Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Великая Россия обозначила роль и место таджиков в возрождении Афганистаном

  • Весь мир воодушевлён прагматичным подходом России по отношению к таджикам Афганистана, отражённом в выступление Путина В.В. на XVIII Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай».

    Эта парадигма  имеет веские научно и исторически обоснованные, документально доказанные причины. Действительно, языковая и духовная  идентичность Афганистана и Таджикистана уникальна в силу общей истории, культуры и традиций народов. Представители единого этноса внесли выдающийся вклад в мировую цивилизацию. Эти факторы могут стать  основополагающими в современных таджикско-афганских и российско-афганских отношениях, придадут позитивный импульс, способствуют плодотворному сотрудничеству в рамках стратегического партнёрства в формате трёхсторонних связей РФ, РТ и Афганистана. И главное, это позиция зиждется на позиции Республики Таджикистан, как стратегического партнёра  РФ по афганскому урегулированию и форпоста всей Евразии, оглашённой Президентом страны уважаемым Эмомали Рахмоном в августе с.г. 

    В сознание, как солнечный луч врезались слова лидера России о том, что  «Талибан»[1] должен выстраивать взаимоотношения со всеми этническими и религиозными группами, со всеми политическими и общественными организациями», а в особенности та её часть, что «…состав правительства, сформированного движением «Талибан» состоит сейчас, в основном, из пуштунских групп. «Но там есть таджики. А их от 40 до 47 процентов по разным подсчётам».

    Хотелось бы,  высказать экспертное видение, опираясь на данные полученные в полевых условиях, с мест, приближённых к религиозно-политическому Олимпу Афганистана. Искушённые практикой знатоки Востока, досконально знающих ситуацию, традиции народов, проживающих в этом ареале, обязаны внести свою весомую лепту в информационном освещении событий, развернувшиеся в многострадальном Афганистане.  

    Кульминацией речи Путина относительно положения национальных меньшинств в историческом Хорасане мы считаем фразы, высказанные на указанном заседании: «А потом, есть и узбеки, хазарейцы и другие. Да, я знаю, сейчас даже в руководящем составе «Талибана», в правительстве есть представители этих групп, но не на первых ролях. Люди претендуют занять значимые места в системе управления страной. И этот баланс должен быть найден. Интересы России заключаются в том, чтобы Афганистан в конце концов вышел из непрекращающейся перманентной гражданской войны и  народ этой многострадальной, без всякого преувеличения, страны почувствовал себя в рамках своих национальных границ и в безопасности и имел бы шансы на развитие и процветание».

    Всему миру становится ясно, что большие мировые игроки вряд ли всерьёз поверят уловкам талибам, выдававшим видимость инклюзивности вместо реального распределения должностей между участниками политического процесса. И если талибы не наступят на исторические грабли с этническими чистками или иными вопиющими преступлениями, будут соблюдать права женщин, реально разделят властные полномочия, то формальных препятствий для диалога с ними у стран, граничащих с Афганистаном не будут.

    По причине недавнего прошлого мы тоже ответственны перед судьбой  афганского народа, перед теми, кого в 80 и 90-е годы в угоду защиты национальных интересов приручили. Российское и таджикское экспертное сообщество призвано и дальше довести до кругов, близких к руководству РФ о чреватости деятельности движения, находящегося в запрещённых списках ООН, о пагубности их сращивания с ИГИЛ. Создавать прецедент в нарушении принципов международного гуманитарного права никому на данном моменте не выгодно.

    Президент России в силу чекисткой осведомлённости о процессах, происходящих в мире, вопреки некоторым псевдоафгановедам чётко обозначил главное, что при искусственном подходе позиционирования с путчистами из школы террора страна окажется в ряде стран, не признающих международные нормы общежития, возвеличивающих деяния бунтарей де-факто. Террористы не могут быть умеренными, миролюбивыми и способными на выполнение условий договора, под какой бы, они личиной не скрывались. 

     За аналогиями далёко ходит не придётся, достаточно вспомнит, во что превратили талибы Афганистан в период своего правления в 1996-2001г.г. Припомним в части касающегося, если мягко сказать криминальных деяний движения «Талибан», направленных на явное вмешательство во внутренние дела России и попирание его национальных интересов: 

    Захватив власть в указанном отрезке времени, талибы первым делом признали независимость т.н.Ичкерии (1), создав боевой плацдарм, представили убежище чеченским боевикам (2),  которые до сих пор имеют целый боеспособный батальон в составе группы ДТ (3), дислоцированных разрозненно на севере Афганистана. Развернули агитацию против «страны исхода т.н. ереси» - России (4) по всему миру и направили в российские регионы Кавказа хорошо подготовленных арабских наёмников во главе с Хаттабом (5), которые воевали в составе «Аль-Каиды» в Афганистане.  В тандеме с Исламским движением Узбекистана в 1999 году  чеченские боевики прорвав государственную границу Таджикистана, охраняемое тогда российскими пограничниками, осуществили нападение на населённые пункты Таджикистана, Кыргызстана (Баткента) и Ташкента (РУ) (6).   Люди, вхожие в знание нюансов ситуации осведомлены, что талибовские спецслужбы подстрекаемые энной страной вели разведывательную работу по насаждению радикальных форм правления шариата в мусульманских регионах РФ (7). В частности с 1999-2001 г.г. на территории страны выявлены и задержаны хорошо функционирующие ячейки талибов, которые намеривались осуществить террористическую акцию по отношению к представителям одной из стран СНГ (8). В 1995 году талибы заставили самолёт «Ил -76» (командир Шарпатов)  осуществит посадку в Кандагаре, нанося невосполнимый вред внешнеполитическому имиджу России, как мировой державы (9). О том, что за этим позорным шагом, как в Буйнаксе и Беслане прошли унизительные переговоры с воспитанниками школы террора - талибами, оставим за рамкой данной статьи (10). Одним словом - без комментарий.

    И озвученная пресс-секретарём официальная позиция страны, что у России не может быть отдельного механизма для исключения «Талибана» (запрещен в РФ) из списка террористических организаций, отвечает сложившимся реальному времени. И это правда, что «Закрыть глаза на сохранение террористической деятельности в Афганистане или на недостаточную борьбу с ней со стороны талибов… и признать их мы не сможем».

    Те недальновидные эксперты, которые подталкивают к спешному смягчению пуштунского радикального фактора запамятовали многое. А именно, то что ячейка ИГИЛ  – «Вилаяти «Хорасан» образовалась в 2014г. на основе недовольной части «Талибан» в провинции Джелалабад в местах компактного проживания пуштунов. Эти силы никуда не делись и продолжают убивать мирных афганцев, как это случилось в захвате Панджшерского ущелья. Сегмент персоязычного Интернета заполнен массой интервью с наёмниками, членами «Талибан», объявивших этнических таджиков – последователей ханифитского течения Ислама,  не согласных с ними неверными.

    Если талибы в тандеме с ИГИЛ  многомиллионных истинных мусульман винят в ереси и атеизме, чьи семьи и имущества принадлежат экспроприации, то тогда, как объяснить, их потенциальное поведение с ортодоксальными христианами  России, не признающих диктат религиозного нашествия. Или кто может гарантировать,  какой сюрприз они готовят для мусульманской части субъектов РФ?

    Мы ищем свои корни, ратуем за права своих соотечественников за рубежом. Создали фонды «Русский мир» и «Россотрудничество», нацеленных на их защиту. Невзирая на позицию «правителей мира», русский  народ  им, считая их частицей своей этнической идентичности. Такая же ситуация складывается у Таджикистана по отношению к своим соотечественникам за рекой Пянджа.

    Исходя из этой ситуации, перед аналитическим сообществом России сегодня архиважном фактором становится выяснение вопросов,  актуальных для будущего развития государство и его союзников из Центральной Евразии, в частности Таджикистана. Чего же хотят таджики Афганистана после прихода к власти талибов? По чей вине они оказались на обочине политической жизни Афганистана? Почему талибы, как националистическое движение  ограничивают именно таджиков, считая их барьером на пути установления диктатуры?  Что собой представляет политические организации Афганистана, возглавляемые преимущественно народами  Севера? Какие мотивы и тезисы движут российскими интеллектуалами, предлагающими поддержат этнических групп, близких по духу к России?          

    Во-первых, таджики, как титульная нация в Афганистане, насчитывающей 17 млн. человек во все времена начиная с царской России питали особые чувства, основанные на взаимном уважении и симпатии к северному соседу и его представителям. Люди, работавшие в 80-е годы прошлого века в Афганистане, это хорошо усвоили и знают. Именно афганский таджик первым прибегал на помощь советскому солдату при посредничестве переводчика из Таджикистана. Многие проекты осуществлялись с опорой на таджикское сословие, хорошо образованное в силу природных наклонностей и имеющее широкую базу связей с северными соседями. Во-вторых, не в обиду будет сказать, но представители других народностей при первом выстреле меняли позицию, как флюгер, прейдя из стороны в сторону. Ахмадшах Масуд, полевой командир сил сопротивления, таджик по национальности,  договорившись  с советским командованием в 1989 г. обеспечил безопасность перевала Саланг при переходе 40-й армии Громова и тем самим спас многие тысячи жизни простых русских солдат. Силы «Северного альянса», выполнив роль буферной зоны, защищали таджикских и российских пограничников в боях против членов террористических организаций на границе РТ и ИГА в 1999-2001 г. Можно привести и другие факты, утверждающие нашу версию, но пока довольствуемся этим.

    Таким образом, военно-политическая, дипломатическая и гуманитарная поддержка национальных меньшинств Афганистана веяние времени, отвечающее подлинным национальным интересам РФ и его союзникам. Первым делом, необходимо, чтобы МЧС России осуществило рейсы  для оказания экстренной помощи, в виде медикаментов, продуктов первой необходимости, зимней одежды, страдающему афганскому населению, исходя из того, факта, что  север Афганистана – это трог,  горная ледниковая долина, где зима наступает очень рано, и буквально в конце октября. Это положение надо и нужно скорее исправить.   Истинное мужество обнаруживается  во время беды, и благо, что это время настало. А галиматью, поддерживающую аморфную субстанцию, называемую      «Талибан»[2], скорее всего, нужно сбалансировать и контролировать, чем возвеличивать.

            Слова Путина В.В. о позиции страны по отношению к сложившемуся геополитическому раскладу региона яркое тому подтверждение: «Россия никогда не забывает своей ответственности, которую она несёт за безопасность и процветание соседних стран, с которыми нас сближают неразрывные, исторические, культурные, человеческие связи».

     

     Сергей Рахимов, эксперт по странам Южной Азии и

                                        Среднего Востока.



    [1].Талибан - запрещённая в Таджикистане и России террористическая организация

     

    [2] . Талибан - запрещённая в Таджикистане и России террористическая организация

     

0