Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Озабоченный Запад

  • С упёртой регулярностью Комиссия США по международным религиозным свободам (USCIRF) в ежегодном отчёте, наряду со множеством других стран, обвиняет Таджикистан, относит РТ  к государствам, «вызывающим особое беспокойство», заслуживающим  «пристального наблюдения», где, якобы, ограничивается свобода религии.  Так стало и в этот раз, но не было  неожиданностью, так как со стороны американского Госдепа подобные заявления делаются по несколько раз в год.

    При этом, подменяя понятия, используя практику двойных стандартов, USCIRF называет реальные преступления против государства и личности   “предполагаемым экстремизмом и терроризмом”. А любые религиозные деятели, независимо от их противоправной деятельности для USCIRF – каста неприкасаемых.

    В тексте доклада отдельным пунктом говорится о “продолжающихся репрессиях в отношении памирцев-исмаилитов Таджикистана”, однако умышленно умалчивается за какие именно тяжкие и особо т яжкие преступления они несут заслуженное наказание.

    Подобные предвзятые оценки  USCIRF  вызывают справедливый скепсис и нарекания  по поводу их объективности и адекватности. Основой деятельности названной организации служит принцип того, что «в долгосрочной перспективе есть только один постоянный гарант безопасности, сохранности и выживания преследуемых и уязвимых. Этот гарант — полное признание религиозной свободы». При этом USCIRF не оговаривает, до каких границ может распространяться религиозная свобода «уязвимых», и что делать властям, если эта пресловутая свобода переходит все рамки, превращается в террористические и экстремистские проявления. В данной ситуации толерантность и промедление смерти подобны. Это, например, доказали сентябрьские события 2015 г. в Таджикистане, организаторами, руководителями и спонсорами которых являлись главари террористическо-экстремистской организации «партия исламского возрождения», предпринявшие вооружённую попытку государственного переворота. Также свидетельство тому – дестабилизация социально-политической обстановки в ГБАО (2008-2022 гг.), спровоцированная главарями хорогских ОПГ и аффеллированных с ними террористических групп.    

    В список озабоченности и «особого внимания» USCIRF вносит  государства, где, по мнению Комиссии, вызывает беспокойство ситуация с соблюдением прав граждан на свободный выбор вероисповедания.  По версии USCIRF, из года в год основной перечень «государств, вызывающих особое беспокойство» не претерпевает  больших изменений по сравнению с предыдущими данными, а лишь дополняется новыми «нарушителями». Ранее в чертову дюжину «наиболее нетерпимых к религиозным проявлениям» стран входили Иран, Китай, Эритрея, Северная Корея, Саудовская Аравия, Судан, Узбекистан, Ирак, Нигерия, Пакистан, Туркмения, Вьетнам.  Позже  к ним присоединили Россию, Белоруссию, Афганистан, Египет, Индию, Индонезию, Кубу, Лаос, Сомали, Таджикистан (в 2012 г.), Турцию,  Венесуэлу, Сирию, Египет, ЦАР и Азербайджан (несмотря на то, что Баку назван одной из четырех Столиц исламской культуры). Солидная компания из авторитетных государств. И легче перечислить страны, не попадающие в список. Особое внимание обращает на себя присутствие здесь Сирии, в которой правительство с помощью международной коалиции борется с террористическими группировками т.н. «Исламского государства».

    USCIRF не удовлетворена «случаями нарушения официальными властями свобод религиозных объединений и мусульманского населения», которые, по мнению Комиссии, стали возможными из-за «правительственных интерпретаций» принятого в 2009 году Закона РТ «О свободе совести и религиозных объединениях», законов о неправительственных организациях и террористической деятельности. USCIRF не устраивает закрытие незарегистрированных мечетей и нелегальных религиозных школ. Здесь уместно напомнить, что если во времена Союза в Таджикистане было 90 мечетей, то сегодня их более 4 тысяч. Ранее в хадж выезжали по 2-3 человека в год. Сейчас ежегодно туда отправляются до 7 тыс. паломников, а по количеству ходжи республика занимает первое место в ЦА.

    USCIRF не устраивает то, что подросткам до 18 лет запрещено  посещать мечети. Ограничение сделано не потому, что власти посягают на чувства законопослушных верующих, а следуя опасению, что именно в подростковом возрасте молодёжь весьма уязвима, имеет неокрепшее сознание, может легко попасть под влияние радикальных идеологов.    

    Обычно, при составлении подобных докладов используются данные  различных недружественных Таджикистану международных организаций, что предрешает негативные оценки и объясняет их «объективность». 

    Авторы доклада опираются в основном на весьма сомнительную  информацию из заинтересованных источников, что ставит под сомнение достоверность опубликованных сведений и обоснованность критики. Также, по оценкам специалистов, в подобных докладах не прослеживается объективный анализ существующего положения дел с правами человека и свободой вероисповедания в республике, а сами документы носит ярко выраженный политизированный характер. Кроме того, вызывает недоумение тот факт, что в таких документах не отражены усилия Таджикистана по борьбе с терроризмом и экстремизмом, обеспечению безопасности, а также укреплению мира и стабильности, без которых невозможно обеспечить права человека.

    Т.н. правозащитники давно пристально следят за соблюдением свободы совести и вероисповедания в постсоветских странах, особенно в центрально-азиатских республиках.  Но вопреки их ожиданиям, несмотря на постсоветские традиции «воинствующего атеизма», в большинстве стран СНГ эти свободы соблюдаются, гарантированы Конституцией и законами.

    Статья 17 Конституции РТ гарантирует права и свободы каждого, независимо от его вероисповедания. Статья 26 также гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов,  ритуалов и обрядов».

    В Таджикистане действует порядка 4 тысяч мечетей, около 20 религиозных учебных заведений. В республике существует практика  обучения основам религии,  функционирует Исламский университет. Здесь созданы необходимые условия, гарантируемые  законами, для динамичного развития проживающих в республике наций и народностей, с учётом особенностей их культуры, языка и религии.

    В своё время более 1,4 тыс. молодых таджикистанцев обучались в религиозных высших учебных заведениях за рубежом, где, как показали последние военные события на Ближнем Востоке, обучают не только богословию, но и дают боевую диверсионно-террористическую подготовку.

    Запрет властей на ношение хиджабов в госучреждениях и общественных местах, призывы и рекомендации обратиться к национальным традициям одежды вызвали широкую поддержку населения.  Вопреки национальным традициям и здравому смыслу, отдельные «истинные приверженцы ислама»  обзаводятся несколькими жёнами одновременно, не заботясь об их материальном содержании и моральной поддержке. Ранее они давали детям арабские имена, а также имена, по их мнению, ассоциируемые с исламом.  Сегодня такая практика запрещена законом.  

    Таджикистан, вопреки вражеским намерениям зарубежных недоброжелателей и их пособников,  создал действенный механизм, ни в коей мере не нарушающий прав и свобод граждан, по предотвращению и защите от радикализации, которая неизбежно приводит к терроризму и экстремизму. Пример тому - ныне запрещённая террористическо-экстремистская организация «партия исламского возрождения», легально действовавшая в стране на протяжении трёх десятилетий.

    Основным нормативным актом, регламентирующим действия религиозных организаций на территории Республики Таджикистан, является Закон  Республики Таджикистан  «О  свободе  совести  и  религиозных  объединениях», приятый Парламентом республики в марте 2009 года.  

    Здесь учтены важные факторы. Во-первых, население республики, абсолютное большинство которого составляют мусульмане, является крайне религиозным и выполняет большинство требований ислама или, во всяком случае, старается наладить свою жизнь в рамках религиозных предписаний. Во-вторых, религиозные праздники ислама, которые являются одним из основных видов проявления сути этой религии и основой народных обрядов признаны на официальном уровне в рамках действующих законов. В-третьих, государственные деятели всех рангов, в своих действиях никогда не показывают свою отдалённость от ислама и т.д.

    При этом стояла задача, урегулировать подобные отношения таким образом, чтобы «они не противоречили Конституции республики с одной стороны, и Корану – с другой». Что и было успешно сделано.

    В законе «О свободе совести и  религиозных организациях» закреплено, что официальным исламским течением  в республике признан ханафизм, основателем которого является этнический таджик  имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, живший в XIV веке нашей эры. В Таджикистане большинство мусульманского населения придерживается ханафитского  течения, «столпами которого, признаны мир и спокойствие,  безопасность общества, покой и благополучие народа».   Действующий закон о религии разработан с учётом новых сложившихся геополитических реалий в обществе и при активном участии международных экспертов в области религии и права. С учётом того, что Таджикистан является правовым светским демократическим государством, и каждый его гражданин имеет полную свободу выбора.  

    Страна, наученная горьким опытом гражданской войны,  уверенно движется в правильном направлении в вопросах, касающихся отношения светской власти к религии. В обществе есть сторонники укрепления ислама и их оппоненты, но и те, и другие признают, что сегодня для радикального ислама в Таджикистане нет места. 

     

    Сафина Абдуллаева, блогер,

    член молодёжной организации

0

Комментарии

1 комментарий