Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ОТЗЫВ на статью Абдулло Рахнамо “Позиция Таджикистана или Почему Республика Таджикистан не агрессивная страна?”

  • Статья эксперта по международным вопросам Абдулло Рахнамо под названием “Позиция Таджикистана или Почему Республика Таджикистан не агрессивная страна?” посвящена проблеме определения границ между Таджикистаном и Кыргызстаном, что является причиной разногласий между двумя странами и нежелательных конфликтов между двумя братскими народами. Проблема усугубляется тем, что данное противостояние возможно станет не только причиной серьёзных осложнений и ухудшений в межгосударственных отношениях двух стран, но и может перерасти при определенных условиях на реальную угрозу для нестабильности и мира всего региона Центральной Азии. С этой точки зрения, данная статья является актуальной и своевременной, внося определенный вклад в изучении сути данной проблемы и скорейшего ее мирного разрешения.

    Автором статьи проанализировано огромное количесто материалов, связанных с историей данной проблематики и сделаны обоснованные заключения. На самом деле, неправильный подход или искажение сущуествующих на этот счет фактов может привести не только к тупику, но и к определенным осложнениям, превращая данный вопрос местной и межгосударственной значимости в проблему регионального и международного масштаба. Такая постановка вопроса противоречит духу взаимопонимания и основополагающим принципам доверия и сотрудничества. Таджикская сторона признает, что есть проблемы относительно определения и соглосования границ с Республикой Кыргызии, но призывает другую сторону решить спорные вопросы за столом переговоров и основываясь только на юридически обоснованные факты.

    С нашей точки зрения, правовой основой официальной и государственной силы документов, определяющих границы, является то, что они должны быть приняты и утверждены в рамках положений Конституции СССР по этому вопросу. Потому что для изменения государственных границ республик, входящих в состав СССР, Конституция СССР сначала требовала согласия этих республик (в виде государственного документа), а затем принятия соответствующего решения высшей государственной власти СССР. Только в этом случае документ мог получить статус официального документа, определяющего границу между республиками. Это требование об изменении границы между республиками повторялось во всех Конституциях СССР, принятых в разные годы (1924, 1936, 1977), что является показателем его важности и значимости. Например, статьи 73 и 78 Конституции СССР 1977 года также требовали, чтобы границы между советскими республиками изменялись только с согласия этих республик и должны быть одобрены соответствующими полномочными органами СССР. С этой точки зрения, за весь период существования Таджикистана и Кыргызии только документы о национально-территориальном делении 1924-1927 и 1932 годов прошли все процедуры, предусмотренные Конституцией СССР 1924 года, и только эти документы являются документами, определяющими государственную границу между этими двумя республиками. Еще одным веским доказательством того, что документы 1924-1932 гг. являются единственными юридическими документами в вопросе о границах двух стран, согласно автору статьи, является то, что после пограничного конфликта в 1989 г. именно по требованию Совета Министров Таджикской ССР и Советом Министров Кыргызской ССР в 1990 году была создана специальная комиссия Верховного Совета ССР по рассмотрению документов, определяющих границу между этими республиками. Изучив этот вопрос, эта комиссия также пришла к окончательному выводу, что только документы 1924-1932 годов могут быть признаны и использованы в качестве документов, определяющих границу между Таджикистаном и Кыргызией.

    Таким образом, вопрос о том, что есть ли соответствующие документы государственного значения об утверждении (или ратификации) документов, принятых на этот счет местными органами властей за период после 1932 года, на которые ссылается кыргызская сторона как прововая основа данной проблемы, является ключеым. Ответ автора статьи на этот вопрос отрицательный: Нет! Значит, все доводы другой стороны об их праве на исконно таджикские земели не имеют под собой никакой правовой основы, они беспочвенны, не обоснованны. Поэтому, основываясь на реальные доказательства, автор статьи сделал еще одно важное и правильное заключение, что в данном пограничном споре таджикская сторона не может быть признана страной агрессии или агрессором, так как Таджикистан не вторгается на законную территорию Кыргызстана, а требует возвращения своих законных земель из соседней страны.

    В заключение стоит отметить, что данная статья имеет и огромное практическое значение для обеих сторон – и Таджикистана и Кыргызии, особенно для тех, кто непосредственно задействован в процессе решения данной проблемы.

     

    Шамсиддин Каримов,

    Ведущий сотрудника

    Института изучения вопросов

     стран Азии и Европы НАНТ,

    доктор политических наук

0