Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Предварительный ответ кыргызскому учёному Орунбаю Ахмедову

  • Естественно, что таджикский учёный, кандидат политических наук Абдулло Рахнамо в состоянии и в интеллектуальных силах лично отстоять свою твёрдую позицию, собственную точку зрения относительно проблемы раздела границ с соседним Кыргызстаном. Именно так, рационально и обоснованно поступил он, написав и опубликовав статью ««Таджикско-кыргызские пограничные конфликты. Кто на самом деле агрессор?», созданную на основе неопровержимых документальных материалов, в том числе эксклюзивных топографических карт, переведённую на несколько языков, размещённую на многих сайтах.

    Данная публикация, по видимому, не совсем (или совсем не) дошла до сознания и воспалённого разума кыргызского учёного Орунбая Ахмедова, который назвал свой ответ на сайте «Вечерний Бишкек» - «Как РТ пытается оправдать военную агрессию путём манипулирования архивами», обнаружив тем самым, что все доскональные, популярные  разъяснения Абдулло Рахнамо, понятные  даже школьнику, прошли мимо него.

    Представляется,  что таджикский учёный располагает ещё большими архивными сведениями, уникальными картами, историческими сведениями и юридическими документами, которые уже представил в названной публикации. И на их основе читателю будет предложена вторая часть его научно-публицистического труда об историческом становлении, определении и разделении линии таджикско-кыргызской границы. В том числе, на Памире, раз уж эту больную тему затронул кыргызский эксперт.

    В свою очередь, мы напомним, что, как известно, в восточной части линии таджикско-кыргызской госграницы расположены районы Лахш (347 км) и Мургаб (82 км). Обстановка в этих районах остаётся стабильной. Однако кыргызские власти,  ангажированные ими жёлтые СМИ и журналисты, отдельные учёные, в числе которых О.Ахмедов, используют факт проживания этнических кыргызов на этих территориях РТ в корыстных и провокационных целях для дестабилизации общественно-политической ситуации. В частности, наблюдается тенденция выдачи кыргызских паспортов в упрощённом порядке. Жители Лахшского района, с целью уклонения от военной службы в РТ, идут в кыргызскую армию или вообще укрываются на территории третьих стран. 

    Помимо экономического фактора, историческое проживание кыргызов в Лахшском и Мургабском районах используется Кыргызстаном в идеологической и агрессивной информационной войне против Таджикистана. Кыргызскими СМИ и пользователями соцсетей из числа граждан КР  неоднократно муссировался вопрос о принадлежности Мургаба и присоединении к КР. Данная заведомо ложная информация не имеет фактического обоснования и создаёт почву для протестных настроений в приграничных районах, что может привести к возникновению новых конфликтов на границе и дестабилизации обстановки. Этого то и добиваются отдельные кыргызские госчиновники и псевдоучёные, которые в отличие от своего знаменитого земляка Чингиза Айтматова, не наделены мудростью и здравым смыслом. В подтверждение своих нелепых догадок и предположений они, как и О.Ахмедов, демонстрируют  сфальсифицированные карты неизвестного происхождения, цитируют юридические документы, «притягивая за уши» их истинный смысл к собственным измышлениям.

    Для таких представителей КР не имеет значения даже то, что сегодня рабочие группы межправительственной комиссии с обеих сторон продуктивно работают в активном режиме, описав ещё около 20 км границы, а кыргызский президент обещал мирно решить приграничный вопрос в самое ближайшее время – до конца текущего года. 

    Недальновидный учёный О.Ахмедов, с целью нагнетания обстановки вокруг приграничной проблемы, которую таджикская сторона многократно предлагала решать только законным, конструктивным, взаимовыгодным, а главное – скорейшим путём, давит на ещё одну болевую точку – Мургабский  район, где на протяжении долгих лет мирно соседствуют кыргызское и таджикское население. В качестве доказательства своей «правоты», он приводит мутную географическую карту с нечёткими обозначениями и надписями, возможно, сфальсифицированную им самими или авторами других подобных провокационных материалов и высказываний.

    Но у таджикской стороны, как показала статья А.Рахнамо, имеются более веские и правдоподобные доказательства правомерности собственных границ, которые подтверждены не мифами и легендами, а реальными историческими изысканиями, географическими выкладками и топографическими картами.

    На сегодняшний день из общей протяжённости, составляющей 987,6 км, стороны согласовали и произвели проектное описание прохождения линии  границы протяжённостью 625 км, что составляет  63%. Неопределенные территории - Алтын Мазар и Шатти (Джаббор Расуловский и Мургабский районы) являются спорными и до сих пор изучаются комиссией. В соответствии с межправительственным Соглашением между РТ и КР от 2004 года, на таджикско-кыргызской госгранице существуют 5 пунктов пропуска, в том числе "Кызыл-Арт" в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и "Карамык" в Лахшском районе.

    Обеим сторонам придётся решать вопрос о спорных участках – местностей  Алтымазар и Карамык, находящихся  в Лахшском  районе. В заявлениях кыргызской стороны речь шла об отрезке таджикско-кыргызской границы на стыке Мургабского и Лахшского  районов. Протяженность госграницы составляет здесь 519,9 километра. Кыргызское правительство этот отрезок со своими ведомствами согласовало. 

    В этом контексте таджикская сторона ещё в марте 2014 года представила кыргызской стороне проект договора "О государственной границе" с целью юридического оформления согласованного участка линии государственной границы протяженностью 519,9 километра. Этот участок охватывает территорию от точки стыка трёх государств – Таджикистана, Кыргызстана, Китая – до точки, расположённой выше перевала иглы Горно-Матчинского района Согдийской области. На этой линии государственной границы имеются два нерешенных участка – Алтынмазар и Карамык. Проект договора о государственной границе на данный момент проходит согласовательную процедуру в обоих государствах. При этом в Госкомитете подчеркнули, что, обсуждая эти 519,9 километра госграницы, таджикская и кыргызская стороны не включают в указанный километраж территорию спорных участков – Алтымазар и Карамык. Вопрос об этих территориях ещё предстоит решить.

    «Основной осью таджикско-кыргызской границы на северо-востоке выступает Заалайский хребет. Если граница не будет проходить строго по вершинам этого хребта, то появится полуанклав Алтынмазар, а значит, и ряд осложнений для Таджикистана», - считает политолог Абдугани Мамадазимов.

    Таджикская сторона как раз видит целесообразным прохождение государственной границы по вершинам хребта. «Алтынмазар в центральной части Заалайского хребта будет "висеть" как дамоклов меч над горным проходом в бассейне реки Муксу, а в перспективе – над автодорогой Лахш - Мургаб, разделяя пополам два крупных горных района Таджикистана», - объясняет А.Мамадазимов.

    Кроме того, по словам эксперта, если граница не пройдет по вершинам хребта, то снизится стратегическая роль и предназначение этих географических препятствий, выступающих естественными "щитами" от гипотетических и потенциальных вторжений извне.
    Что касается участка Карамык, то, учитывая, что он находится на высокогорном перевале (порядка 4,5 тысячи метров), по мнению А.Мамадазимова, решить этот вопрос тоже можно только закреплением прохождения госграницы по горной вершине.
    «Но отрадно отметить, что в процессе делимитации и демаркации этого участка границы этнический аспект почти полностью исключается», - продолжает специалист. Кстати, этнический аспект исключается, несмотря даже на то, что населённые пункты Лахша, жители которых преимущественно этнические кыргызы, находятся сравнительно недалеко от спорных участков, так как большая часть населения этого района – метисы, от смешанных браков. В этих семьях общаются на двух языках: кыргызском и таджикском. Традиционно в школах 1-й "А" – кыргызский класс, 1-й "Б" – таджикский; если руководитель - таджик, то его заместитель – кыргыз, или наоборот. Массово в Кыргызстан никто из Лахша не переезжает, при этом поддерживают связи с родственниками в соседнем государстве, студенты ездят туда учиться. Здесь не принято  говорить об этнических различиях.

    По некоторым данным, за годы независимости в Кыргызстан переселились около 50 тыс. этнических кыргызов, из них 80% – из Таджикистана. Остальные остались жить на земле своих предков. Они мирно соседствуют с братским таджикским народом, порой даже не подозревая, какие информационные баталии и провокационные атаки проводят в СМИ их соотечественники с кыргызской стороны.  

    И, к сожалению, некоторое время назад Кыргызстан в одностороннем порядке закрыл границу для студентов,  проживающих в Лахшском и Мургабском районах РТ.

     

     

    Буран Алаев

0