И стойких равновесий.
    И равновесье стало веществом.
    Но этот мир разумный и жестокий
    Был обречён природой на распад.


                      3

    Чтобы не дать материи изникнуть,
    В неё впился сплавляющий огонь.
    Он тлеет в «я», и вещество не может
    Его объять собой и задушить.
    Огонь есть жизнь.
    И в каждой точке мира
    Дыхание, биенье и горенье.
    Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —
    Творящий ритм мятежного огня.

     

    Наш мир обратился в тлен потому, что в нем угас этот мятежный огонь жизни. И мы адаптируемся к регрессу потому, что в нас угас это священный огонь. И в этой кромешной тьме нет другого спасения, как искать в себе ту искру, что можно разжечь в пламя.

4

Комментарии

14 комментариев
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный2 сентября 2018 г.
    "Мятеж" - бунт, разрушение. Мне напоминает слова "Интернационала" Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы НАШ (чей именно?) новый мир построим, КТО (весьма интересно знать кто?) был никем, ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ! СОЗИДАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗРУШЕНИЕ, по типу "Здравый смысл в абсурде?" Кто - то что-то понял?
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский2 сентября 2018 г.-1
    Рассмотрим тезис: созидание через разрушение. Он объясняется проще простого на примере строительства частного дома (аксиома: малое подобно большому), расположенного на ограниченном участке земли, например, в 6 соток. Понятно, что если хозяин желает иметь современный добротный дом, то самым рентабельным решением, т.е. экономически выгодным будет не реконструкция ветхого строения, не латания в нём дыр и пристройка каких-то дополнительных помещений, а полный снос дома, вывоз с участка строительство мусора…, и только после быстрое построение нового здания, по ранее составленному плану архитектора. Вот точно так же происходит строительство во всех бесчисленных мирах проявленной вселенной. Вселенная и ВСЁ что в ней существует развивается согласно законам космических Циклов. Заканчивается очередной Цикл – происходит полное разрушение всего того, что было в нём построено за время этого Цикла,
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский2 сентября 2018 г.-1
    , и тут же начинается строительство нового мира на основании старого опыта и уже без ошибок, которые были допущены в предыдущем Цикле. Мы доживаем последние годы одного из Великих космических Циклов – переход человечества из пятой по счёту Расы – арийской, в новую Шестую Расу. Нынешняя Раса человечества в подавляющей своей массе будет уничтожена с помощью космических энергий, т.е. Огня Пространства, а участки планетной суши и некоторые материки, на которых обитали духовные выродки, погрузятся в воды мирового океана. Останутся на планете только морально и духовно здоровые люди, которые будут признаны годными для продолжения эволюционирования в новой Расе. К слову, у т.н. индейцев майя есть пророчество о сгорании 5-го Солнца, т.е. пятой Расы человечества. И в т.н.мифе о втором пришествие Христа сообщается об этом же самом событии, которое скоро начнётся осуществляться на этой планете.
  • Вадим Б
    Вадим Б2 сентября 2018 г.
    Уж лучше бы просто голым бегал, чем такую хрень писать
  • Бледный Призрак
    Бледный Призрак2 сентября 2018 г.
    Я бы бегал голым, почему бы и нет? Но можно обгореть и мухи к осени злые. Да к тому же, Вы мне ещё скажете: "Уж лучше бы хрень писал, чем голым бегать". :-))))
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский2 сентября 2018 г.+1
    Это вы про автора, или насчёт моего комментария. Если насчёт автора, то он не "хрень" написал, а правду жизни. Цитирую: "Мы движемся против вектора эволюции – назад к амебе. И в силу своего регресса мы даже теряем способность понимания трагизма ситуации, т.к. мы утрачиваем ту высокую человечность, что способна этот трагизм понять и пережить". В том-то и дело, что практически всё человечество думает, что оно прогрессирует, а на самом деле оно находится в жутком пещерном упадке. Право слово: цивилизованные дикари, с дубиной технического "прогресса", уже почти разрушившие свой единственный космический домик - крошечную планету Земля.
    • Вадим Б
      Вадим Б2 сентября 2018 г.
      я шапочно знаком с идеями Льва Гумилёва. И в принципе, в целом он прав. Есть молодые народы, есть зрелые, есть престарелые. Пассионарности разные. Молодая кровь давит чисто генетически- активные молодые народы рожают очень много детей, соотношения численные на Земле очень быстро меняются. Возникают смешанные браки в силу наличия большого количества геев и лесбиянок у "зрелых" народов и гигантского количества молодых у нардов "молодых". В Европе и Америке возникают целые анклавы, которые чисто математически, благодаря большому количеству детей, когда-то из меньшинства превратятся в большинство.
  • Вадим Б
    Вадим Б2 сентября 2018 г.
    я уж извиняюсь перед всеми, кто не так понял. Я про стихи Волошина, которые с точки зрения профессионализма просто бездарны. Конечно, мысль правильная, что борьба лучше чем не борьба - чисто теоретически. А чисто практически мы видим, допустим Кобзона, который угодил и Брежневу, будучи его любимчиком, и Путину, и жуликам и ворам из ядра, и ворам в законе, и ворам без закона... И Ленину, и Сталину, и Ельцину
    • Бледный Призрак
      Бледный Призрак2 сентября 2018 г.
      :-))) Признаться меня совершенно не волнует профессионализм в поэзии.
      • Николай Войченко
        Николай Войченко2 сентября 2018 г.+1
        А профессионализм лётчика, управляющего самолётом в котором вы летите волнует или тоже нет?)) Такой же вопрос можно задать об электрике, ведущему проводку в вашей квартире и т.д. Вы будете есть суп, сваренный профаном в поварском деле? А вдруг тон вас отравит? Нельзя так пофигистски относиться к профессионализму в любой сфере человеческой деятельности. Непрофессионально сделанная вещь просто не эстетична.
        • Бледный Призрак
          Бледный Призрак2 сентября 2018 г.
          Конечно интересен профессионализм летчика, электрика и, например, врача. Но профессионализм в поэзии может быть абсолютно мертв... Гладко, звонко, правильно, но ни души, ни мысли.
          • Николай Войченко
            Николай Войченко3 сентября 2018 г.+1
            Может быть и так.) Это технический профессионализм. Человек изучил основы стихосложения и пишет лабуду технически грамотно, но без сердца и души. А душу задевает полностью ГАРМОНИЯ: техника написания стиха и чувство, то бишь душа, которую поэт вкладывает в стих. Помните красавицу Элен в "Войне и мире"? Красавица с холодными равнодушными глазами.Тронет она вас?)
            • Бледный Призрак
              Бледный Призрак3 сентября 2018 г.
              Можно понимать законы стихосложения, обладать стилем, ладно гнать профессиональную продукцию и быть пойманным формой, впрочем - мертвой формой. Когда сталкиваешься с чем то великим, подлинным, то понимаешь - в какой степени это невыразимо, насколько лжива будет всякая форма. И тогда подходящим будет святое косноязычие по ту сторону всяких красивостей... Форма "Путями Каина" странная - нет рифмы, размер какой-то сбивающийся, спотыкающийся, будто автор забывает о форме. И есть во всем этом... что-то удивительное. Ничего похожего не встречал и очень полюбил это произведение.
              • Николай Войченко
                Николай Войченко4 сентября 2018 г.
                Волошин опытный поэт, он прекрасно владеет техникой стихосложения, так что его невозможно заподозрить в дилетантстве. Остаётся сделать вывод: он специально так писал эту вещь. Вот вам понравилось, наверняка ещё многим понравилось. Значит, он достиг своей цели, чего любой поэт и хочет.) Эксперимент удался!)