Самое свежее

Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый?

Гонка вооружений по-кыргызски

  • По сообщениям СМИ, президент Кыргызстана Садыр Жапаров на своей недавней пресс-конференции сделал достаточно жёсткое заявление в отношении Таджикистана: "Границы будут открыты после завершения делимитации и демаркации. Мы пока держим их закрытыми для недопущения конфликтов. В ближайшие дни в Таджикистан отправится межправительственная комиссия… Чем раньше закончим делимитацию и демаркацию, тем раньше откроем границу". Исключение сделали только для студентов для того, чтобы те могли продолжить учебу.

      Напомним, 28−30 апреля 2021 года на границе Кыргызстана и Таджикистана произошёл вооружённый конфликт, получивший название "Водный". После чего, Жапаров в одностороннем порядке закрыл границу. Сегодня, по истечении полугода кыргызская сторона наконец-то открыла въезд в страну 1 932 таджикским студентам, обучающимся в вузах КР. При этом они опоздали к началу нового учебного года ровно на два месяца.

    Этот шаг Жапаров назвал «своей единственной уступкой Душанбе. Других не будет».  Следовательно, процесс мирного урегулирования госграницы, который вошёл в нормальное руло, опять затормозится по вине кыргызского руководства. В силу того, что сам Кыргызстан необоснованно настаивает на значительных территориальных уступках, последнее по времени заседание межправительственной комиссии в октябре 2021 с.г. смогло демаркировать только 519 километров из 870 километров общей границы.

      Официально спорными признаны три участка: Торт-Кочо, через который идет дорога в таджикский Ворух, а также земли в Баткенском и Лейлекском районах.  Жапаров оспаривает то, что  ещё 3 марта 2009 года Адахан Мадумаров, на тот момент секретарь Совета безопасности КР, подписал протокол, где один из спорных участков в Лейлеке был признан таджикским. Нынешний кыргызский президент  безосновательно считает, что у Мадумарова не было полномочий подписывать протокол, и он не имеет никакой юридической силы. Хотя на тот момент подобных претензий Мадумарову никто не предъявлял, ведь  именно он представлял в то время эту страну.

    Провокационное заявление Жапарова было резко прокомментировано  экспертами-международниками, а таджикская общественность выразила свой протест по этому поводу, а также его необоснованными притязаниями на Мургабский район, который со времён образования СССР принадлежит Таджикистану.  

               Кыргызский политолог Денис Бердаков поясняет позицию Бишкека как попытку принуждения, называя это единственным, жёстким  выходом. Однако все ранее достигнутые договорённости и подписанные соглашения призывают стороны договариваться мирным путём на взаимовыгодной основе, без давления и ультиматумов.  По сути, необдуманное заявление Жапарова, за которое позже извинялся  его пресс-секретарь, могло бы послужить веской причиной нового приграничного конфликта, возможно вооружённого, сопряжённого с  человеческими жертвами.

    Или Жапарову невдомёк, что процесс делимитации и демаркации государственной границы между Кыргызстаном и Таджикистаном начат как раз для того, чтобы подобные конфликты избежать,  обеспечить и гарантировать жителям по обе стороны мир, спокойствие и безопасность.

    Так для чего руководитель страны и его подручный, возглавляющий силовые структуры КР – Ташиев регулярно делают заявления, заведомо направленные на разжигание межгосударственной, межнациональной розни, которую потом нелегко потушить? Почему в одностороннем порядке закрывают КПП, въезд и транзит транспорта и граждан через территорию КР?

    Более того, чтобы устрашить соседа Ташиев роет по периметру границы военные окопы, ставит ограждения типа противотанковых «ежей», строит военные блиндажи. Вооружает местное население и резервистов. Помимо бронетехники в Объединенных Арабских Эмиратах были закуплены снайперские винтовки на общую сумму $ 3.5 млн. Это на земле. В воздухе будут летать ударные беспилотные аппараты турецкого производства и дроны-разведчики «Орлан». И если рядом была бы «большая вода» кроме таджикского водозабора «Головной», то Ташиев закупил бы ещё и подводные лодки.

    Вице-премьер мотивирует военные приобретения тем, что посредством  «Байрактар» бомбы были сброшены на Нагорный Карабах и территорию Донбасса.

    Возникают резонные вопросы: кого Ташиев планирует бомбить  своими «Байрактарами», и в кого будут целиться его снайперы? Неужели в ближайшего стратегического партнёра по ШОС и ОДКБ?

     

          Буран Алаев

1