Самое свежее

Аббас Галлямов. Хорошо хоть, успели взятие отпраздновать перед сдачей Лимана! Ева Меркачева. Невероятная жестокость: мать пятерых детей заковали в кандалы Вы готовы умереть за Путина? Политические анекдоты Андрей Нальгин. Присоединение Александр Росляков. Война иным старперам – что печенье... Константин Сонин. Обратный отбор

Секуляризм в Афганистане

  • «Грехи людей мы отливаем в бронзу, их подвиги мы пишем на воде»

                                         Древнее изречение

    Заголовок статьи на первый взгляд для несведущего в вопросах изучения истории региона эксперта выглядит довольно неожиданным. «Очень трудно искать в темной комнате чёрную кошку, особенно если её там нет» (Конфуций). Обнаружит ростки секулярного общества в стране с явными чертами религиозности, где чётко не разделена религия от государства и бытуют устойчивые светские законы и традиции, похожа на поиск иголки в стоге сена.  Но глубоко и профессионально изучив ситуацию внутри Афганистана, побывав в этой стране, можно высказать некоторые соображения и утвердить, что признаки секуляризма в особой афганской форме в этой стране, всё-таки существуют.

    Задатки секулярного мировоззрения в каждом образованном афганце налицо. Существуют они и в политическом бомонде Афганистана. Это выражается в присутствии на авансцене Кабула политических партий, организаций, учрежденных за последние 50-60 лет, в партийных уставах, которых провозглашена создание демократических институтов с явными элементами светскости.  По сравнению с религиозными группировками, выстраивающих свою деятельность на консервативной платформе и убеждении местного населения, соответствующему  высказыванию «Разве может воробей подняться до тех высот, на которых парит орёл?», леводемократические организации, отстаивают права образованной части афганского сословия.

    В частности, «Народно-демократическая партия», организация «Национальный гнёт», «Вечный зов» (Шуълаи човид), группа «Кор» (Труд), «Озодагон» (Свободолюбцы), «Национально-исламское движение» (Дустума), «Веш Зулмиён», действующих в прошлом и ныне утративших былую популярность, между тем нелегально объединяют в свои ряды бывших коммунистов, национал-патриотов, сторонников светской и демократической пути развития. «Национальный конгресс» Афганистана, возглавляемый доктором Л.Пидромом, совмещающий председательство «Совет таджиков», сплотил вокруг себя остатки организации, стоящих на светском пути развития, при этом  сочетая правильное религиозное предпочтение сторонников.       

    Говоря о секуляризме в Афганистане стоит остановится на роли доктора Наджибуллы, руководителя НДПА  в 1986-1992 г.г., в сознании простых афганцев. Его портреты вывешены практически в во всех дуканах (маленьких магазинах), машинах, торговых рядах, календарях, домах. Считается, что борясь с моджахедами доктор Наджибулло внёс огромную лепту в обустройстве Афганистана и светского развития государства.            

    В популяризации светских ценностей в Афганистане огромную роль играют СМИ. Газеты «Кабул таймс», «8 субх (8 утро), «Мондагор», «Иттилоот», «Анис». ТВ «Тулуъ», «Хуршед», радио» «Ватандор», интернет-ресурсы, которые освещают общечеловеческие ценности, достижения  научно-технического прогресса, историко-культурное наследие,  проведя просветительскую работу среди населения. Такую же роль играют музыка и пение. Несмотря на запрет талибов[1] имеют многомиллионную аудиторию. Почитателей певцов Сароханга, Ношиноса, Хакшиноса, Хайёла, Сорбона, А.Захира, З.Хувайдо и  др., можно встретить во всём Афганистане. Могила певца Ахмада Захира в 1996 году был разрушен талибами, однако, в 2003 году посредством поклонников был восстановлен за короткий период.      

    Исходя из интерпретации событий, в афганском раскладе политических сил, в том числе в среде мыслящих по современному сословий сложилась опасная ситуация. Наплыв радикальных форм трактовки религии превратил «Талибан»[2] в государство внутри государства, причиняя явный ущерб не только «неблагожелательному» населению, но и светскому мировоззрению. Выдавая стародавние порядки в качестве единственно правильной трактовки  Ислама, талибы тянутся к созданию страны с одним народом, с одним языком, с одним представлением о мире и мироздании. Ими тайком ликвидируются по заранее составленным спискам наиболее продвинутые жители, в подавляющем большинстве, бывшие государственные чиновники, активисты гражданского общества, военные, знаменитые журналисты, спортсмены, женщины, музыканты и певцы, поддерживающих светский путь развития. Эта когорта здравомыслящего сословия, которая ненавидят талибовскую[3] хунту и готовы в перспективе восстать против ограничения свободы, идеи секуляризма и унижающую человеческую природу порядки.

    Поверхностно относится к деяниям талибов и рассматривать их через призму достижений мировой цивилизации, тем  более структуры современной партийной организации не стоит. Талибан[4] - это сублимация и смесь отсталой племенной структуры с общинным видением на мир, которого никакие переговоры и промывка мозгов не исправить. Люди, вхожие в знание нюансов ситуации осведомлены, что талибы, подстрекаемые извне, начали целенаправленную работу по насаждению радикальных форм правления шариата.

    Таким образом, представлять и вырисовывать талибов  «идеальными партнёрами» для ведения дел, выглядит грубейшим способом оболванивания стран, имеющих общие интересы в регионе и жаждущих мира на принципах построения светского государства.

        

    Сергей    Рахимов, эксперт по Афганистану



    [1] .террористы

    [2] . запрещённая в СНГ организация

    [3] террористы, запрещённые в странах СНГ

     

    [4] террористы, запрещённые в странах СНГ

     

0