Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Дели и Душанбе занимают идентичную позицию по Афганистану

  • Индия и Таджикистан в течении 30 лет вопреки высказыванию «Страны имеют постоянные интересы, а не постоянных друзей», поддерживают достаточно высокий уровень двусторонних отношений и придерживаются общего подхода по многим региональным вопросам, в особенности располагают схожим мнением по Афганистану. Ряд объективных и субъективных факторов способствуют этому. Во-первых, общие родственные индоевропейские корни таджикского языка и языка санскрит облагораживают двусторонние таджикско-индийские связи. Во-вторых, общность этнического происхождения древних арий народов, заложил изначально крепкий фундамент не только политико-экономических, торгово-культурных, но и простых человеческих отношений народов Южной и Центральной Азии. Нахождение памятников культуры, соприкасающиеся с историей Таджикистана в древних городах индийского континента, наличия величественной таджикской ветви классической литературы и корифеев поэзии и прозы, т.к. Бедил, Хусрави Дехлави, Зебунниссо, М.Икбол и др., являются цементирующим фактором прочных отношений двух народов. Следовательно, только дилетанты удивляются занятой нынешней консолидированной позиции двух стран по Афганистану.                  

    10 ноября с.г. в Нью-Дели состоялся третий диалог по региональной безопасности в Афганистане, в котором приняли участие представители России, Ирана и 5 центрально-азиатских стран. Как и ожидалось, в данной встрече обошлись без представителя движения «Талибан»[1]. В делийском заявлении обозначена «дорожная карта» по будущему обустройству Афганистана и действий соседних и региональных держав относительно афганской проблематики. В ходе конференции участники обсудили безопасность и политическую ситуацию в Афганистане, призвали к коллективному сотрудничеству в борьбе с терроризмом и формированию инклюзивного правительства в Афганистане. Все страны были едины во мнении в осуждении террористической деятельности, при этом подтверждая свою поддержку ликвидации террористической инфраструктуры и противодействию радикализации во всех его формах и проявлениях. Особо было подчеркнуто  невмешательства в афганские внутренние дела и что территория Афганистана не должна использоваться для укрытия, подготовки или финансирования террористических актов.

    Странами ближнего и дальнего зарубежья принято во внимание, что в ближайшее время общепризнанного правительства, способного ответственно относится к судьбе Афганистана и быть подотчётным соседним странам и международным организациям не будет формировано. Талибы[2] манипулируют мировым общественным мнением  двумя вопросами: гуманитарной катастрофой и нахождением международных террористических организаций. С тем, чтобы получить доступ к финансовым ресурсам в размере 9 млрд.долларов и заполучить дивиденды в борьбе с видимым терроризмом. С первым вопросом понятно, оно зависит о воли и решений Министерство финансов США, которому нанесён огромный моральный ущерб, вследствие чего изрядно пострадал  внешнеполитический имидж этой страны, а вот что касается МТО то чётко выраженной линии между «Талибан»[3], «Ал-Кайиды»[4] и «ИГ»[5] по идеологическим и стратегическим соображениям в природе не существует. Странная логика складывается в деяниях этих организаций террористической направленности. Они имеют общие цели и программные установки, едины их базовые лагеря. В период борьбы против бывшего правительства они единым фронтом осуществляли террористические акты.  Военным экспертам и лицам, отслеживающих процесс сращивания «ДТ» с «Ал-Кайиды»  и «ИГ» давно известно, что эта практически общая структура, острие которого нацелено на искоренения не только иностранного ига, но и что опасно последствий всего светского и демократического сознания, имеющего если отбросить период правления моджахедов почти 100 летнюю историю и традицию в Афганистане . 

    Этот тезис подтверждает Андрей Серенко, известный российский афгановед, который  считает, что «Талибы не в состоянии помешать укреплению позиций "Исламского государства".  Захват "Талибаном" (организация запрещена в СНГ)  власти в Афганистане создал благоприятные условия для укрепления в этой стране позиций "Аль-Каиды" (АК), "Исламского государства" (ИГ, обе организации запрещены в РФ) и других международных террористических группировок. Вопреки утверждениям ряда российских дипломатов и иностранных политиков, талибы не только не отказались от сотрудничества с "Аль-Каидой", но и не смогли (или не захотели) начать реальную борьбу с вроде бы конкурирующими с ними боевыми группами ИГ. Сегодня в Афганистане происходит возрождение различных джихадистских проектов с участием иностранных боевиков, трансформация террористической инфраструктуры, несущих прямую угрозу странам региона». И резонно опираясь на знание обстановки отмечает, что «Вполне вероятно, что эти джихадистские ресурсы в дальнейшем будут использованы не только в борьбе за власть внутри Афганистана, но и превратятся в реальную угрозу для его соседей».

    Данная аргументация не лишена логики. Талибы за 3 месяца не смогли порвать связь с МТО. За это время от рук террористов погибли, по меньшей мере 350 человек в Кабуле, Кандагаре, Герате и Кундузе, преимущественно представители национальных меньшинств.

    Как мы уже писали, «В кулуарах Московского формата произошли встречи сторон, которых можно  назвать историческими.  Впервые за много лет, при посредничестве внешнеполитического ведомства  РФ проведены плодотворные встречи представителей Индии с талибами. Подытоживая результаты встречи министр иностранных дел Индии сказал, что «стороны высказали свои претензии относительно другу друга». Как явствует из реакции сторон каких-либо конкретных шагов относительно будущих талибо-индийских отношений не принято, но перспектива обсуждения насущных проблем, в частности, возобновление деятельности  Индии в Афганистане после этих дебатов выглядит радушным».

    Касательно позиции Дели и Душанбе хотим сказать, что с течением короткого времени озвученная позиция стран относительно ДТ показала свою жизнеспособность. Указанный диалог укрепил и документировал скрепы  позиции Индии и Таджикистана. Индия и Таджикистан, приученные горьким опытом и опасениями  террористического интернационала, в 90-х г.г. поддерживали «Северный альянс», а позднее входили и в антиталибовскую коалицию.      Эти страны, союзники всего цивилизованного мира. Если для кого-то талибы – это экзотика и движение с неопределённым статусом, то для этих  стран – это осязаемая реальность, с кем приходится иметь дело практически в течение 27 лет.

    Обе государства - дееспособные страны, готовые дать отпор всякой невежественной силе извне, но и попутно ждущей реальной моральной помощи от дружественных государств, а не пустой болтологии, где вырисовывается признаки постепенного формирования общественного мнения и признания террористической организации в качестве легитимных органов власти в Кабуле.

    Похоже, что кто-то забыл постулаты, что «насильно мил не будешь». Талибам стоит изрядно попотеть, чтобы международное сообщество их признало, и Индия и Таджикистан, важные в этом русле региональные игроки.

     

    Сергей Рахимов, эксперт по Афганистану



    [1] .запрещённая в странах СНГ террористическая организация

    [2] .террористы

    [3] запрещённая в странах СНГ террористическая организация

    [4] запрещённая в странах СНГ террористическая организация

    [5] запрещённая в странах СНГ террористическая организация

0