«Вселенная не значила бы так много, если бы, не была домом для людей, которых ты любишь». Стивен Хокинг, теоретик-физик
Данная статья ввиду актуальности темы опубликована по просьбе читателей. В ней отражается дух народа, который воссоздал мировой праздник Навруз.
Праздник Навруз не только дань уважение народным традициям, чествования равноденствия и начало весеннего посева, а вполне конкретная установка и панацея от распространения пагубных последствий экстремизма среди молодого поколения.
Восточные люди, мировоззрение которых, не засорёно фанатизмом, искренно считают праздник Навруз – символом единения человека и природы, единство созидательного начала и истинного творения во благо всех трудолюбивых людей. Талибан, захвативший власть в 2021 году исключение из правил. Они в силу тупости натуры не знают, что Навруз априори против любого проявления экстремизма. Его руководство в разгаре племенной угары заявило, что Навруз на государственном уровне отмечаться не будет и что это «таджикский» праздник, не имеющий ничего общего с Исламом.
Всем здравомыслящим людям известно, что Навруз не имеет ничего общего с религией и про природе своей призван призвать людей к добру и созидательному труду. Его ещё называют праздником труженика–дехканина, облагораживающего после длительной зимней спячки землю.
Попробуем, представителям средневекового мракобесия, называемыми на современный лад талибами, не вдаваясь в детали и глубокий анализ, доходчиво объяснить в данной статье архиважность празднования Навруза – весеннего равноденствия и начало года в такой агарной стране, как Афганистан.
Через призму исторического ракурса следует особо подчеркнуть, что Наврузу 6 тысяч лет и заявления о таджикскости данного праздники не беспочвенны. Хотя справедливости ради отметить, что пуштуны нынешние предки талибов, как представители индоарийских племён широко отмечали Навруз, сверяя в начале весны свои действия по посеву и облагораживания земель именно с его вступления. По указке исламистов отменялись атрибуты Навруза, они насильно и неоправданно считались опасными для формирования мировоззрения адептов террора праздником.
Между тем, народ Афганистана является выразителем позитивных начинаний в период Навруза. В северный город Мазари Шариф ежегодно до 2022 г. стыкались более миллиона человека со всех концов страны и из-за рубежа. Это было не только фестиваль местной культуры и показ ремесла, самодеятельности и кухни, но и признавался устойчивым подспорьем социально-политической базы любой власти. К сожалению, талибы относятся к власти, как с неба свалившейся манны небесной и следовательно не знают с ней, как поступать. Не могут вникнуть, что этими деяниями остаются за бортом искреннего проявления человеческой природы и всеохватывающей эйфории, игнорируя при этом всевидящее общественное мнение. Они оказались по собственной вине в ряду организаций, которые ответили афганскому народу чёрной неблагодарностью.
По сведениям из журналистских кругов Афганистана, патриотично настроенные члены гражданского общества, последователи идеи постепенного исторического развития страны вкупе с активной поддержкой представителей передовой интеллигенции показывают явную всеобщую смелость перед лицом натиска ДТ, участвуя нелегально в мероприятиях всемирного праздника Навруз. Они не позволяют имитировать нахождение во власть талибов, надеются, что это варвары образумятся со временем. И конечно уверены, что сращивание народных традиций и верований неизбежно с исламским сегментом. Прогрессивная часть страны не дадут охаивать народные традиции и верования.
Талибы перестарались накануне нынешнего чествования праздника Навруз, нейтрального по своей сути юбилей весны и равноденствия, прейдя красную черту. Они сокрушились на святую святых любого народа – его традиции, увековеченных веками в сознание масс.
Как выразитель экстремистской субкультуры, движение Талибан, культивировавшее насилие и произвол с чувством черствости и не завидной зависти воспринимает всё благожелательное начало, инициируемое народом страны.
Стоит особо подчеркнуть, что талибы претендуют на должное эффекту мученика место в политической нише Афганистана. Прибавляя протестный потенциал к проблемам неблагополучных районов, населённых таджиками и узбеками вносят негативную остроту в межнациональные, религиозные отношения и верования. Так, они в силу недальновидности натуры, наверняка наращивают радикальные мускулы, чтобы искоренить местные традиции. При этом, Талибан, пользуясь толерантностью жителей, сломив стереотипы, вносят раздор в умах простых жителях не чень хорошо разбирающихся в хитросплетениях шариатской практики управления ДТ.
Возвращаясь к теме Навруз стоит напомнить, что этот народный праздник неоднократно объявлялся исламистами разных мастей остатком преданий и верований язычества, где культивируется якобы покорения чужим «идолам» и порядкам. Для этих целей они организовали агитационную кампанию, где собрались вокруг идеи «чужеродности» Навруза, радикально настроенных к любым историческим мифам и народным приметам мулл. Вооружившись орудием пропаганды, объявили всех, кто отмечает Навруз еретиками и вероотступниками.
Открытия и заверения учёных и историков об историческом значении Навруза и важности для формирования национального самосознания миновало радикалов из ДТ. О том, что Навруз олицетворяет добро и созидательное начало, ознаменует позитивные начинания в природе и в личности человека, членами ДТ опускались специально.
Одним словом, стагнация и всеобъемлющее разочарование, как нельзя лучше характеризуют нынешнее морально-психологическое состояние талибов, стремящихся игнорировать национальные традиции, в том числе Навруз. Они этим хотят нанести моральный ущерб светской модели государственности, где национальное верование превалирует. По мнению кругов близких к руководству ДТ, их положению не позавидуешь. Ряд факторов внутреннего и внешнего свойства стеклись в единую точку, создав общий негативный срез в отношении их дальнейшей деятельности.
Представители члены движения Талибан, как мнимые антигерои общества не нашли соответствующее место в политической палитре собственной страны, возвышают лживый политический вес путём искусственного возвышения радикальных форм сознания. Пословица гласит: «Сколько верёвочке не витья, всё равно будет конец».
Михаил Рустамов,
эксперт по региональной безопасности.