Есть представление, что большая и великая страна должна производить свои самолеты, автомобили, процессоры. Что-то большое, мощное и технологичное. Производить любой ценой. Потому что если не производит – то это развал, позор и 90-е.
Эта задача – совершенно самодостаточная. Мы просто должны сделать «отечественный самолет». Зачем, сможем ли его продать, насколько вообще разумно выходить на развитый рынок – это уже не суть. Сделать надо, потому что надо!
Давайте для лучшего понимая дела представим сперва, что перед нами стоит задача сделать отечественную игровую консоль.
Сложно ли это?
Вообще не сложно. На сегодняшний день – это самые обычные ПК, внутри которых все те же компоненты, что продаются в любом компьютерном магазине.
Задача выпустить полный аппаратный эквивалент флагманских консолей – решаема одним гаражом и двумя энтузиастами.
Но есть причина, почему не то что гаражные кулибины, но и миллиардные IT-гиганты даже не помышляют о рынке, безраздельно занятом Сони и МС – это проблема курицы и яйца.
Никто не купит консоль, если на ней не во что играть. Десятки разработчиков должны написать и адаптировать сотни игр еще до продажи первого экземпляра вашего продукта. Но никто не будет вкладывать деньги в разработку игр под платформу, на которой массовый потребитель не играет.
И так обстоит дело на любом технологическом рынке, где вам нужен не только сам продукт, но инфраструктура его поддержки. Инфраструктура не возникнет без продаж, продаж не будет без инфраструктуры.
Почему мировые авиакомпании не купят Суперджет или МС-21? Потому что это плохие самолеты? Потому что русофобия?
Нет. Потому что для авиакомпаний критически важен простой сценарий: когда в провинциальном новозеландском аэропорту обнаружится неисправность сигнальной лампочки в кабине – уже через несколько часов там окажется сертифицированный техник, который вкрутит сертифицированную лампочку.
Для содержания такой сети поддержки нужны огромные продажи. Нужны тысячи самолетов ОКБ Яковлева или Туполева, летающие по всему миру. Но никаких тысяч и даже сотен не будет, пока не появится такая сеть поддержки, что обеспечит эффективную эксплуатацию бортов.
То есть задача просто построить хороший самолет, даже очень хороший и по очень хорошей цене – на самом деле чисто аферная. Такой авиалайнер без сети обслуживания – деньги на ветер. А чтобы создать ее или адаптировать под себя уже готовую, нужен не просто толковый менеджер, а гроссмейстер, гений, способный вести тонкую международную игру при ставке в десятки миллиардов долларов. Ну и, естественно, сильное правительство, одержимое национальной идеей.
И само поганое – что у нас не только нет сейчас в помине таковых, но и никем не ставится задача поиметь их хотя бы в отдаленном будущем.
Комментарии