Парадигма талибов, как пережитка прошлого века заключает в себя сущностный метод принятия решений, ментальную модель конкретной организации, основанной на диктате одной этнической группы над другой и культа силы над всем населением.
По сообщению информационно-аналитического сайта «stanradar.com» боевики радикального движения «Талибан»*, одурманенные идеей пуштунского шовинизма в уезде Куш-Теппа провинции Джаузджан, населённые преимущественно узбеками и туркменами, принудили жителей покинуть исконные земли предков и передать их выходцам племени «кучи» (так называют кочевников из юга страны). Племя кучи - пуштуне по происхождению, насчитываются 3 млн.человек. Они обычно живут на территории южного Афганистана и северного Пакистана. Занимаются скотоводством. Они ведя кочевой образ жизни не склоны к постоянному месту жительства. Но в силу нахождения боевиков - выходцев кучи в рядах талибов, похоже, впервые в истории мы станем свидетелями насильственного перехода этой народности от кочевого образа жизни к оседлости.
Но пока попытки талибов в этом направлении сталкиваются на сопротивлении местного населения. Жители уезда Куш-Теппа, проявив гражданскую солидарность, собравшись воедино и вооружившись палками, прогнали талибов вместе с представителями кучи со своих земель.
Между тем, журналист сайта сообщает, что «ранее боевики выселяли из своих домов и отбирали земельные наделы у тысяч семей хазарейцев, которые исповедуют шиизм, — в провинциях Дайкунди, Урузган, Гильменд и Балх. Отобранные земли и другая собственность были переданы пуштунам, представители которых составляют основу «Талибана»». По сведениям этого же интернет – издания «ранее на встречах с представителями властей Узбекистана высокопоставленные члены «Талибана» заверяли, что их боевики не будут притеснять этнических узбеков в Афганистане. Более того, талибы обещали создать условия для изучения узбекского языка в афганских школах и университетах».
Известный писатель Пауло Коэльо, приученный горьким опытом, не верит всяким обещаниям, на сей счёт иметь ёмкое высказывание, раскрывающее тонкость момента: «Не надо верить обещаниям. А на свете их так много — обещают богатство, спасение души, любовь до гроба. Есть люди, которые считают себя вправе посулить всё что угодно. Есть другие — те соглашаются поверить в любые посулы, лишь бы они гарантировали им иную, лучшую участь. Те, которые обещают и обещания не выполняют, в конце концов, становятся бессильными и никчемными. И это же происходит с теми легковерными, что хватаются за обещанное».
Когда писалась данная статья, начали поступать тревожные сведения о некоторых деталях националистической политики талибов на севере Афганистана. Насаждая воинствующий пуштунизм, это движение в массовом порядке продолжает переправлять своих соплеменников из Юга Афганистана и севера Пакистана в места компактного проживания таджиков, узбеков и хазарейцев. Не довольствуясь земельными угодьями, захватывают дома, женщин, машин, пастбище, насаждаются чуждые местному населению традиции. В особенности, этому контингенту вменяется уклонение от соблюдения человеческих законов по отношению к чужакам, насаждение порядков средневековой инквизиции, обязательный атрибут которого убийства «приезжих» по их мнению народностей: таджиков, узбек и хазарейцев. Данное описание очень актуально для сегодняшнего понимания ситуации и политической структуры Афганистана, так как это не полный перечень зверств и случаев поклонения чужому истукану, названному - доморощенные талибы.
А знающие Афганистан эксперты едины во мнении, что «Талибан[1]» - это сублимация и смесь отсталой племенной структуры с общинным видением на мир, которых никакие переговоры и промывка мозгов не исправят. Талибы, подстрекаемые Пакистаном, начали целенаправленную работу по ущемлению прав и свобод народностей Афганистана, насаждению радикальных форм правления шариата не только внутри страны, но и распространению идей «халифата» в мусульманских регионах постсоветского пространства.
Сергей Рахимов, эксперт по Афганистану