Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Уроки Казахстана. Опыт Таджикистана

  • Сегодня, когда правоохранительными органами Республики Таджикистан стабилизирована социальная обстановка в ГБАО и общими силами налажена ситуация в Казахстане, эксперты проводят параллели этих событий, ищут общность и различия в произошедших конфликтах.

    При этом аналитики отмечают, что ввод военных миротворческих сил  ОДКБ в Казахстан является прецедентом,  абсолютно новым явлением в деятельности Организации. До последнего времени ОДКБ воспринималась как международная структура, чья миссия направлена на отражение внешней агрессии. Хотя положение о совместных миротворческих акциях по запросу одной из стран-членов ОДКБ в документах Организации закреплено, но ни разу не применялось на практике.

    Беспорядки в Казахстане руководством страны были оценены как «красный уровень» террористической угрозы государству и обществу, привнесённой извне, при активном участии иностранных граждан и радикальных исламистов, и срочное введение сил быстрого реагирования ОДКБ стало оправданным, правомерным решением.

    Молниеносное слаженное противодействие миротворческих сил ОДКБ в Казахстане преступным и террористическим группировкам, спонсируемым и поддерживаемым из-за рубежа, доказало, что Организация дееспособна и мобильна, в критические моменты может дать достойный отпор противнику.

    Оперативная поддержка стратегических и военных партнёров  особенно актуальна ещё и потому что, как заявил президент Республики Таджикистан, на территории стран региона существуют «спящие ячейки» террористов, куда входят бывшие граждане стран СНГ, способные активизироваться в любой момент. Более того, непосредственно у таджикско-афганской границы развёрнуто 40 лагерей, где сосредоточено до 6 тысяч боевиков.

    Более того, стоит учесть, что самый «близкий», непосредственный сосед Таджикистана и Казахстана  –  Кыргызстан  имеет трагический опыт трёх «цветных» революций, являясь  оплотом социально-политической нестабильности и народных волнений. Показательно, что во время беспорядков в Казахстане кыргызские власти оставались крайне сдержаны  в оценке по этому поводу, направив туда свой миротворческий батальон позже всех, после долгих раздумий. А большинство  кыргызских граждан открыто поддерживали протесты и митинги в соседней стране, выступали против  введения войск ОДКБ в Казахстан. Известно, что среди задержанных в Казахстане лиц, причастных к организации и участию в митингах, грабежах и погромах, немало кыргызских «миссионеров», которые оправдываются тем, что прибыли сюда «только посмотреть».  

    Один из местных экспертов, проживающих на Западе, провёл аналогию недавних казахстанских событий с ситуацией в ГБАО РТ. В частности он пишет: «Мне кажется, что политика таджикского правительства в регионах объясняется стремлением контролировать ситуацию в стране и обществе. Власти явно поставили перед собой задачу устранить все очаги потенциальной общественной мобилизации в стране, которые могли бы послужить в будущем основной для дестабилизации и антиправительственных выступлений». Естественно, что конституционная власть, т.е. центр, должна держать ситуацию в государстве в поле фронтального и периферийного зрения. Если полностью не «контролировать ситуацию в стране и обществе» в рамках закона, то сразу же наступит хаос и анархия, чем немедленно воспользуются внутренние и внешние деструктивные силы, как это неоднократно случалось во многих странах бывшего Союза. Поэтому правительство имеет перед собой задачу не только устранять очаги потенциальной общественной напряжённости, но и не допускать их появления.

    Эксперт рекомендует, что «для полного и окончательного урегулирования ситуации  (в ГБАО)  необходимо проведение реальных социально-экономических преобразований в области и в стране в целом, решение проблем с безработицей и нехваткой рабочих мест, наполнением местных бюджетов  инвестициями, реализацией общественно значимых проектов и так далее».

    В связи с этим, полезно напомнить, что в каждой из регионов Таджикистана, естественно, имеются какие-либо проблемы. Каждая из областей РТ обладает некими географическими преимуществами, природными ресурсами или же обделена ими. Однако ни одна из областей Таджикистана не жалуется, не спекулирует, не шантажирует власти своими «особенностями», как постоянно делает это дотационный регион – ГБАО.  Жители Согда, Хатлона, Куляба, Душанбе, других больших и малых городов и посёлков мирно,  спокойно занимаются полезными делами, производством, торговлей, образованием, благоустройством своего края. Им некогда митинговать и незачем протестовать. Они понимают, что для того, чтобы достойно жить – необходимо учиться, работать, защищать Отчизну. Нигде, кроме ГБАО, не поощряются правонарушители и преступники. Нигде им так не поклоняются, не приклоняются перед их деяниями. В ГБАО «местные лидеры из криминального мира, которых несколько человек,  выступают арбитрами при разрешении споров и пользуются на своей территории самыми разными видами влияния, включая финансовое».

    К сожалению, отдельными представителями местных органов власти и правоохранительных органов, подобное поведение поощряется, поддерживается, но не пресекается. Вместо того чтобы противостоять криминалу, наркобизнесу, коррупции, вплоть до последнего времени представители административных и правоохранительных структур, интеллигенция, местные активисты, называющие себя  «гражданским обществом», молча бездействовали.

    Пассивность, отсутствие активной жизненной, гражданской позиции повлекли за собой тенденцию роста общего уровня совершения преступлений, среди которых: незаконный переход границы, незаконный оборот и хранение огнестрельного оружия, контрабанда,  незаконный оборот наркотиков. Как следствие подобных преступлений и нездорового образа жизни, в ГБАО  немало  наркозависимых и вич-инфицированных граждан, велика смертность от сопутствующих заболеваний. Нередки случаи алкоголизма,  уклонистов от военной службы, несправедливого распределения или незаконного присвоения земельных участков. Если кто-либо из родственников занимает здесь ответственную должность, то это служит гарантией, что его сородичи и кумовья  будут в приоритете, безнаказанны в случае каких-либо правонарушений.

    Более того, известны случаи, когда отдельные работники  правоохранительных органов и силовых структур содействуют  организованным преступным группировкам в приобретении оружия.   Настораживает и то, что количество выявленных преступлений в области доказывает, что соблюдение общественного порядка, движение транспортных средств на дорогах, выполнение требований нормативно-правовых документов, обеспечение верховенства закона на территории ГБАО имеет отрицательную тенденцию.

    Поэтому для устранения негативных явлений, препятствующих развитию края, наносящих ущерб благосостоянию местных жителей, крайне необходимо усилить воспитательную, образовательную и разъяснительную работу среди населения, особенно молодёжи. Давать жёсткий отпор членам организованных преступных группировок.  Поддержка главарей организованных преступных и  наркогруппировок несознательной молодёжью Хорога, экстремистскими интернет-сайтами и блогерами   также приводит к печальным последствиям, ранениям и гибели людей, поджогам и массовым беспорядкам,  разрушению строений, вырубке редких деревьев.

    Те, кто агрессивно настроен против законных действий правоохранительных органов и местных властей не думают о завтрашнем дне ГБАО. Именно силовики, в числе которых немало родственников жителей этого региона, охраняют безопасность, жизнь и здоровье их близких. Они воюют не с народом, а с конкретными преступниками.

    Таджикистанцы, вне зависимости от их национальности, места рождения и проживания, имеют равные конституционные права и возможности в их реализации. А также - определённые обязанности, о которых нередко забывают. Непосредственная близость к афганской границе, нестабильность в результате пандемии и экономического кризиса, коррупция, криминализация отдельных сфер – всё это проблемы не только ГБАО, но и республики в целом. 

    Представители криминалитета, террористы и экстремисты не имеют шансов, перспектив в правовом государстве. Попытки навязать народу свою волю, образ мысли и жизни, как правило, обречены на провал. Устремления деструктивных сил опереться на криминальные структуры в любом случае потерпят крах, так как последние не имеют чётко выраженной идеологической и политической позиции, заинтересованы лишь в собственной выгоде.  Преступные организации и антиобщественные элементы не имеют перспективы на длительную поддержку местного населения. Так было в Казахстане. Так было и будет на Памире.

     

                                                                                      Игорь Махкамов

0

Комментарии

1 комментарий
  • Алексей Сдвижков
    Алексей Сдвижков18 января 2022 г.+1
    В комментариях полно умников, которые с пафосом экспертов 80-го левела открывают мне, недалекому, глаза на то, что никакого стихийного восстания в Казахстане не было, потому что все происходящее – коварный план спецслужб, которые инспирировали массовые беспорядки, дабы под шумок совершить дворцовый переворот. Это, конечно, полнейшая чушь. Планы можно составить какие угодно. Но вызвать цепную реакцию протеста в условиях, когда порог возмущения не достигнут, принципиально невозможно. Точечно инсценировать протест – легко. Но вся страна от этого не сдетонирует.