Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Таджикистан. Наша страна – наши правила

  • В то время, когда прогрессивное сообщество крайне озабочено ситуацией в мире, особенно в нестабильном Афганистане, находящемся на грани гуманитарной катастрофы, в Секторе Газа, лежащим в руинах, гибелью там детей и женщин, ростом терроризма и экстремизма, афганские муллы и радикалы направили свой гнев в сторону Таджикистана, где идёт возвращение к исконной культуре, историческим корням, в том числе, в одежде.

    Фанатично, по-экстремистски настроенные «богословы» пытаются учить ближайшего соседа, как нужно жить и следует себя вести. Это в то время, когда в их собственной стране, превратившейся в террористический полигон, ежедневно гибнут женщины, голодают дети, практически нет экономики и светлых перспектив. Молодёжь неграмотна, нацменьшинства и женщины бесправны. С каждым днём Афганистан всё дальше откатывается в Средневековье.

    А полуграмотные муллы всё не унимаются, кричат в соцсетях, что женщин из соседней (заметим, светской страны) нужно одеть по образу и подобию афганок – в чадру, паранджу, чачван, никаб.  Хотя сейчас, более актуальным была бы защита и поддержка мусульманских собратьев и сестёр, страдающих от бомбёжек, голода и геноцида в Палестине. И в первую очередь, восстановление из разрухи, нищеты и социального бесправия многострадального Афганистана.      

    Республика Таджикистан более тридцати лет является одной из наиболее свободных и демократичных среднеазиатских субъектов СНГ.  Демократия – не самая худшая форма правления в современном мире. Это – единственная модель государства, обладающая мощной аргументацией, опирающаяся на идеи, а не на насилие и интересы мелких групп или этнического клана, как происходит сегодня в Афганистане.

    В Таджикистане граждане имеют возможность открыто заявлять о своих проблемах, потребностях. Задача властей – их решать. Государство отделено от религии, но они мирно сосуществуют. Несмотря на то, что религия, по своей сути, является заклятым врагом демократии, поскольку не желает смиряться с любой идеологией, с любым мировоззрением, которые ей противоречат, претендует на абсолютную истину. И когда религия, вооружившись (в прямом смысле), обретает силу, она не приемлет никакие демократические идеи и институты. Вступает в физический конфликт с государством. Обычно посредством терроризма и экстремизма.  Как это делала ТЭО ПИВ. С начала 1990-х именно исламисты этой организации и их зарубежные кураторы стояли за большинством терактов, массовых беспорядков и развязыванием гражданской войны, в которой погибли более 150 тысяч людей.

            Безусловно, упреждающим разумным шагом таджикского руководства стало массовое возвращение нелегально обучающихся студентов на родину. Последние события в арабских странах наглядно показали, что многие зарубежные исламские вузы превратились в трибуну, площадку радикальных разрушительных идей.   

      Один из религиозных деятелей считает: «В странах с традиционным исламом произошёл большой крен в сторону радикализации. До недавних пор, по привычке, было принято считать, что, например, некоторые известные университеты готовили традиционных богословов. Однако уже много лет весь учебный процесс в этих древнейших теологических центрах контролировался экстремистами, радикалами, и практически все иностранные студенты подпадали под их влияние. Зачастую иностранные религиозные образовательные заведения усиленно распространяют не классический, традиционный просвещённый ислам, а радикализм, экстремизм, фанатизм. С чем правоохранительные органы РТ не один раз сталкивались на практике в противостоянии бандформированиям террористов.

                Большинство религиозных деятелей республики полностью поддерживают линию правительства в возвращении к историческим корням, традициям ношения национальной одежды. Так, Саидмукаррам Абдукодирзода, председатель Совета улемов Таджикистана, поддержал законопроект о запрете «чуждой одежды», заявив, что национальная одежда также должна соответствовать исламским нормам. Тем более что шариат определяет нормы одежды для мужчин и женщин, и в соответствии с ними мы можем носить национальную одежду, «одежду, соответствующую благочестию».

    Показные, публичные атрибуты «чрезмерной духовности» в виде хиджаба стали повседневной нормой. Однако если провести опрос среди женщин, носящих подобную одежду, мало кто из них сможет убедительно выразить, отстоять свою позицию. Такой наряд в большинстве случаев скопирован ими с соседок, прохожих, из интернета. Но объяснить своё тёмное облачение вразумительно, подтверждая, обосновывая конкретными канонами ислама, они вряд ли смогут.  Ведь в реальности, желающие приобщиться к вере, нередко получают азы, «знания» с помощью интернет-проповедников, подобных афганским муллам.

    Кстати в России, в Госдуму также внесён на рассмотрение проект, ограничивающий ношение религиозной одежды и атрибутики, регулирующий внешний вид человека в общественных местах.

    Что касается практики правоохранителей в странах региона, связанной с контролем за внешним видом и нехарактерными для Центральной Азии традициями, то они связаны, в первую очередь, с ростом радикальных настроений. Так, до вступления в силу соответствующего закона в РТ, такую тенденцию отражала, например, статистика, связанная с популярностью имён, самым встречающимся из которых, практически во всех этих странах, стало имя Мухаммед. Хотя ещё пять-семь лет назад лидировали имена национальные.

    Сегодня задача правительства и правоохранительных органов Таджикистана, при поддержке сознательных, здравомыслящих граждан, не противостоять традиционному исламу в принципе, а бороться с любыми проявлениями фанатизма, радикализма, экстремизма, в том числе и в одежде.

    В 90-е годы жители Таджикистана получили прививку от терактов и вооружённых мятежей, поэтому не намерены заигрывать с радикалами. Следовательно, задача государства и благоразумного народа – не допустить, чтобы поползновения террористов и экстремистов, полуграмотных богословов и иностранных проповедников, грозящих установить свою власть со всеми вытекающими отсюда последствиями достигли нашей территории.  

     

                                                                                          Мирзоев Собир

     

     

     

0